Холизм. Краткий обзор.
Трудно что-либо противопоставить холизму как основе научного мировоззрения.
Его полномочия очевидны, а истинность не вызывает сомнений.
В конце концов, космос един и внутренне взаимосвязан, всякое общество
едино и внутренне взаимосвязано, всякий человек един и внутренне взаимосвязан и т. д.
Однако же, холистичный подход пока почти не находит применения в науке,
он до сих пор не используется в том качестве, в котором должен был бы использоваться,
а именно как способ мировоззрения.
В последнее время я все больше склоняюсь к мысли о том,
что атомистический способ мышления следует рассматривать как мягкую форму психопатологии.
Или, по крайней мере, как одну из составляющих синдрома когнитивной незрелости.
Мне кажется, что холистичный способ мышления и понимания совершенно естествен —
естествен до автоматизма для здоровых, самоактуализированных людей.
И, напротив, чрезвычайно труден для менее развитых, менее зрелых,
менее здоровых представителей рода человеческого.
Абрахам Гарольд Маслоу (из книги “Мотивация и личность”)
ХОЛИЗМ (от греч. holos – целый, весь) в широком понимании представляет собой методологический принцип целостности, применяемый в качестве одного из подходов в науке и философии. [1]
Если говорить простым языком, то этот принцип выражается в известной формуле Аристотеля: Целое – это всегда нечто большее, чем сумма его частей («Метафизика», I в. до н.э.)
Отсюда мы можем заметить, что холистический принцип в европейской философии имеет уже довольно объёмную, многовековую традицию, он был известен ещё со времён античности.
Формально разные, не похожие друг на друга своей терминологией школы и течения, сложившиеся в разных историко-культурных и географических условиях, тем не менее, несли в своём глубинном ядре идею взаимосвязи и мудрого взаимодействия всего живого на земле и в космосе.
Более того, вплоть до первой научной революции, произошедшей в XVII в. и характеризовавшейся противоборством человека и природы, холизм в философской мысли Запада являлся господствующим принципом. Так, приверженцами холизма как учения о целостности мира и целостности человека в мире можно назвать многие выдающиеся умы прошлого: Гераклита и Ксенофана, Парменида, Гиппократа, Платона и Плотина, а затем Фому Аквинского, Кеплера, Лейбница, Шеллинга и, конечно, Гегеля. [2]
Идеи холизма и интуиции как исходного метода постижения целостности мира обнимают собой русскую философию всеединства (В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский) и находят своё неповторимое звучание в трудах представителей естественнонаучного и религиозно-философского направлений русского космизма (Н.Н. Фёдоров, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский). [2]
Целостное понимание бытия и всего сущего пронизывает связующими нитями также и восточные цивилизации: религиозно-философские учения и системы йоги, даосизма, буддизма, арабо-мусульманских мыслителей.
Однако сам термин «холизм» и его современная концепция – в ответ на вызовы времени – были разработаны группой учёных только в ХХ веке.
Основоположником данного направления в современной науке считается южноафриканский философ и государственный деятель Я. Смэтс, утвердивший в своём труде «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926) следующие его постулаты [3]:
- приоритет целого перед составляющими его частями,
- онтологическую (то есть бытийную) самостоятельность этого целого; иными словами, целое – это самосущность;
- несводимость целого к сумме свойств его элементов, подсистем и выполняемых ими функций: целостности присуща креативность;
- эволюционный характер взаимного влияния и взаимного изменения целого и составляющих его частей: самой природе присуща свобода.
Более глубокому пониманию холизма способствует известная в науке дихотомия «меризм vs. холизм».
Существуют также и другие, родственные в данном контексте меризму понятия и, соответственно, часто применяемые в исследовательском сообществе дихотомии: атомизм и холизм, редукционизм и холизм, элементаризм и холизм [4].
Эти противоположные подходы к изучению разнообразных объектов и систем являются классическими направлениями научной картины мира. Их ещё можно назвать стилями мышления, принятыми в науке.
Меризм как подход (от греч. meros – часть, доля) подразумевает собой максимально возможное членение и последующий анализ исследуемого и познаваемого объекта.
Поскольку часть предшествует целому, то совокупность частей, согласно данному подходу, означает не качественно новое состояние, а только совокупность их качеств.
Изучая отдельные части – познаете принцип функционирования целого.
К существенным недостаткам меризма нужно отнести:
– механистичность восприятия объекта как неизменного и обособленного явления;
– редукционизм, то есть упрощение какого-либо феномена и сведение его изучения к какому-либо одному из аспектов.
Холизм, напротив, провозглашает принцип, согласно которому целое первично в онтологическом, темпоральном* и логическом смысле и имеет несомненный приоритет над своими частями.
Как пишет Я. Смэтс: «Целостность, или холистичность, характеризует процесс эволюции в возрастающей степени. Процесс этот непрерывен в том смысле, что старые виды целостности, или структуры, не отбрасываются, а становятся начальными точками и элементами новых, более совершенных. Так, материальные химические структуры встраиваются в биологические, те и другие – в психические структуры и целостности… Электроны и протоны, атомы и молекулы, неорганические и органические соединения, коллоиды, протоплазма, растения, животные, умы и личности – ступени в этом развёртывании холистичности. Мировой процесс стремится от материи через жизнь – к разуму и духу, от необходимости – к свободе, от внеположенности элементов – к внутреннему качеству самости, присущему целому. Создание целостностей характеризует этот процесс на каждой стадии». [3]
Обе позиции – и меризм, и холизм – в определённой степени и в определённых пределах диалектически дополняют друг друга, отражая при этом разные уровни целостности объекта, вследствие чего в науке и сформировалась программа системных исследований.
Видными представителями холизма являлись такие учёные, как биолог Дж. С. Холдейн в Англии («The Philosophical Basis of Biology», 1931) и философ А. Мейер-Абих в Германии («Ideen und Ideale der biologischen Erkenntnis», 1934, «Naturphilosophie auf neuen Wegen», 1948), а также А. Ломан во Франции.
В Америке европейскому холизму соответствует философия «эмерджентной эволюции» (от англ. emergent – возникающий, неожиданно появляющийся), представителем которой является С. Александер («Space, Time and Deity», 1920). [5]
Французский философ А. Бергсон (L’Évolution créatrice», 1907) и британский математик и логик А. Н. Уайтхед («Principia Mathematica», 1913) – имена этих знаменитых учёных часто упоминаются в контексте нового понимания холизма.
Также к целостному осмыслению мира можно отнести труды таких американских физиков, как Ф. Капра («The Tao of Physics», 1975) и Д. Бом («Wholeness and the Implicate Order», 1980), значительное влияние на мировоззрение которого оказало общение с индийским философом Дж. Кришнамурти. [5]
Помимо этого, отдельное место в контексте холистического подхода к науке и Вселенной занимает интегральный подход К. Уилбера («The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion», 1998), сформировавшийся под впечатлением от учения индийского философа Шри Ауробиндо. [5]
Современное философское понимание холизма предполагает не только переосмысление сложившейся онтологической проблематики, но и учёт результатов феноменологических исследований, где «единство» представлено как поток сознания, а «фрагментарность» оказывается всего лишь вторичной когнитивной процедурой.
Особый модус философского холизма выявлен П. Дюэмом при изучении комплексов суждений, а У. Куайном – контекстуальности мышления, что послужило обоснованием так называемого тезиса Дюэма-Куайна – утверждение о невозможности окончательного определения истинности научной теории. [5]
Практическое применение холистических идей нашло своё отражение и в появлении новых учений. Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура, образ) – в лице своего основателя М. Вертгеймера – впервые осмыслила психику как единое целое.
Человек, согласно этому направлению, есть часть целого психического поля, которая сама характеризуется целостностью.
Феноменология Э. Гуссерля трактует познающее сознание как «трансцендентальное Я», осуществляя движение к беспредпосылочному опыту и изначальным смыслам. [5]
Онтологическую проблематику холистического подхода в настоящее время также затрагивают идеи самоорганизации, фрактальная геометрия и теория хаоса, поскольку здесь находят место для своей трансформации принципы пространственно-временной структуры мира.
О синергетике (от греч. synergeia – совместное действие, соучастие, помощь) как новой парадигме постнеклассической науки XXI века стоит, пожалуй, сказать более подробно.
Сам термин «синергетика» встречается ещё в традиции исихазма (от греч. hesychia – покой, безмолвие) – мистического течения, возникшего в Византии и представляющего собой духовную практику единения человека с Богом.
Но в отдельную дисциплину, вобравшую в себя подлинный дух холизма, она оформилась во второй половине ХХ века и к настоящему моменту переживает своё бурное развитие и всё больший охват новыми границами применимости.
Сейчас уже можно говорить об укреплении в науке парадигмы целостности [6], то есть осознании необходимости всестороннего взгляда на мир.
Принятие диалектики целостности, включённости человека в систему – одно из величайших достижений современной цивилизации в целом.
В чём же проявляется парадигма целостности?
- в целостности общества, биосферы, ноосферы и мироздания. Одно из проявлений целостности заключается в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Он всегда лишь часть, познающая целое;
- в формировании нового – «организмического» – видения, или понимания природы. Природа всё чаще рассматривается не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменения которого происходят в определённых границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к её переходу в качественно иное состояние, которое может вызвать необратимое разрушение целостности системы;
- в характерной для начала XXI века закономерности объединения естественных наук и усиленного сближения естественных и социально-гуманитарных наук, а также постепенно намечающегося синтеза науки, религии и искусства;
- в тенденции выхода частных научных дисциплин за пределы, поставленные классической культурой Запада, и обращении всё большего числа учёных к традициям и методам восточного мышления и культуры;
- в укреплении и всё более широком применении идеи (принципа) ко-эволюции, то есть сопряжённого, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого;
- в соединении объективного мира и мира человека, выразившемся в преодолении разрыва субъекта и объекта. Это привело к упрочению в науке позиций «антропного принципа» – одного из фундаментальных принципов современной космологии. Согласно нему, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система с включением в неё человека не в качестве пассивного наблюдателя, а как активно преобразующего её каждым своим действием;
- в прочном обосновании методологического плюрализма – осознании ограниченности, односторонности любой методологии. В современной науке нельзя больше ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень велико). Ещё более чем раньше, востребованы интуиция, фантазия, воображение и другие факторы и средства постижения действительности;
- в необходимости эстетической стороны познания, красоты как эвристического принципа, применительно к теориям, законам и концепциям. Поиски красоты, то есть единства и симметрии законов природы – примечательная черта современной физики и ряда других естественных наук;
- во всё большей диалектизации науки – широком применении диалектического метода в разных отраслях научного знания. Объективная сторона этого процесса – это сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противоречивость), а также диалектический характер самого процесса познания. [6]
В завершение приведём цитату Я. Смэтса из его книги «Холизм и эволюция»:
«Целостность повсюду, даже самая по видимости малая и незначительная – чудо, скрывающее тайны, к которым мы стремимся мыслью и делом.
Внутри находится то, что запредельно.
Быть целым и жить в целом – значит становиться верховным принципом, из которого следуют все самые возвышенные этические и духовные правила.
Принцип связывает их с сущностью вещей, так как из него происходит не только добро, любовь и справедливость, но также красота и истина, коренящиеся в целом и ничего не значащие вне его.
Целое – источник и принцип, объясняющий наши самые возвышенные идеалы вместе с предыдущими эволюционными структурами». [3]
____________________________________________________
* Темпоральная логика (англ. temporal logic) в логике — это логика, учитывающая причинно-следственные связи в условиях времени.
Используется для описания последовательностей явлений и их взаимосвязи по временной шкале.
Идея анализа взаимодвижущихся социальных явлений через сопоставление их темпоральности послужила основой методологии темпорального анализа.
Есть два подхода темпоральной логики, основанные на принципах здравого смысла и диалектики: «после этого» означает «по причине этого», либо «после этого» означает «позже» в хронологическом смысле.
Список использованных источников:
- Никифоров А.Л. Холизм // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. – М.: Мысль. – под ред. В.С. Стёпина. – 2001. – https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01f0060a0f2305e53af2ffef
- Оболкина С.В. Онтологическая грамматика холизма как философская проблема: автореферат дис. – Екатеринбург, 2005. – https://docplayer.ru/60104400-Obolkina-svetlana-viktorovna-ontologicheskaya-grammatika-holizma-kak-filosofskaya-problema-specialnost-ontologiya-i-teoriya-poznaniya.html
- Смэтс Я. Холизм // Британская энциклопедия. – перевод цит. по статье Т. Гинзбург «Философия холизма». – https://breathe.ru/statya/filosofiya-holizma
- Холизм // Новейший философский словарь. – https://gufo.me/dict/philosophy/ХОЛИЗМ
- Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Статьи: Холизм, Эмерджентность, Феноменология, Гештальтпсихология, Интегральная психология, Тезис Дюэма-Куайна, Бергсон,_Анри, Уайтхед,_Альфред_Норт, Уилбер,_Кен, Капра,_Фритьоф, Бом,_Дэвид.
- Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Философия науки в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с. – С. 253-258.
Женя, очень интересный и познавательный пост.
Спасибо большое за такой исторический экскурс.
Очень познавательно было окунуться в историю этого научно-философского принципа целостности. И еще очень интересно наблюдать за тем, как современный научный мир постепенно возвращается к тому, о чем говорили великие ученые и философы еще в античности.
Даа, Карин – и так во многих областях. Передовые учёные начинают подтверждать то, что известно и применяется в восточных, например, системах не первую тысячу лет :) особенно всё, что касается саморегуляции организма, управления дыханием, сознанием, телом.
Остаётся только радоваться – лучше поздно, чем никогда ) За синтезом некогда противоборствовавших дисциплин – будущее!
И если попробовать взглянуть на любое явление, как часть чего-то бОльшего, то в общем-то можно увидеть, что это нечто бОльшее тоже является частью чего-то, а то в свою очередь частью чего-то еще бОльшего… и так очень очень далеко. Как и в обратную сторону – какое-то явление включает в себя другие явления, те в свою очередь другие и так тоже очень глубоко можно проникнуть.
В этой связи вспоминается один ролик, показывающий, насколько меняется восприятия явлений при изменении ракурса, точки зрения на это явление.
Ещё вспомнил Вернандского, он в своих размышлениях о Ноосфере тоже приходил к холизму:)
Очень радует, что принцип целостности постепенно “возвращается” и получает все большее расширение.
Понимание и освоение целостного подхода к жизни, во всех ее аспектах, действительно откроет много тайн и подарит много открытий людям