Виды психологических защит
Психологические защиты — это наши подсознательные (т.е. не контролируемые или не полностью контролируемые нашим бодрствующим умом) автоматические реакции с целью сохранить внутреннюю психологическую устойчивость.
То есть во внешнем мире происходит событие, которое не встраивается в нашу картину мира и мы не понимаем, как на него реагировать. Мы пока не умеем в такой ситуации действовать взвешенно, логично, с понимаем того, что и зачем тут стоит делать.
В ответ на это наша подсознательная часть выдаёт некую автоматическую реакцию — вместо сознательной. Делает она это, чтобы мы хоть как-то повзаимодействовали с событием, а не совсем “выпали” в прострацию, тупик или социально неприемлемое поведение.
Например, находясь в крайнем раздражении — мы вымещаем злобу на ком-то, кто этого совсем не заслуживает, но “подвернулся под руку”. Или предпочитаем не замечать, что в отношениях с близким человеком что-то идёт не так — “закрываем глаза” на все явные знаки, что “корабль идёт ко дну”.
Таких реакций у нас достаточно много. Давайте же посмотрим, на какие основные группы их можно разделить.
Для начала — защиты бывают примитивные (детские) и вторичные (зрелые). Первые имеют врождённый характер и есть у всех, вторые — приобретённый, и то, какими они будут — во многом зависит от воспитания и жизненного пути. Будем рассматривать типы поведения нашей психики сразу с двух этих позиций.
1) Изоляция, избегание
Когда дети переживают стресс — они могут перейти к более простой форме восприятия реальности, где этого стресса и конфликта нет. Например, заснуть. Для взрослых людей — это избегание травмирующих межличностых и социальных отношений.
Граничит с этой и другая защита, под названием Регрессия. Для взрослых это желание перейти в состояние, более характерное для детей — отключить телефон и свернуться калачиком в уютной постели под одеялом/уснуть в объятиях близкого человека/всплакнуть на плече друга/уйти с головой в компьютерную игру и “спрятаться” там от всех проблем.
При чём некоторые люди не могут в нужный момент отказаться от регрессии, она начинает определять их стратегическую линию преодоления жизненных трудностей. Они плачутся и ноют, чтобы им помогли в работе коллеги, надувают губы, если набедокурят в личной жизни и ни за что не хотят признавать своих ошибок, брать на себя какую-либо ответственность в принципе. Тогда это уже можно определить термином “инфантильность”.
2) Замещение
В рамках замещения психика перенаправляет эмоции с опасного
объекта на безопасный
. Классический пример, который упомянут во вступлении к посту – это когда на вас накричал начальник, а вы, в свою очередь, дотерпели до прихода с работы домой и накричали на кого-нибудь из членов своей семьи. Потому что кричать на начальника – чревато конфликтом, увольнением и ударом по социальной реализации, а крик на близких, по крайней мере в короткой перспективе, имеет меньше последствий.
3) Отрицание (по отношению к внешним событиям)
Узнаёте действительно неприятную новость — и первым делом говорите “этого не может быть”. У детей такое поведение проявляется в формуле “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Или собаководам знакома картина нашкодившей собаки, которая знает, что наказание неминуемо, но закрывает себе глаза лапой или отворачивается в угол – всем видом демонстрируя, что разодранного дивана в комнате как бы и нет :)
Главная опасность тут — выработка привычки закрывать глаза на очевидные вещи и вполне реальные проблемы в жизни, которые никуда не денутся от того, что мы “зажмурим глаза”.
Для взрослых людей это ещё трансформируется в установки вроде “Не думай о плохом – оно и не случится! Улыбайся – и в твоей жизни будет всё прекрасно! Будь на позитиве!”. Современная «мода на позитив» берёт начало именно из этой защиты.
4) Вытеснение (уже по отношению к своему внутреннему пространству)
Удержание вытесненного материала в подсознании требует энергии, наших сил. В детстве и молодости с этим проблем нет. Но человек становится старше, у него появляется больше внешней ответственности, а данного природой и растранжиренного здоровья, наоборот, — с каждым годом всё меньше. И тут эти подавленные и вытесненные части личности становятся всё ощутимее.
Один из главных постулатов целостного восприятия человека гласит “наша психика очень физиологична”. И соответственно, все внутренние конфликты, подавленные эмоции — находят прямое отражение в теле. Наши жидкие среды (кровь, лимфа, желчь и т.п.) напрямую отражают эмоциональный план. И чем больше в нём вытесненных конфликтов — тем более вязкой становится наша кровь, тем хуже она проходит по сосудам, тем хуже уносит продукты клеточного обмена — и тем хуже работают все внутренние органы, а болезни становятся ближе. Поэтому вытеснение эмоций — совсем не безопасная штука.
5) Уверенность в своей безграничной компетентности
Маленькие дети уверены, что все блага (еда, уют, забота, ласка) — появляются по их воле. Они полагают, что всё это добыто ими самим, а вовсе не дано кем-то извне.
Остатки этой уверенности живут во многих из нас – именно они поддерживают ощущение нашей компетентности во всём подряд и жизненной эффективности вообще. Отсюда и привычка о любом непонятом явлении рассуждать с авторитетностью эксперта. Для таких людей появился даже устойчивый термин — «кухонные политики» или «диванные эксперты» :)
6) Идеализация и обесценивание, очарование и разочарование
Все мы когда-то считали своих родителей самыми сильными, смелыми и прекрасными людьми на Земле. Мы искренне верили, что наш папа может поднять гору, а мама – самая красивая на свете. Мы старались подражать им во всём — и это было нормальным механизмом, необходимым для успешной социализации.
Но не осознав вовремя этот механизм, мы выходим во взрослую жизнь (и часто это остаётся неизменным всю жизнь) с безоговорочной верой авторитетам, публичным личностям, учёным и СМИ. Это ярко проявленное нежелание самостоятельно разбираться в явлениях, вникать, исследовать — и перекладывание ответственности на других.
Потребность идеализировать кого-то в своём окружении, а не воспринимать его целостно — со всеми достоинствами и недостатками — пережиток детских привычек и потенциальный источник больших проблем во взрослой жизни.
7) Проекция
Когда у ребёнка болит живот — он не приписывает неприятные ощущения своему организму и скорее воспринимает это как боль, приходящую извне.
Также и многие взрослые при общении приписывают собеседнику свои собственные мысли, взгляды, опасения и т.п.
Моя учительница математики в школе любила говорить “Каждый думает в меру своей испорченности”. И в любой ситуации каждый может не только видеть что-то своё (вспомним Поллианну с её мудрой игрой искать во всём радость) — но и будет уверен, что все остальные видят мир точно так же!
Так патологические ревнивцы подозревают близких в измене и третируют их по этому поводу, а на самом деле — видят в других свои же подавленные желания и боятся их. И это – проявление защиты психики от “нелицеприятных” других граней себя же самого.
Иногда доходит до абсурдных ситуаций, когда, например, у женщины образовалась установка вроде “все мужчины ходят налево”. Это могло произойти и в детстве — в результате общения с мамой, и в результате эмоциональной травмы в юности или молодости. Если эту установку вовремя не осознать — то через долгие годы беспочвенных подозрений мужа, истерик и скандалов — женщина-таки добьётся своего, муж ей изменит или уйдёт к другой. И наконец бывшая жена сможет произнести “ну воот, я же говорииила!”. То есть пытаясь защититься от повторения пережитой когда-то боли – именно её женщина в итоге и получает.
Интроекция же — обратная разновидность этой защиты. Она происходит, когда мы приписываем встреченные у кого-то в обществе качества — себе, и культивируем их бессознательно. Дети так постепенно копируют, перенимают качества родителей и считают, что всегда “такими” и были. Во взрослом состоянии это характеризуется поговоркой “с волками жить — по волчьи выть”. Когда попадая в агрессивно настроенное к нему общество, человек незаметно для себя теряют свою основу, совесть, нравственность. И сам становится и остаётся таким же бесчеловечным как окружавшие его временно люди, даже когда выходит из трудных обстоятельств. Например, во время тюремного заключения.
8) Интеллектуализация
Это попытка человека перевести восприятие и проявление себя строго в логическую плоскость. Отказаться при этом от своих эмоций и чувств, ощущений в теле, наблюдения за уровнем сил и энергии. И относиться ко всему только с позиции прямолинейной логики, бесстрастно взирать на всё с “пьедестала ума”.
От такого дробления целостного восприятия себя — ничего хорошего в длительной перспективе не выйдет. Потому что, опять же, на подавление и “не замечание” столь значимых частей себя как чувства или тело — нужна энергия.
Запасы её не безграничны и рано или поздно человек будет вынужден или отказаться от излишней интеллектуализации, или будет разбираться с нарушениями в работе нервной системы, которая и функционирует на этой энергии.
Симптомы могут быть самыми разными — ухудшение сна, пищеварения, а потом и работы всех внутренних органов. Речь здесь, правда, иногда идёт о годах, если не десятилетиях — поэтому и встречаются люди-“сухари”, строгие логики, не признающие ни эмоций, ни чувств, но со здоровьем у которых до поры до времени всё нормально. До поры до времени — тут ключевые слова :)
Типичный пример интеллектуализации — это фраза: «Ну да, естественно, я несколько сержусь по этому поводу», сказанная мимоходом равнодушным тоном. Человек спокойно анализирует свою эмоцию — даже если она предполагает очень бурные переживания — и говорит о ней, словно сообщает сводку погоды. Ничего однозначно плохого в таком эпизоде нет. Но только до тех пор, пока интеллектуализация не приводит к блокированию человеческих чувств вообще, пока мы, несмотря на свой «трезвый» рассудок, всё ещё сохраняем возможность радоваться и грустить, любить и печалиться. Проживать эти чувства всеми клетками своего тела, не оценивая их умом.
9) Поверхностная рационализация
Защита психики, когда любое своё действие мы пытаемся не трезво оценить, а подобрать для него удобоваримую “рациональную причину”, не оглядываясь на очевидные для стороннего наблюдателя факты. Так родитель, бьющий своего ребёнка, предпочитает думать, что наказывает его не потому, что он зол из-за пробок по дороге домой или вымещает таким образом подавленную агрессию в сторону начальника, а потому, что «так он лучше воспитает ребёнка», «сделает из него человека», «облегчит ему жизнь в будущем».
В самОм поиске глубинного смысла в том, что мы делаем — ничего плохого нет. Но здесь поиск смысла подменяется подбором удобного только для нашего подсознания повода своих действия, оправдания их любой ценой.
Близка к рационализации и Морализация. Разница лишь в том, что для оправдания своих действий здесь люди обязательно используют ещё и высокие идеалы. Так инквизиция терзала, мучила и убивала людей «во имя Бога», при этом реализуя тотально-антибожественные программы и создавая условия, близкие к «аду на земле». Или колонисты времён Колумба прикрывались идеями распространения плодов высшей цивилизации у народов, чьи природные богатства они расхищали. Так же поступают и некоторые современные державы, под видом «защиты идеалов демократии» решающие свои политические задачи.
10) Реактивное образование
Весьма интересная защитная реакция, в рамках которой психика совершает перевёртыш и превращает ту или иную эмоцию, которая по каким-то причинам непереносима, в её противоположность. Как правило, в свою противоположность обращается неприязнь и даже ненависть, становясь «безумной любовью». Нередко маленький ребенок обнимает своего новорожденного брата или сестру, так как, по его словам, «любит его до смерти». И начинает постоянно петь ему слишком громко, баюкать — слишком активно, предлагать ему что-то очень вкусное, но явно вредное и опасное для здоровья малыша. Аналогично и для взрослых людей: глубоко развратный внутри человек может превратиться в яростного поборника нравственности. Бабушки на лавочке у подъезда, любящие поговорить о том, куда «катятся нравы», и при этом распускающие сплетни о жильцах дома — отличный тому пример. Отличительная черта реактивного образования — гипертрофированность и негибкость поведения человека.
11) Слияние
В слиянии отсутствует граница между “я” и “не-я”. Есть только одно тотальное “мы”. Наиболее чётко механизм слияния выражен в первый год жизни ребёнка. Мать и дитя находятся в слиянии, что способствует выживанию маленького человека, потому что мама очень тонко чувствует потребности своего ребёнка и реагирует на них. В данном случае речь идёт о здоровом проявлении этого защитного механизма.
А вот в отношениях мужчины и женщины подобное слияние — чаще всего попытка сбежать от своих внутренних конфликтов. И как правило “слиться” больше хочет тот партнёр, у кого конфликтов накоплено больше (или осознано и проработано их меньше, что одно и то же). А второй партнёр в силу каких-то причин делится своей энергией, жизненностью, целостностью и начинает подпитывать свою вторую половинку. Как правило, пользоваться чужой энергией очень удобно и приятно, и процесс этот с годами только набирает обороты, тормозя развитие обоих партнёров — один упорно не хочет работать над собой, а у второго кончаются силы работать за двоих. Рано или поздно это выльется из неосознанной плоскости в конфликт уже сознательный и приведёт или к трансформации характера отношений, или к их прекращению.
12) Сексуализация
Бессознательное превращение негативного опыта (ужаса, боли) в восторг, замешанный на гормональном удовольствии. Женщины склонны сексуализировать зависимость («Раз уж я слабая женщина, раз меня против моей воли учили подчинению — попытаюсь хотя бы получать от этого подчинения удовольствие» – таковы бессознательные мысли женщины в данном случае), а мужчины — агрессивность («Раз уж я должен быть ‘настоящим мужчиной’, который периодически должен быть жёстким и даже причинять людям боль, что мне совсем неприятно — попытаюсь хотя бы получать от этого удовольствие»). Некоторые люди сексуализируют деньги, другие — власть и т. д.
13) Сублимация
Сублимация — широко распространённый термин, это обращение какого-либо неприемлемого обществом импульса в социально приемлемые и весьма одобряемые виды деятельности — в искусство, спорт, науку, профессию. Дантист может сублимировать желание причинять людям боль, адвокат или бизнесмен — соперничество и агрессию, художник — выражать через холст любые свои переживания и т.д. Сублимация для общей человеческой популяции выгоднее остальных форм психологичской защиты, так как направляет энергию людей в том числе и на помощь обществу.
Я перечислил только основные группы психологических защит. Их, конечно, существует намного больше. Но описывать их дальше не имеет большого смысла. Суть, думаю, ясна.
В определённых ситуациях мы «действуем на автомате», отдавая бразды правления собой — своему же подсознанию (или другими словами — неосознаваемой части нас).
Вместо того, чтобы поддаваться подобным импульсивным и запрограммированным реакциям — можно нарабатывать навык отстранения от этих реакций и осознавания своих же программ.
А для этого нужно “зацепиться” сознанием за какой-то объективный процесс в теле. И проще всего в любой момент времени нам почувствовать своё дыхание.
Наработка навыка такого “зателеснивания” сознания — крайне важная вещь при работе с любыми негармоничными внутренними реакциями и состояниями.
Во-первых, дыхание даёт нам дополнительную энергию для понимания себя и тонких внутренних процессов (в санскрите для “дыхания” и “энергии”, “жизни” существует всего одно слово — “прана”).
Во-вторых, дыхание — это “путеводная нить” в процессе самоисследования, которая в любой момент времени позволяет переключить своё внимание с ярких эмоций, реакций, мыслей — на себя, на сам процесс дыхания. И за счёт этого стать шире своих реакций, увидеть их со стороны, разотождествиться с захватывающим вас эмоциональным штормом.
На наших ресурсах есть статьи о дыхательных техниках. О телесном дыхании — базовой технике переведения внимания на дыхание и тело. А также об аудиокоррекции — технике для выхода из негармоничных внутренних состояний в том числе с использованием бинауральной музыки, когда простого наблюдения за дыханием уже “не хватает” для того, чтобы гармонизировать своё состояние.
Рекомендую ознакомиться с ними и начать нарабатывать инструменты подлинной психологической защиты — через осознавание себя и программ своего подсознания в каждый момент времени!
При подготовке поста использовались следующие статьи: [1], [2], [3], [4]
Женя, спасибо!
Читала статью, узнавала в себе уже проработанные защитные реакции и те, с которыми ещё надо поработать:) Так что, статья не только познавательная, но и практичная
Буду скидывать этот материал клиентам — полезно себя проанализировать на разные виды защит от реальности
Отличный материал!
Всё чётко!
Список стандартных реакций, вполне узнаваемый практически любым человеком.
И главное — хорошо описал самые простые первые шаги к бóльшей осознанности — “зателеснивание”.
С этого начать проще всего. И уже далее развиваться в том направлении, какое будет соответствовать психотипу.
Спасибо за все техники по наработке бóльшего понимания себя, которым ты научил меня и всех ребят в Холо-системе за эти годы
Рад идти в их освоении всё дальше и делиться наработанным опытом с людьми, которые обращаются к нам за помощью по всем направлениям целостной работы
“Зателеснивание” очень помогает, поэтому слушаю аудиокоррекции и аудиопранаямы!
Кстати, аудиопранамы помогали в период болезни Ковидом, особенно, когда болела голова.
Спасибо за статью!