Холизм. Продолжение знакомства.

27 Янв, 2020   в 13:06

Продолжая тему холизма, уже представленную на нашем форуме, хочу предложить для ознакомления статьи современных российских учёных по этой теме. Статьи небольшие, но ценные тем, что освещают тренд современной научной и философской мысли – возвращение научного сообщества к идеям холизма.

Помимо отличной иллюстрации актуальности темы холизма в различных областях науки и философии, эти статьи дают возможность, при желании, глубже погрузиться в тему, так как изобилуют множеством отсылок к работам современных учёных и мыслителей прошлого по теме холизма в различных её аспектах.

А также, эти статьи – отличная возможность пополнить свой словарный запас множеством новых терминов. :)

Приведу краткое описание статей с небольшими цитатами из них.

Е.Н. Князева – «Возвращение к единству: методологические аспекты эволюционного холизма»
vozvraschenie-k-edinstvu-metodologicheskie-aspekty-evolyutsionnogo-holizma

О холизме, как о новой фундаментальной научной парадигме.  А так как всё новое – это хорошо забытое старое, то по сути – о возвращении к идеям целостного знания в рамках научных исследований, и в целом – в развитии цивилизации.

О неизбежности целостного подхода в исследовании сложных структур и процессов в мире.

Небольшой экскурс в историю целостного подхода к осмыслению места человека во вселенной.

Интересный экскурс в современную теорию эволюции сложных систем, и неизбежность взаимосвязи холизма с синергетическими принципами развития сложных систем.

Концепция интегрального, холистического взгляда на познание. О неразрывности связи любого исследуемого объекта с его средой, а также с субъектом, проводящим исследование.

О современной тенденции к наведению мостов между отдельными дисциплинами, к междисциплинарному синтезу. Трансдисциплинарность науки – новая стратегия познания.

О холизме в социальном плане, в общественных процессах – ради достижения синергетического эффекта в таких процессах.

  • «Коэволюция есть «искусство жить в едином темпомире», не свертывая, а поддерживая и развивая разнообразие на уровнях элементов и отдельных подсистем. А значит, нужно культивировать у каждого чувство ответственности за целое в плюралистичном и объединенном мире. «Искусство жить вместе» — это искусство поддержания единства через разнообразие, взращивания самости, своего неповторимого личностного Я путем одновременно обособления от среды и слияния с ней.  Каждый элемент (личность, семья, этнос, государство) сложной коэволюционирующей целостности операционально замкнут, поддерживает свою идентичность. Каждый элемент творит себя через целое и преобразует целое, творя самого себя. Он должен забыть себя, чтобы найти себя, обнаружить своё сродство с миром, чтобы познать самого себя, построить самого себя по-новому.»


О.И. Рожнов – «Виртуально-голографический аспект методологии информационной рациональности, философский анализ»
virtualno-golograficheskiy-aspekt-metodologii-informatsionnoy-ratsionalnosti-filosofskiy-analiz

О необходимости формирования новой философской картины мира, отвечающей тенденциям современного этапа развития цивилизации – становления информационной парадигмы познания.

  • «Возникающие глобальные проблемы убедительно напоминают, что мир, в котором мы живём, — это не беспорядочный калейдоскоп, в котором не стоит искать отсутствующий смысл, а нечто более сложное, целостное и удивительно многообразное, в котором неотъемлемой частью являемся мы сами и всё, что мы создаём, чем дорожим, что пытаемся отстоять и сохранить.
  • Модернистский проект поисков истинного бытия и приведения в соответствие с утопическими моделями реалий повседневности привёл к тому, что само бытие было принесено в жертву утопическим идеям, будь то строительство коммунизма в отдельно взятой стране или представление о том, что наука в состоянии исчерпывающе воспроизвести всё многообразие бытия  в своих теоретических построениях. Постмодернизм в своём стремлении преодолеть недостатки модерна сделал общим местом игнорирование реальности, предполагая самодостаточность знаковой сферы культуры.»

Постановка проблематики достижения философского осмысления единства и целостности рационального познания мира.  Поиска универсальной связи между различными философскими школами.

  • «Философская модель всеобщей связи в данном рассмотрении представлена в виде виртуально-голографического аспекта, значительным вкладом в становление которого стали работы физика Д.Бома, который использовал голограмму в качестве аналогии для объяснения явлений, рассматриваемой квантовой физикой, и К.Прибрама, нейрофизиолога, использовавшего идеи голографической теории для объяснения деятельности мозга. Известно, что голографической является такая система, в которой каждый компонент «видит» всех, а все «видят» каждого.»

Экскурс в историю голографического метода – как метода получения объемного изображения предмета, а также возникновения в последствии голографической парадигмы в самых различных областях научного и философского знания.

Экскурс в историю развития голографической теории – начиная с открытий Ж.Фурье, который разработал математический метод преобразования паттерна информации любой сложности на язык простых волн. И далее – на протяжении XIX, XX веков – открытия физиологов о голографической природе преобразований информации человеческим телом. В результате, рождается видение голографической теории как наиболее адекватного объяснения реальности.

Идея Д.Бома о динамике в голографической модели бытия.

  • «… Бом предпочитает определять вселенную не как голограмму, а как «голодинамику» (holomovement). Всеобщее движение свертывания и развертывания Д.Бом называет «голодвижением».»

  • «Исследователем отвергается механистическая идея фундаментальности внешней связи. По его мнению, мир может рассматриваться как состоящий из отдельных вещей, но такой порядок является вторичным и возникает из глубоко скрытого внутреннего порядка. Порядок элементов, объединенных внешними связями, Бом называет «развернутым порядком» или «явным порядком». Голография, по его мнению, является лишь частным примером скрытого порядка, удачной аналогией, используемой для объяснения.»

Проекция голографического подхода к познанию бытия – на процесс мышления, деятельность разума. Выводы о внутренней взаимосвязи разума и материи.

  • «Ментальное и материальное предстают как свойства одной реальности, следовательно, между ними могут быть установлены рационально постижимые отношения. Обозначенная позиция также позволяет решить известную философскую проблему о взаимосвязи между материей и духом и их взаимодетерминации…»
  • «В свою очередь, поскольку все вещи являются аспектами голодинамики, Бом полагает, что нет смысла говорить о взаимодействующих сознании и материи. В некотором смысле, наблюдатель и есть само наблюдаемое. Наблюдатель также – измерительный прибор, экспериментальные результаты, лаборатория и ветерок, дующий за стенами лаборатории.  Фактически Бом считает, что сознание – это более тонкая форма материи, и основа для её взаимодействия с другими формами материи лежит не на нашем уровне реальности, а в глубинном импликативном порядке. Сознание присутствует в разных степенях свёртывания и развёртывания во всей материи – вот почему плазма, например, обладает некоторыми признаками живого существа.»
  • «Разъятая научным анализом вселенная опять срастается в мир, напоминающий о древнем синкретизме, о первобытной целостности, ещё не отделяющей объект от субъекта, дух от тела, материю от сознания, человека от природы. Вокруг идеи «холизма», идеи целостности, сегодня вырастает своя культура со своим искусством, своей медициной и психологией, политикой и идеологией, философией и религией, эстетикой и этикой, своей физикой и своей метафизикой.»

 

Е.В. Гредновская – «Вдумчивое непонимание» как толерантность мышления в контексте философии холизма»
vdumchivoe-neponimanie-kak-tolerantnost-myshleniya-v-kontekste-filosofii-holizma

Рассматривается феномен непонимания в мыслительной деятельности – не как ущербность мыслительного процесса, а как именно некий ресурс сознания познающего субъекта, допускающий терпимость к Другому, и как результат – сопричастность целостности.

Автор вводит и объясняет понятие «толерантности» в контексте мыслительной деятельности.

  • «… для нас «вдумчивое непонимание», рассмотренное как толерантность, – это «понимание» с позиции терпимости к сознанию Другого, то есть это терпимость к такому состоянию мышления Другого, которое раскрывается не сразу, не полностью, и не очевидно, это терпимость к недостатку понимания в практике диалога и интерпретации, выраженная в установке сосредоточенной вдумчивости, поддерживающей мыслительное пространство терпеливого ожидания, в силу чего оно способно реализовать ещё и задачи холистической аргументации и холистического мировидения.»

 

А.П. Семенюк – «Цельное знание» В.С. Соловьёва в контексте мировой мысли»
tselnoe-znanie-v-s-solovieva-v-kontekste-mirovoy-mysli-holistskiy-i-germenevticheskiy-aspekty

Представлено краткое изложение и попытка осмысления оригинальной философской теории русского философа В.С. Соловьёва – теории «Цельного Знания». Её взаимосвязь с европейскими философскими холистическими школами.  А также – критика этой теории с точки зрения философской традиции.

  • «Идея Цельного знания изначально связана с утопической попыткой преодоления дуальной природы человека, с попыткой непосредственно и тотально постичь живую реальность, минуя естественные барьеры, возводимые интеллектом как движущей силой познания.»
  • «Таким образом, итогом развития мировой цивилизации, по Соловьёву, становится редукция и профанизация абсолютного начала до уровня одного из составных его элементов. Однако верховное начало, а также относительно старшие высшие начала  не нивелированы, но лишь вытеснены из сознания и пребывают в забвении. Так, религия, мистика, философия продолжают существовать потенциально, латентно, «…но время от времени показываются и въявь (хотя бы только с заднего двора), производя комическую панику среди трезвых умов.»

 

Е.Б. Музрукова, Р.А. Фандо – «Редукционизм и холизм» в познании живого: методологический диалог»
reduktsionizm-i-holizm-v-poznanii-zhivogo-metodologicheskiy-dialog

На примере истории изучения в биологической науке клетки живого организма, приводится история сначала столкновения, а потом объединения таких противоположных методик познания, как редукционизм и холизм.

  • «Постепенно с развитием биохимической цитологии, биохимии и генетики происходило стирание границ между холизмом и редукционизмом, так как не только менялись представления о строении и функциях биологических структур с физико-химических позиций, но происходила также трансформация этих позиций благодаря открытиям в области биологии.»

История развития биологии и биохимии, начиная с XX века, попытка научного понимания феномена жизни – потребовали более широкого взгляда на методологические инструменты. Пересечение научных интересов биологии, химии, физики и других направлений сделало междисциплинарный, синтетический принцип познания абсолютно необходимым для решения поставленных перед наукой задач.

  • «Приведённые примеры из истории науки наглядно демонстрируют, что в области биологических дисциплин наблюдается закономерное взаимопроникновение методологий и эвристических гипотез. Это связано с системной сложностью биологических объектов, так как на различных уровнях элементарные структуры и процессы приобретают определенное значение только в рамках целостного контекста, который сам по себе является многомерным образованием. Таким образом, создаются новые познавательные модели.»

 

Л.П Станкевич, И.П. Полякова, А.А. Линченко – «О понимании целостности в западной и восточной философии»
o-ponimanii-tselostnosti-v-zapadnoy-i-vostochnoy-filosofii

Анализ исторического развития представлений о целостности в западной философии, начиная с античных времён – учения Платона, Аристотеля, более поздних мыслителей неоплатонизма, продолжая мыслителями эпохи Средневековья – Альберта Великого, Августина Блаженного; эпохи Возрождения и философии Нового времени, в тесном взаимодействии с научно-теоретическими знаниями – Гегель, Блауберг, Бэкон, Лейбниц, Кант.

История представлений о холизме в русской самобытной интеллектуальной традиции – философия всеединства В.С. Соловьёва, концепция онтологического символизма Г.Сковороды, философия свободы Н.Бердяева и др.

Приведена теория современного ученого Ф.Капра о необходимости понимания фундаментальной гармонии между духом Восточной мудрости и Западной науки.

  • «… Ф. Капра и его единомышленники рекомендуют физикам и другим естествоиспытателям осваивать религиозный и мистический опыт Востока и Запада и позволяющий субъекту творчества выйти из-под власти потока времени и интуитивно воспринять целостность бытия.»

 

А.А. Ишутин – «Некоторые теоретические аспекты холизма как философской позиции»
nekotorye-teoreticheskie-aspekty-holizma-kak-filosofskoy-pozitsii

Исторический экскурс в возникновение и развитие теории холизма и холистического принципа познания, его преобразования с приходом редукционизма и механицизма в западной философии и науке.

  • «То, что «без идеи целого нет философии» (Д. Дидро) – максима, которая была заложена в самой философии ещё с самого начала её возникновения. Т. е. понятие целое воспринималось как нечто ключевое. Однако философия – ещё и наука, пусть и, как считали позитивисты, наименее «точная». И, как любая наука, она должна систематизировать и анализировать. Можно сказать, что такую двойственность (тягу к «расчленению» реальности и её «собиранию») философия пронесла через всю свою историю.»

История возникновения современного понятия «холизм» как философского термина.

Описываются наиболее характерные грани термина «холизм» в широком пространственно-временном философском контексте.

Много экскурсов к работам русских философов, придерживающихся холистических взглядов.

 

М.Ю Рябова – «Интерпретация грамматического времени в холистической модели»
interpretatsiya-grammaticheskogo-vremeni-v-holisticheskoy-modeli

Изложение оригинального осмысления феномена времени через анализ семантики грамматической категории времени английского языка, в рамках теории холизма как модели смысловой комплексности.

  • «Семантический анализ структур данных выражений позволяет обнаружить наличие пространственных предлогов и наречий, входящих в их состав (in, on, behind, about, from, before, after, etc.). Таким образом, можно видеть, что язык закрепил модель восприятия времени через пространство, которое мыслилось как некое вместилище времени.»

Представлены основные моменты теории автопоэзиса, сформулированные в теории чилийских нейробиологов У. Матурана и Ф. Варела – теории самопостроения, самовоспроизводства, репликации живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт.

  • «Слово “автопоэзис” («аутопойесис», «аутопоэз» (autopoiesis)) происходит от греческих слов autos – само и роiеin – построение или произведение.

  • …  Несмотря на изначальную биологическую направленность теории автопоэзиса, она имеет перспективную междисциплинарную методологию. Эти подходы находят свое применение в концепциях трансперсональной психологии, исследовании социальных процессов, теории искусственного интеллекта, развитии новых информационных технологий.»

  • «Основным понятием теории автопоэзиса является целостность (или холизм). Структуру сложной целостности, статической или динамической, создают реальные элементы или реальные отношения этой целостности как связи между ее физическими компонентами.»

  • «Для Матураны главной функцией лингвистического взаимодействия является не доставка «информационных квантов», но взаимная ориентация разговаривающих внутри согласованной области, осуществляемой благодаря их взаимодействию.»

 

А.А. Ишутин – «Идея целостности в мировоззрении славянофилов»
ideya-tselostnosti-v-mirovozzrenii-slavyanofilov

В статье описаны взгляды русских философов-славянофилов.

  • «Внутренней отправной точкой для мировоззрения славянофилов стало острое чувство единства мира, т. е. холизм. По их мнению, из всех европеоидных групп именно славянство в большей степени сохранило цельность в духе и, как следствие, ощущение мировой Целостности.»

  • «Главное условие для ощущения в познании близости к бытию – это связь познавательных процессов со всей духовной сферой в человеке, т. е. цельность в духе.»

  • «Славянофилы (а позже и многие другие русские философы) настаивали, что холистский, целостный взгляд на мир спасает личность и общество от распада, оберегает их от расхождения с реальностью. Именно отрыв от реальности в познании можно считать основной проблемой рационалистическо-эмпирической цивилизации.»

Славянофилы считаются оппонентами, противниками приверженцев западной философии, «европофобами».

  • «Рациональный католицизм породил ещё более рациональный протестантизм, в котором вроде бы есть свобода личности, но нет вообще никакой высшей социальной целостности: «свобода внешняя, не дающая единства, а потому также недействительная»

Но, «И.В. Киреевский подчёркивал, что «начала русской образованности только потому особенны от западных, что они – высшая их ступень», а не потому, что они совершенно иные.»

  • «Славянофилы настаивали не на восстановлении старинных форм, а на том, чтобы пробудить и сохранить в неприкосновенности внутреннее устроение духа. Поэтому краеугольным камнем социальных воззрений славянофилов стало не противостояние Европе, а выяснение места России в Европе, её исторического призвания именно в контексте европейского мира.»

 

В.П. Казначеев – «Идеи холизма в современной биологии и медицине и работы Н.О. Федорова об управлении природой (идеи проектизма)»
idei-holizma-v-sovremennoy-biologii-i-meditsine-i-raboty-n-f-fedorova-ob-upravlenii-prirodoy-idei-protektizma

Широкое осмысление идей холизма в рамках аксиологии. (АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношениях человека к миру.)

В статье задается вопросов намного больше, чем дается ответов, или даже предположений. Возможно, именно этим она и ценна 😊

Поднимается множество проблем современной науки, в особенности медицины и биологии, связанных с виртуальным проектизмом, оторванным от целостной реальности, в которой человек – часть огромной экосистемы планеты, которая, в свою очередь, – неотъемлемая часть глобальной космической экосистемы.

  • «Глобализм, как процесс живого вещества на планете, отражает холистический принцип сохранения планеты, живого вещества и человека на ближайшие века (дальнейшие прогнозы затруднительны). В таком предвидении мы четко должны понимать, что наука, все больше основываясь на физических мировоззренческих конструкциях, увлеченная сегодня генетическими кодами и объясняя генетическим кодированием эволюцию, пытается проектировать человека, его здоровье и виртуально навязывает этот проект.»
  • «По своей сущности мы возвращаемся к идеологии матрицы, когда на ближайшие 50 или более лет с «помощью» ученых это виртуальное по своей природе представление будущего (не реальное) номинируется как закон, как необходимость, как проект, тот опасный проектизм, о котором писал Н.Ф. Федоров.»

Автор отсылает к традициям холизма в русской философии, призывая к необходимости интегрального видения мира, места России в этом мире.

  • «Обращение к учению Н.Ф. Федорова заставляет современное естествознание и медицину вновь вернуться к идеям целостности, холизма, поскольку идея холизма и есть содержательность методологической основы, которая и определяет целостность учения самого Н.Ф. Федорова, его «Общего дела».

 

А.А. Ишутин – «Холизм и солидарность в философских взглядах В.Ф Одоевского»
holizm-i-solidarnost-v-filosofskih-vzglyadah-v-f-odoevskogo

В статье рассматриваются философские взгляды русского писателя и мыслителя Владимира Фёдоровича Одоевского.

  •  «Основной стержень размышлений В.Ф. Одоевского – целостность как основное свойство мироздания, всеобщая взаимосвязь явлений и систем.»
  • «Раскрытие внутри себя целостности и гармонии – это и есть смысл жизни человека и цель его внутреннего совершенствования.»
  • «Увы, В.Ф. Одоевский оказался чрезмерным оптимистом. В XIX в. русская культура стала культурой мирового уровня, однако в мировоззренческом плане вторая половина века ознаменовалась на философском фронте победоносным шествием по Европе позитивизма, а отнюдь не холизма. Позитивистская идеология как основное направление захлестнула уже не только англо-французский, но и немецкий культурный ареал. Тем не менее В.Ф. Одоевский оказался совершенно прав, выделив острое ощущение целостности мира (холизм) в качестве русской мировоззренческой парадигмы.»

 

Б.М. Машевский – «Холистическая парадигма целостности в творчестве Н.Ф Фёдорова и её ценность для современной науки: постановка проблемы»
holisticheskaya-paradigma-tselostnosti-v-tvorchestve-n-f-fyodorova-i-eyo-tsennost-dlya-sovremennoy-nauki-postanovka-problemy

В статье проводится анализ проблемы взаимосвязи аспектов вненаучного учения (на примере «Философии общего дела» Н.Ф. Фёдорова) и методологического принципа современной науки («системный анализ»).

  • «… хотя само понятие «холизм» Фёдоров не употреблял, предпочитая иные, например, всеединство. Всеединство – понятие многозначное, но наряду с другими значениями Фёдоров вкладывал в него и определённый смысл методологического порядка. Весь пафос автора «Общего дела» направлен на преодоление разделённости, которая проявляется повсюду: в обществе – в разделении между городом и деревней, между «учеными» и «неучеными», в деятельности, которая разделена на рефлективно-теоретическую и механически-трудовую, бездуховно-практическую и т. д. Всё это частные проявления ненавистной раздельности мира, из которой проистекают все бедствия, весь трагизм человеческого бытия.»

 

А.А. Ишутин, В.Г. Моржеедов – «Гносеологические аспекты идеи целостности в мировоззрении славянофилов»
gnoseologicheskie-aspekty-idei-tselostnosti-v-mirovozzrenii-slavyanofilov

Ещё одна статья, представляющая идеи философов-славянофилов.

В статье рассматриваются гносеологические (с точки зрения отношений субъекта познания к объекту познания) построения философов-славянофилов применительно к их холистским воззрениям.

  • «Мистический холизм славянофилов основан на высшем чувстве всепроникающего родства и единства Вселенной. Идея славянофилов о связанности всего со всем внутри Целого способствовала их интересу к тем неуловимым оттенкам душевной жизни, которые познаются через мистический опыт и заставляют чувствовать существование глубоких, внутренних связей между людьми и всеми живыми существами.»
  • «В восхождении к цельности духа исчезает опасность отрыва от реальности, опасность “мертвого”, схематического идеализма. Познание подлинной реальности означает приобщение человека к Первореальности. Целостный, духовный разум делает возможным Богопознание, и это – подлинная задача мышления, задача, которая стоит перед человеком постоянно.»

Раскрываются понятия «целостное мышление» и «гиперлогическое знание».

 

С.Ф. Нагуманова – «Единство сознания: различные подходы»
edinstvo-soznaniya-razlichnye-podhody

Небольшая статья ученого-философа о различных подходах к осмыслению понятия «единство сознания». За основу взяты рассуждения из книги Т. Бэйна «Единство сознания».

Статья изобилует множеством специфических терминов (хорошо для пополнения специфического словарного запаса), а также забавными примерами:

  • «Однако Бэйн считает более глубоким и вместе с тем более простым третий вид единства – феноменальное единство. Он приводит следующий пример: представьте себе, каково это слышать румбу на стереопроигрывателе, в то время как бармен готовит мохито. Эти два переживания могут принадлежать одному субъекту, то есть быть субъектно объединены. Они могут быть репрезентационально объединены, поскольку звуки румбы доносятся из-за бармена. «Но сверх и помимо этих единств имеется более глубокое и более простое единство: тот факт, что эти два переживания имеют характер объединённого переживания. Есть нечто, каково это слышать румбу, есть нечто, каково это видеть работу бармена, и есть нечто, каково это слышать румбу, в то время как видишь работу бармена»

Один из рассматриваемых подходов к осмыслению единства сознания – холистический.

  • «Сёрл призывает мыслить сознание холистически: не существует отдельного визуального, тактильного и т. п. сознания. Чтобы испытать визуальное переживание, субъект должен уже быть в сознании, иметь поле сознания, а визуальное переживание есть лишь модификация этого поля.»

 

А.А. Ишутин – «Идеи холизма в русской философии»
2018-04-038-ishutin-a-a-idei-holizma-v-russkoy-filosofii-m-triada-2017-154-s

Приведены основные положения холистической мировоззренческой позиции в русской философии. Описаны основные холистические идеи в философских работах многих российских авторов – писателей, философов, учёных – Н.К. Михайловский, В.Ф. Одоевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, В.Ф. Эрн, К.Э. Циолковский, Д.С. Мережковский, П.Д. Успенский, Д.Л. Андреев.

Делается акцент на отличие трактования русской философией понятия «холизм», от западной философии, где этот термин используется обычно именно в контексте «целое – часть».

  • «Неотъемлемой чертой холизма является мистицизм: «Можно сказать, что мистицизм является основой и «гарантией» абсолютного единства мироздания».
  • «Существенной частью гносеологии холизма являются иррациональные формы познания мира: интуиция (которая схватывает вещь как целое), вера (в русской философской традиции вера нередко воспринималась не как беспрекословное доверие канону или авторитету, а как нечто, посредством чего можно познать вещь-в себе), а также художественное творчество.»

Комментарии

( 13 комментариев — )

ALG
27 Янв, 2020 13:29
Спасибо за мощный материал всему коллективу авторов, кто принял участие в этой работе!
Ну и тебе спасибо, Наташ, что всё это так классно оформила!

Наша Холо-система является в том числе и продолжателем этой линии – линии холизма.
По мере сил развиваем её на новом этапе, обогащаем…
Nataly
28 Янв, 2020 00:51

Да, согласна, мощный материал в статьях! И это же лишь немногое из имеющегося в нынешнем информационном пространстве по теме холизма!

Очень отрадно, что многие современные ученые из разных сфер науки так серьёзно обращаются к теме целостности, холизма.

Тема холизма – глобальная, мировоззренческая, поэтому всепроникающа. К ней “снизу” приходят все здравомыслящие учёные. Хотя, проще и естественнее было бы, конечно, наоборот – исходить из неё, развивая науку. Но уж как сложилось, так сложилось с наукой….😆

А мы пойдём другим путём! 😎

Холо-система изначально, в своём основании исходит из целостности, холизма!

Спасибо, что “заразил” меня однажды этой прекрасной холистической идеей!

ALG
28 Янв, 2020 10:59
Я и сам очень счастлив, что когда-то ей “заразился”:)))

Надеюсь, мы ещё продолжим освещение этой интереснейшей темы!
Evgen
27 Янв, 2020 23:30
Масштабная работа, спасибо, Наташа! 🙏 

Каждый раз в материалах по холизму глубоко впечатляюсь, насколько он широко представлен в том числе и в научном мире, на первый взгляд далёком от осмысления Бога, единства Вселенной, нерушимых связей между её элементами 😎

Очень ценные цитаты и подборка коллектива авторов 👍🧐 Прочный фундамент для дальнейшего развития идей холизма и привнесения их в том числе в более практическую плоскость – сферу оздоровления, решения внутренних конфликтов и дальнейшей гармоничной реализации в социуме 😇😉
Nataly
28 Янв, 2020 01:08

Да, интересно, что холизм сейчас рассматривается часто как некая оригинальная идея. Но как далеко в истории корни этой идеи, и одновременно как актуальна она сейчас. Напрашивается вывод, что это никакая не оригинальная идея, а нечто очень естественное и всеобъемлющее, как сама жизнь.

А наука в своём развитии все предыдущие века – как некий подросток 😝 в период подросткового кризиса, когда в штыки воспринимаются все естественные и простые, очевидные вещи, особенно исходящие от родителей и учителей. Не надо быть великим психологом, чтобы признать, что причина всех этих подростковых проблем – внутри самой же семьи. Наша наука зарождалась не в самых здоровых условиях. Об этом в Холо-концепции как раз очень доходчиво рассказано. 👆

Ну и вот, настал, я думаю, момент, когда у науки есть шанс повзрослеть. И вернуться к естественным вещам – целостности, единству – как основе всего знания в целом.

А мы будем помогать, по мере своих сил, преодолению этих “подростковых” кризисов у всех взрослеющих 😊

Evgen
28 Янв, 2020 01:18
даа, верно подметила, пора уже вернуть науку в семью и помирить с мамой-реальностью 👨‍👩‍👧😜😇
mariya_mekh
28 Янв, 2020 00:19

Спасибо за материал! 
Здорово, что теперь можно опираться даже на научные статьи, когда рассказываешь про холистический подход👍 Буду пользоваться этими статьями и цитатами🤓

Nataly
28 Янв, 2020 01:13
На здоровье!
Да, ссылочки на эти статьи полезны для здоровья, в прямом смысле!
Мы идём в ногу со всей современной наукой! 👆🧐 Осознание одного этого уже придаёт уверенности и вдохновляет!  😊
Oleg
28 Янв, 2020 13:19
Очень впечатляет пост, спасибо, Наташа! Тема “сборки” науки, которая сейчас удваивает количество своих дисциплин чуть ли не каждый год, всё более актуальна. Уже сами учёные далеко не всегда понимают, “зачем это всё”. 
Статьи про глубокую связь славянофильства с идеей целостности – отдельный перл, и ведь в них ещё и говорится, что католичество отошло от целостности и всё более распадалось в своей истории! Очень перекликается с постами Миши об истории папства.
Katun
29 Янв, 2020 17:00
Наташа, спасибо за труд!
Многие статьи просто замечательные, живые, структурные.
Дают объёмное представление о предмете буквально за несколько минут обзора.
И много дисциплин охвачено холизмом, чудеса!

Е.Н. Князева, автор первой в подборке, – очень мощный аналитик,
у неё всегда всё по полочкам, можно смело обращаться. Проверено со времён студенчества :)

Впечатлила работа А.А. Ишутина “Некоторые теоретические аспекты холизма как философской позиции”. Просто песня!  Тут тебе и о природе, и о мистике, и о правде, и о живой вере! Моя была в тихом восторге :)

И статья о вдумчивом непонимании – это как мой девиз по жизни, видимо :) Удивилась даже, что цензура научного сообщества пропустила такое вольнодумство :)

Здорово, что удалось собрать их на форуме!
vbob
29 Янв, 2020 20:50
Спасибо за публикацию! Интересно было познакомиться с созвучно мыслящими людьми!
Karina_Galkina
30 Янв, 2020 11:14

Наташа, спасибо за пост с такой шикарной подборкой материалов по холизму. 
Интересно, как каждая из статей отражает какую-то свою грань этого явления, показывая его масштаб. 

В очередной раз подивилась и тому, как на примере холизма проигрывается поговорка “все новое – это хорошо забытое старое”
Причем в данном случае речь идёт именно о положительном и весьма масштабном явлении. 

Думаю, что для некоторых людей понимание того, что ты далеко не сам по себе, а частичка чего-то большего, может послужить хорошим стимулом для осознания личной ответственности за себя перед миром, жизнью. И возможно даже устранит некоторые внутренние конфликты. 

Во время чтения очень отозвались следующие строки:
“… необходимость понимания фундаментальной гармонии между духом Восточной мудрости и Западной науки”. 

“Славянофилы (а позже и многие другие русские философы) настаивали, что холистский, целостный взгляд на мир спасает личность и общество от распада, оберегает их от расхождения с реальностью. Именно отрыв от реальности в познании можно считать основной проблемой рационалистическо-эмпирической цивилизации

Вот тут мне вспомнился пост Леши на нашем форуме «Картография человеческой психики», где рассматривается многомерность человеческой психики.

И как раз на том уровне, где имеют место быть проблемы у современного человека, значится, что все проблемы – это результат конфликта, несовпадения ума и реальности, несовпадение желаемого и действительного…

Ещё впечатлил и тот факт, сколькими умами осмыслялось и осмысляется явление холизма, что говорит о его масштабности, актуальности и вызываемом им интересе в научном мире. 

И конечно же отрадно было встретить среди фамилий людей, посвятивших свою деятельность  в том числе и изучению холизма, Д.Л. Андреева, автора философско-религиозного произведения «Роза Мира».

Приведу его цитату из последней статьи

«Целостность и есть краеугольный камень русской культуры, а русская культура – краеугольный камень России как цивилизации».

Gal-Anna
30 Янв, 2020 21:54
Наташа, спасибо большое, очень ценный материал! Очень обогатил! 

Действительно, явление такой “всеобщей разделенности” наблюдается и чувствуется очень ярко, буквально на всех уровнях и во всех сферах. 

“Весь пафос автора «Общего дела» направлен на преодоление разделённости, которая проявляется повсюду: в обществе – в разделении между городом и деревней, между «учеными» и «неучеными», в деятельности, которая разделена на рефлективно-теоретическую и механически-трудовую, бездуховно-практическую и т. д. Всё это частные проявления ненавистной раздельности мира, из которой проистекают все бедствия, весь трагизм человеческого бытия.»

Мне пришел в голову очень простой образ – мозайки из паззлов. Только соединившись и став частью целого, они несут смысл и гармонию своего “взаимодействия”. 

И именно благодаря такой основе – целостному подходу, принципу – Холо-система и дает все возможности человеку для обретения гармонии в своей жизни на всех уровнях 🙌

( 13 комментариев — )