О «техниках прощения»
В современной популярной психологии, да и вообще в медийном пространстве широко известен такой феномен, как «техники прощения».
Авторы данных техник и методик уверяют, что применяя их, человек постепенно избавится от гнева, злости, ненависти и желания отомстить, которые возникли в результате какого-либо события или общения с «обидчиком».
Вместе с этим уйдут также нисходящие состояния более «пассивного» спектра: саможаление, разочарование, тупиковость и депрессия (или вина, если мы сами обидели кого-то).
«Обидчиками», совершившими то, чего от них не ожидал человек, и в результате причинившими плохо поддающуюся проработке, а зачастую и просто «задвигаемую куда-нибудь поглубже», психологическую боль — как правило выступают родители, партнёры, супруги, дети или коллеги по работе.
Что представляют из себя данные «техники прощения»?
Это определённая последовательность умственных и/или эмоциональных действий, которые человек выполняет самостоятельно или с помощью «эксперта». И после выполнения этих действий — авторы техник обещают решение сложившейся у человека проблемы.
Если же техника не помогла сразу — обычно предлагается повторять её чаще, с бóльшим упорством и верой в приближающееся чудо
Приведу лишь несколько примеров подобных техник, хотя их аналогов существует великое множество и при желании вы легко найдёте их в большом разнообразии в поиске гугла:
1) «Молитва преображения» за авторством В. Синельникова, она же — метод «Хо’опонопоно» гавайской шаманки Н. Симеоне.
Вот особо показательный отрывок из этой молитвы, в котором легко уловить её общий тон:
«Я глубоко раскаиваюсь в содеянном
И свободной волей своей я отменяю все мои разрушительные мысли и программы в отношении тебя (*т.е. обидчика), твоих предков и всего твоего Рода.
Я прощаю тебя и твоих предков за все их неправильные мысли и поступки, совершённые намеренно или нечаянно в отношении меня и моих предков от Сотворения мира и до сегодняшнего дня.
Прости и ты меня и весь мой Род, ибо мы не ведали, что творили…»
Как видите, градус пафоса и иллюзорной веры в то, что повторением каких-либо слов можно исправить что-то настолько глубокое, как родовые связи и паттерны взаимоотношений — зашкаливает.
2) Не менее распространена и так называемая «медитация Свияша».
Вот её вариант по отношению к обидевшему чем-то человека отцу:
«С любовью и благодарностью я прощаю моего отца и принимаю его таким, каким его создал Бог (или: и принимаю его таким, какой он есть). Я прошу прощения у моего отца за мои негативные мысли, эмоции и поступки по отношению к нему. Мой отец прощает меня за мои мысли, эмоции и поступки по отношению к нему.»
Опять же, предлагается вот так «медитировать» регулярно и ждать как манны небесной — улучшения отношений с отцом.
*А в реальности рано или поздно, как только спадут «розовые очки«» веры в действенность подобной примитивной техники – придёт только опустошение, разочарование и озлобленность на себя самого за бессмысленно потраченную энергию и время.
3) Из западного ареала у нас широко прижилась техника так называемого «Радикального прощения» Колина Типпинга.
К. Типпинг — это англичанин, эмигрировавший в США и построивший там огромный бизнес на этой технике. Дошло аж до её применения в корпоративной среде для «повышения корпоративной морали»
А в сути своей техника Типпинга — это заполнение «анкеты радикального прощения», в которой после короткого описания ситуации и эмоций человека, предлагается отмечать своё согласие или несогласие с подобными формулировками:
«Теперь я с любовью отпускаю все суждения и негативные чувства по поводу себя, и полностью принимаю себя таким, какой я есть, со всеми моими несовершенствами.»
«Я полностью прощаю себя и принимаю себя как любящую, великодушную и творческую личность».
«Я признаю своё Единство с Источником и чувствую, что я полостью воссоединён с ним.»
И так далее, и тому подобное.
Очередной набор штампов, надёрганных из поп-эзотерической литературы, большой список которой мы приводили в недавнем видео.
Даётся жёсткая умственная схема, по которой человеку предлагается себя «отформатировать», без реального понимания, проживания, осознания ситуации и путей выхода из неё.
Но за счёт «накачки» эмоционального плана ощущением приобщения «к чему-то эдакому», тайному, эзотерическому — с жонглированием терминами из псевдо-эзотерической литературы, человеку временно хватает воодушевления рассказать знакомым «как ему полегчало».
А признаваться потом в своей ошибке, в том, что весь эффект прошёл и итоговое состояние за счёт растраты энергии на иллюзии стало ещё хуже — никому не хочется.
Так эта техника «радикального прощения» и другие подобные ей — и находят своё распространение.
4) Также часто советуют поставить в центре комнаты пустой стул, представить на нём своего обидчика и высказать ему всё накопленное-подавленное-вытесненное.
Показательный момент — авторы этого подхода предлагают считать процесс успешным, если после него появилась опустошённость и усталость.
Сразу видно тонких знатоков человеческого устройства! Отсутствие сил — оказывается, благо для человека и показатель хорошо проделанной работы
5) И масса других вариантов: написание писем обидчику с последующим их сжиганием, мысленное дарение обидчику букета цветов, представление (в воображении или на бумаге) ситуации из прошлого и придумывание для неё альтернативной концовки с другими линиями собственного поведения, просто «хождение на поклон» к обидевшему тебя человеку и проговаривание ему того, что ты больше не держишь на него зла.
И так далее, и тому подобное — везде предлагается что-то сказать, представить, проявить эмоцию… То есть совершать действия в пространстве нашего ума или эмоций.
Сразу скажу, что это — лучше, чем ничего.
Это лучше, чем становиться холодным циником и скептиком, живущим в строго материальной плоскости, агрессивно не признающим значимости внутреннего пространства человека и разрушительного влияния поля обиды на него.
Путь исследования для проработки нисходящего состояния обиды — важен и нужен, но намного лучше сделать его более целостным!
Тогда время и энергия, вложенные в устремление разобраться со своими обидами — дадут заметно бóльший эффект.
Во-первых, стоит включить в процесс проработки обиды пространство нашего тела.
Подключить активное дыхание, использовать катарсическую музыку, наблюдать за тем, как обида проявляется в теле, ощущать эту тяжесть, скованность, холод, или наоборот — жжение, в груди-горле-животе, и постепенно знакомясь с проявлениями обиды в теле — «прогревать» их теплом своего внимания и дыхания.
Подробнее этот процесс и конкретные ситуации жизненных обид — мы разбираем с клиентами на сессиях холо-коррекции, записаться на которую или задать свои вопросы можно по ссылке.
Во-вторых, стоит понять, чему же нас обида учит.
У нас есть шанс понять, какие внутренние качества нас и других участников ситуации — к ней привели.
А также понять то, какие качества в себе стоит развивать, чтобы в такую ситуацию больше не попадать и проходить схожие сценарии гармонично.
Именно это и будет подлинным прощением или у-прощением ситуации, когда становится ясно, просто и понятно, как стоило поступить раньше и стоит поступать в дальнейшем.
Спектр в целом полезных для наработки качеств и определение того, чего же из этих качеств не хватило, чтобы не попасть в конкретную клиентскую ситуацию в прошлом — мы опять же обсуждаем на сессиях холо-коррекции, это каждый раз — предмет для глубокого исследования, проживания на всех планах человека и обретения нового понимания.
Но ещё один важный нюанс, который бы я хотел особо отметить, и по поводу которого даже записал отдельное видео — это то, что «зацикленной на себя»: умственной, эмоциональной, пусть даже и включающей в себя пространство тела проработкой — ситуация может и не исчерпаться, глобально не исправиться.
Зачастую те ситуации, в которых нас обидели или мы обидели кого-то — имеют причину в одном из слоёв нашего подсознания: личном, родовом, кармическом (или по-другому говоря — трансперсональном).
Негармоничные «залежи» в нашем подсознании образуются в результате каких-то действий (а не мыслей или эмоций): в этой нашей жизни, в родовом пространстве, или в прошлом наработанном душой опыте.
Соответственно, и целостно исправить ситуацию можно каким-то конкретным действием, исправляющим, исцеляющим ошибки прошлого, приносящим вместо зла, агрессии, разрушения, обмана — гармонию в пространство взаимодействия с обидевшим вас/обиженным вами человеком или в целом во взаимодействие с другими людьми.
Потому как для Жизни (и для нашей души, что в глубине — одно и то же) важнее всего, чтобы мы «выучили урок», перестали поступать бесчеловечно, и начали вкладывать свои усилия, время и энергию в творческое, гармоничное преображение жизни вокруг себя.
Это привнесение гармонии в окружающее нас пространство может быть выражено дружеской помощью кому-то, начиная со своих близких, ласковым поддерживающим словом в сложный для человека период, трудом на благо другого, созданием для него уюта или просто сделанной приятной мелочью, чётким выполнением договорённостей, научением кого-то чему-то, чем ты сам хорошо владеешь и т.д. и т.п. В общем любой «осязаемой» формой помощи кому-то из людей, в меру наших сил, возможностей и понимания.
Кстати и собственное пребывание в гармоничном состоянии: с высоким уровнем здоровья и жизненных сил, внутренним покоем и глубоким пониманием процессов в себе и в окружающей жизни (т.е. с направлением усилий на развитие собственного мировоззрения) — тоже будет являться хорошим вложением той энергии, которая высвободится в результате исследования накопленных полей обиды.
И когда человек начнёт подобным образом выстраивать свою жизнь и внешнюю реализацию на более человечных, душевных, гармоничных началах — «урок» от жизни, который она дала нам через ситуацию с обидой — можно будет считать «пройденным» и завершённым.
Коротко об этом принципе «привязывания» своих действий по исправлению ситуации, в которой обидели вы или обидели вас — к реальности, к стремлению «наносить зримую пользу» окружающим (вместо зацикленных на себя игр ума в пространстве слов и эмоций) — я проговорил в сегодняшнем видео. Приятного просмотра:
Тоже аналогичных рассказов клиентов на сессиях холо-коррекции наслушался немало, что и подтолкнуло к написанию статьи
Спасибо большое за пост! Очень актуальная тема в нем рассматривается, да еще так масштабно.
Когда читала приведенные “молитвы”, местами улыбалась, местами становилось немного не по себе. Ведь действительно сейчас очень много людей в той или иной форме сталкиваются с подобного рода информацией и начинают ее практиковать.
Но без “зателеснивания”, без проживания, без более глубокого осознания причин пользы особой не будет. Тут действительно нужен реальный труд по самоисследованию.
На сеансах холо-коррекции клиенты часто про подобные техники спрашивают: “Стоит – не стоит их применять” и т.д. Теперь еще и твоим постом буду с ними делиться, когда речь будет о подобных техниках заходить.
Решение стоящих перед человеком проблем лежит в области более широкой, чем только умственный и эмоциональный план, и чтобы эту область в себе более целостно увидеть, поисследовать её и перейти потом к реализации нового обретённого понимания — придётся потрудиться но игра стоит свеч
Спасибо за материал! Структурировано, чётко и понятно! Буду делиться с клиентами.