Проснись и пой! О пользе вокала для здоровья человека
В нашей компании друзей не мало тех, кто занимается творчеством, в том числе и вокалом. Кто-то берет частные уроки, а кто-то является профессиональным певцом, педагогом, выступая на эстраде и даже оперной сцене.
Однако, тема пользы пения для здоровья человека, на сколько я помню, на нашем форуме раскрыта пока не была. Посему я решила в общих чертах её осветить. К тому же, пение является достаточно значимой частью моей жизни и в той или иной форме сопровождает меня с детства. Вероятно, следующий пост будет именно об этом, ну а пока о том, почему же нам стОит петь?
“Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела”. Шушарджан С. В. “Музыкотерапия и резервы человеческого организма”.
Как-то одна из российских певиц высказала интересный тезис на счёт того, что вокал самый естественный для человека вид искусства. И ведь правда, чтобы рисовать нужны краски и кисть, чтобы играть на музыкальных инструментах – соответственно, инструменты, а для пения не нужны никакие сторонние предметы. И в большинстве своём даже не особенно развитый голосовой аппарат позволит человеку как-нибудь да спеть. В данном смысле с вокалом может конкурировать разве что танец. Не удивительно, что духовные практики, связанные с этими двумя видами искусств, самые древние и самые мощные.
Пение – это что-то между речью и завыванием, это словно бы объединение сознательного, божественного начала человека и его животной, природной составляющей. Вот на пример, плач или стон тоже близок по своей природе к пению. Сразу на ум приходит один из видео-роликов Алексея Галкина по холистическому массажу. Клиентке местами было больно, и он говорил ей: “Работай с голосом, пой…”. Да-да, протяжные стоны женщины порой напоминали русский народный напев. И мы ведь знаем, что страдания нужно выводить на тело, вышевеливать, продышивать и конечно, выпевать:) Как сказано выше, нашим предкам это было известно с сааамых-сааамых незапамятных времен.
Пришла мысль, что вообще-то первое, что делает человек, родившись на свет, это поёт:) Хотя крик всё же – это не пение, не смотря на то, что порой данные понятия могут пересекаться. Во втором случае, традиционно, вместе с голосовым звукоизвлечением необходимо наличие музыкальной гармонии и ритма. Хотя и здесь может возникнуть противоречие. Известно, что древние славянские (и наверняка не только славянские) песнопения отличались отсутствием определенной тональности и ритмики, это могли быть очень живые, текучие исполнения в нескольких тональностях одновременно, как бы без жесткой структуры, потоковые, как сама природа.
Интересно вспоминать уроки по сольфеджио, на которых очень увлеченная своим делом преподаватель, просила нас акапельно строить интервалы, подстраиваясь под индивидуальное звучание другого студента. Дело в том, что каждый звук состоит из ряда обертонов (частичек тона). То есть у каждого из нас есть своё “до”. Но нынче, а конкретнее с 17 в. в музыкальной теории используется равномерно темперированный строй. То есть условно мы поём ноту “до” как на инструменте – универсальную для всех, не учитывая тембральные особенности. Елена Евгеньевна же просила нас исполнять нетемперированные ноты, а свои и близкие по окраске к нотам партнеров, предлагала нам подстраиваться к обертонам для чистоты строя. Ооочень интересный процесс, медитативный и вдохновляющий! Это развивает не только слух, но и что-то большее, заставляет замирать… Это, конечно, уже весьма тонкие моменты, для профессионалов скорее. Но я очень рада, что мне удалось чуть-чуть прикоснуться к этому таинству. По словам преподавателя, именно так исполнялись древние церковные песнопения, благодаря чему звучание было еще более чистым, живым и тонким, будто особый природный организм.
Так что же всё-таки происходит в организме человека во время вокального исполнения? Из уроков физики все мы помним, что звук – это волна. Звук – это физическое явление, вызванное колебанием какого-либо упругого тела. Если мы говорим о пении, то упругим телом в данном случае являются наши голосовые связки. Мы набираем воздух в легкие, диафрагма же выталкивает его из легких, воздух поднимается по трахее и бронхам, к глотке, где и прикреплены связки. При попадании струи воздуха на них, связки начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду, создавая в горле вибрацию. Звуковые волны от этого колебания расходятся по телу, как круги по воде. Далее уже своим вниманием мы направляем новорожденную звуковую волну в резонаторы (нос, рот, голова, грудь, лицо, затылок), включаем артикуляционный аппарат и ПОЁМ!
Исходя из вышесказанного, легко заметить, что при пении более всего участвуют четыре центра (голова, горло, грудь, живот). А вибрации от этой работы распространяются на всё тело! Наверняка, Вам в голову уже пришла аналогия с типовой психологической, телесно-ориентированной терапией. Ведь пребывая на сессии у Алексея или практикуя дома самостоятельно, мы прежде всего ловим различные негативные скопления (ну и в редкие минуты благостные потоки:)) именно в этих центрах. Вот и получается, что пение – это полноценная духовная практика, если подходить к нему осознанно и не от ума, а точнее не только от ума.
Очень уж много всего скапливается у нас внутри, огромное количество зажимов сковывает человека от макушки до пальчиков ног. Вокальная деятельность помогает раскрепощаться и пропускать накопленное через дыхание и голос. Моя подруга, профессиональный педагог, клиентка Алексея и автор-исполнитель Анастасия Кулиева не раз рассказывала о том, какие зажатые люди приходят к ней в студию. И я это понимаю не понаслышке, сама такая:) Порой развести руки в стороны, открыть широко рот и дать хоть какой-то вменяемый звук для нас огрооомная проблема. Я уже не говорю о выступлении на публике – отдельная большая тема. Также Настя приводила примеры с тем, что ученицы порой во время упражнений доходят в хорошем смысле до слез. То есть какой-то блок снимается и человек чувствует некое освобождение. Я и сама знаю эти ощущения вдохновения после уроков вокала, не одна моя песня была написана как раз на этой энергии творческого полёта.
Далее хочется развить тему чуть более глубже, раскрыв понятие Слова в отношении вокала. Как мы выяснили, пение прекрасно и само по себе, оно полноценно без слов. Вы можете просто намурлыкивать какую-либо мелодию на любой гласный звук или пробовать петь сложные академические вокализы, а может быть и напевы в этническом стиле – всё это будет на пользу Вашему здоровью. НО! “В начале было Слово…” Потоковые, душевные стихи в купе с музыкальной составляющей могут образовать еще более мощный эффект, еще больше зацепить нас эмоционально, спровоцировав тем самым катарсис – очищение души.
Всем известна сила песни в трудные моменты жизни. Сколько военных песен во многом помогло выиграть Великую Отечественную, а песни во время физического труда. Возникают прекрасные, тёплые кадры из советских кинофильмов… Сейчас труд у людей в основном умственный, однако напряжения в организме от того не меньше, а точнее гораздо больше. Посему хорошо бы и ныне песне быть такой же повседневностью, как и в былые годы. Нам ведь всем жизненно необходимо раскрепощаться и сбрасывать эмоциональные баласты. Но конечно, не в обстановке караочного разгула, где несчастные пьяно-орущие мужики пытаются излить душу посредством Владимирского централа:) Лучше уж изливать душу в душе! При контрастном обливании работа с голосом идет особенно естественно и плодотворно:) Или, на пример, в бане. Ооох… Это было для меня настоящим открытием этого лета! Ранее в банях и саунах петь не доводилось. А тут появилась возможность попробовать:) Очень интересно, что в связи с более интенсивным дыханием и теми самыми вибрациями, выделительная система начинает работать тоже более активно. Течь начинает как из ручья:)
Вот так вокал ускоряет очистительный процесс:)
И так как состоим мы на 80 процентов из воды, а о структурировании воды с помощью, скажем так, положительных вибраций известно тоже уже очень давно. Можно себе представить, как здОрово мы можем структурировать себя (все свои тела) с помощью потокового пения! Ведь получается, что искренне спеть душевную, гармоничную песню, это практически словно бы акафист прочитать. В конечном счете все наши молитвы – ЕМУ. А уж посредством кого и чего мы их реализуем – вопрос второй.
Кстати, здесь интересным будет наблюдение на предмет того, что порой, когда я читаю акафист в своей регулярной домашней молитве, мне интуитивно хочется протянуть звуки по аналогии, как это делают батюшки на службах.
Надо ли говорить, что во всех религиях мира пение представляет собой неотъемлемую часть. Христианские духовные песнопения, мантры, исламские нашиды…
“Воспевать Богу… Душа поёт… Просто песня какая-то…!”
И еще чуть-чуть по существу:
- В 2015-м году у меня выявили заболевание щитовидной железы. Так вот как-то тогда один из кемеровских массажистов с нетрадиционным взглядом на оздоровление сказал мне: “Петь тебе надо, Соня…”. На сколько я помню, предысторию мою он не знал. А так-то совет вполне себе логичный. Горловая чакра отвечает за самоворыжение, способность заявлять о себе миру, высказываться итд. После этого изредка я стала брать уроки вокала и вуаля, гармоны гармонизировалисьJ Я понимаю, что подход к оздоровлению у меня был целостным, и далеко не в одном вокале дело, но всё же…
- Мой близкий друг делился со мной историей об излечении вокалом человека с серьёзным заболеванием легких, а также о мужчине, который вылечил астму.
- Наверняка ни для кого не секрет, что люди испытывающие проблемы с заиканием могут хорошо петь. То есть петь им удобнее, чем говорить и процесс этот может привести к качественным улучшениям.
- Некогда мой педагог, кандидат педагогических наук, доцент, ранее завкафедрой эстрадно-джазового искусства МПГУ, а ныне директор ГБПОУ “Воробьевы горы” Сахнова Ирина Владимировна, использует в своей программе фонопедическую гимнастику Э.Я. Золотаревой и Е.В. Лавровой. По словам Ирины Владимировны, с помощью данного комплекса упражнений начинают говорить неговорящие до селе детки. Это конечно, не совсем о вокале, однако интересно, что вполне здоровым людям такие методы помогают улучшать качество их исполнения и формировать речевую позицию. Да и вообще, если ребенок долго не начинает говорить, может быть стоит попробовать с ним попеть?:)
- С помощью пения улучшается кровообращение и осанка. Вокал благотворно влияет на работу сердечной мышцы, дыхательной и иммунной системы.
Много чего еще не сказано на тему пения… О вокале, как средстве коммуникации, о пении в группе и развитии способности слушать и подстраиваться, о том, как с его помощью можно работать со страхами, укреплять свой дух, тренировать смирение и прочее. Одно точно, если Вы давно хотели, но не решались попробовать, пора начать:) Так что будем петь как птички и не стыдиться!:)
p.s: слышала, что в последнее время появились некие групповые тренинги «Лечение голосом», «Вокальная психотерапия» или что-то вроде того.
По отзывам, ходить туда НЕ следует.
Люди там кричат без удержу, сбрасывая свой негатив и волей-не волей направляя его на ни чем не виноватого рядом стоящего соседа.
Если тема вокала Вас влечет, то лучше найти подходящего педагога и начать заниматься индивидуально. Причем, мы можем посоветовать и педагогов грамотных, которые работают как раз в нашем, целостном, холистическом ключе.
Творческих успехов!:)
Спасибо за такой многомерный и живой рассказ! Буду в очередной раз поглаживать и улыбать эту свою давнюю мечту :)
Испытала на себе положительную динамику этого по-настоящему естественного для нас процесса. Ведь чтобы хорошо запеть, очень нужно для начала научить своё тело качественно и разнопланово дышать :)
Так интересно слышать себя изнутри, переключая голосовые регистры, просто какие-то новые субличности приходят познакомиться порой.)) А в детстве мне очень нравилось напевать абра-кадабрские песни, как акыны, запечатлевающие не повторяющееся уж более мгновение бытия… Поистине, отпускающее тебя на волю пение – это возможность прикоснуться к детству!
А иногда, когда попадаешь в особое потоковое состояние во время пения, возникает как будто бы даже молитва. Поэтому я особенно люблю петь русские песни, так как молитву на неродном языке мне сложно для себя представить:)
Соня, спасибо за такой информативный материал!
Сам я с юности большой любитель пения. Оно со мной всю жизнь – это уже часть моей души:)
И конечно я всегда рекомендовал заниматься пением своим клиентам, кто ищет целостного понимания здоровья и оздоровления.
И вот не так давно у нас в этом плане произошел огромный прорыв – в нашу компанию друзей вошел замечательный педагог по пению – носитель уникальной школы пения Бельканто.
Название итальянское, и школа эта возникла в Италии, но сейчас она уже давно распространилась по всему миру.
Это искусство пения Бельканто кроме того, что ставит голос в музыкальном отношении, уникально тем, что это мощное терапевтичное, целительное пение.
Когда эта преподавательница впервые спела мне этим голосом – голосом Бельканто – у меня просто мир остановился…
Я всем телом ощутил живительный ток энергии…
Это было просто прекрасно…
И вот у нас недавно ребята начали заниматься и все очень довольны…
Так что, мы теперь можем еще и указать верный путь всем, кому работа с голосом нужна и в качестве оздоровления, и в качестве творческого раскрывания.
Вчера снова слушал ее пение…
И снова ощущал остановку мира и ток в теле…
Прямо сказать – Таинство…
И с эстетической, и с терпевтической стороны!
Вобщем, да, стоит тебе, вполне уже оформившейся певице, стОит с Любой пересечься и попрактиковать!
Уверен – обогатишься!
С удовольствием пошлю адрес и телефон Любы:)
По е-мейлу.
Когда я начала ходить на уроки вокала – оох, я поняла насколько я зажата в плане отпускания себя.
И пение реально постепенно открывает не только голос, а добавляет свободы, открытости всему твоему существу…