Тело и психика. Ориентировочные соответствия. Часть II

26 Янв, 2024   в 20:24
ALG
Первая часть темы психосоматики была посвящена частям тела, вторая часть посвящена органам.
Сначала — ещё ряд предварительных замечаний.
 
Прежде всего, необходимо сказать, что психосоматика — это эмпирическое знание.
Это не академическое знание, типа анатомии-физиологии и любой другой “-логии”. Это сочетание многолетних наблюдений и интуиции.
Соответственно, занимаются темой психосоматики скорее в индивидуальном порядке — люди, внутренне склонные к этому, люди, чьей интуиции и системности понимания мира достаточно, чтобы подняться над сугубо материальным, сугубо физическим пониманием человека — т.е. тем пониманием, которое доминирует в медицине.
 
Стандартное медицинское образование сильно “заземляет”, сильно “материализует” сознание человека. Стандартный медицинский подход практически игнорирует влияние психики.
Но такой подход к человеку уже устаревает. Понимание глубокого взаимовлияния тела и психики всё больше проникает в медицину.
В передовых медицинских школах уже появляются курсы по психосоматике, в передовых медицинских центрах появляются кабинеты психосоматики. Так что, процесс идёт.
Целостное понимание человека со временем неизбежно восторжествует.

Для обычного же человека, не медика, путь знакомства с темой психосоматики можно описать примерно так: сначала человек вообще узнаёт о существовании такой связи тела и психики, потом начинает изучать соответствующую информацию, общаться с опытными в этом деле людьми, и параллельно начинает наблюдать за собой в этом новом ключе.
Он просматривает свою личную историю в этом ключе и если у него связь тела и психики достаточно сильно выражена, то он сразу увидит проявление этой связи в своей жизни.
Скажем, попал человек новую школу/в армию/вышел на работу, и впервые столкнулся с заболеваниями кожи.
Или женился/вышел замуж и начала болеть шея.
 
Кроме того, человек просматривает свою нынешнюю жизнь на предмет наличия внутренних конфликтов и их проявлений в теле.
Если он также улавливает наличие связи между своим телом и психикой, он может углубить это понимание через работу со специалистами, где получить ещë и инструменты для проработки внутренних конфликтов, отражающихся на здоровье.
Если же, просмотрев свою жизнь в этом, психосоматическом, ключе, никакой связи человек не обнаружит, значит, его генетика позволяет ему пока об этом не беспокоиться. Ресурс у организма есть, можно ещё какое-то время жить в том же ключе.

Тема психосоматики — это скорее сфера самопознания, чем лечения.

Если человек сталкивается с болезнью, то нельзя рассматривать проработку психосоматической составляющей в качестве лечения.
Это — ошибка.
Лечиться надо у врачей. И лучше с этим не затягивать.
А вот чтобы ускорить излечение, чтобы помочь организму в восстановлении, хорошо параллельно поработать по линии психосоматики.

И особенно эта тема полезна в качестве предотвращения будущих заболеваний.
Скажем, зная связь какой-то черты своего характера (избавиться от которой в обозримом будущем явно не получится) с телом, человек наряду, проработкой собственно этой черты характера, может начать более внимательно относиться к той части тела, к тому органу, которые страдают от этой черты.
Собственно, даже просто знание о связи психики и здоровья, уже является достаточным основанием для того, чтобы начать лучше контролировать негативные черты характера, разрушительные реакции, конфликтные установки и вредные пристрастия.
Любое изменение начинается со знания.
Знание, как известно — сила.

___
Итак, психосоматика органов — то, с чем я сам или мои коллеги, ученики, сталкивались непосредственно в своей практике, что подтверждено живым опытом.

Сердце

Психосоматика сердца очень многообразна, ибо сам по себе этот орган — во многом ключевой в системе под названием “человек”.
Сердце — “средоточие”. Очень много тут всего пересекается.

Кроме того, есть такой малоизвестный феномен, как участие сердца в проблемах всех других органов.
Т.е. когда какой-либо орган переполняется той проблематикой, которая наваливается на него со стороны психики, тогда сердце как бы включается в проблематику этого органа, “подставляет плечо” ему, и берёт на себя какую-то часть этой проблематики.
Сердце — сострадает каждому органу. Оно не может иначе, ибо сердце по умолчанию имеет свойство жертвенности.

Всё, что связано с темой Жертвы — относится к сердцу.
Отмечу — именно “Жертвы” с большой буквы — т.е. осознанной Жертвы, в основе которой лежит сострадание, милосердие, человечность. Здесь не имеется в виду ситуация, когда человек, скажем, стал “жертвой автокатастрофы” или “жертвой теракта” или ещё какой-то “случайной жертвой”.

Итак, конкретно по психосоматике сердца.

Во-первых, на сердце сказывается вынужденная неискренность, закрытость, скрывание своего истинного существа.

Скажем, в детстве человек рос в гармоничной любящей среде, был искренним, открытым, жил в полном доверии к миру — т.е. в состоянии “открытого сердца”, когда он проявлялся “от всего сердца”, а также когда у него “сердце пело”.
Потом попал в совершенно другую среду, где нормой является ложь, лицемерие, соперничество, страсти, цинизм и т.д. Т.е. это среда наглухо “закрытого сердца”.
Встретившись с такой средой впервые и получив от неё первую травму, человек испытывает состояние шока, растерянности, потерянности, потери внутренней ориентации — состояние, о котором говорится “сердце упало”.
Разумеется, человеку приходится закрыться, чтобы не оказаться объектом агрессии вплоть до физического насилия. Человек более не может быть открытым, искренне проявлять себя, свои чувства — он вынужден не только “закрыть сердце”, но даже и “заморозить сердце” или “очерстветь сердцем”. Иначе он бы просто не выжил в данной среде.
И теперь он живёт в состоянии, когда “сердце не на месте” или когда “кошки на сердце скребут”. Он живёт с “болью в сердце” — поначалу в переносном значении этого выражения.
В его сердце поселяется тоска.
Порой — очень глубокая, вытесненная на периферию сознания и даже ушедшая в подсознание.
Но эта тоска и начинает разрушать сердце изнутри (меняется тонус мышц, меняется рН жидких сред, нарушается иннервация и т.д.)
Если человек не сможет выйти из этой среды, избавиться от таких отношений (чтобы у него “отлегло от сердца”), и будет продолжать жить в таком внутреннем конфликте, с этой глубинной тоской, тогда со временем метафорическая “боль сердца” перейдёт в физическую, и человек будет иметь заболевания сердца.

Сюда же относится потеря радости — именно глубинной радости жизни, не обусловленной внешними причинами.
Такая радость — это, собственно, следствие состояния открытости, о котором сказано выше.
В детстве мы все были в таком состоянии, но каждый в свой срок потеряли его.
Потеря открытости — неизбежно ведёт к потере радости.
И тогда вместо радости в сердце, опять же, поселяется тоска — глубинная, порой мало осознаваемая тоска, которая со временем начинает всё больше и больше разрушать сердце физически.

Сюда же относится тема веры — не умственной (которая свойственна традиционным верующим всех религий), а настоящей, естественной веры в жизнь, которая, что называется, “по умолчанию” заложена в человеческом существе (в частности — в человеческом сердце).
Открытость, радость одновременно проявляются и как вера.
Потеря открытости, радости — потеря веры.

Далее с сердцем тесно связана тема любви.
Если сфера любви у человека реализуется негармонично и он встречается с ситуацией “разбитого сердца” (отвергнутая любовь, предательство любимого человека, разного рода обманы и манипуляции, связанные с любовью), у человека формируется страх любви, внутренний запрет на любовь. Но при этом есть и глубокая потребность в любви.
В результате — снова та самая глубинная тоска.
Если такое состояние продолжается достаточно долго — могут начаться проблемы с сердцем.

Следующий сюжет: человек в течение многих лет постоянно живёт в мире очень жёстких, холодных энергий — в постоянной закрытости, борьбе, жёстком противостоянии и т.д. И тогда он забывает о том, как быть искренним, открытым, забывает о том, как можно доверять, забывает о любви.
Разумеется, он это слово помнит, он называет любовью обычную страсть и даже нередко её испытывает (называя её любовью), но если вдруг он встречает реальную любовь, то потеря способности быть искренним, открытым, порождает огромное напряжение в области сердца.
Любовь как бы “взрывает сердце” изнутри.
Человек испытывает “муки любви” — хотя на самом деле это муки от накопленной закрытости, неискренности, недоверия.
Если эта “замороженность сердца” достаточно глубокая, а пришедшая любовь достаточно сильная, то от возникшего напряжения могут начаться физические проблемы с сердцем, вплоть до инфаркта (фильм “Забытая мелодия для флейты” — очень релевантная иллюстрация данной ситуации).

Далее, тема справедливости.
Чувство справедливости (а также чувство несправедливости) “живёт” именно в сердце.
Человек может остро чувствовать несправедливость, но если при этом не имеет возможности эту справедливость восстановить, то накапливает большое напряжение в области сердца, которое со временем может отразиться на физическом сердце — вплоть до инфаркта.

Далее, тема возвышенности/благородства.
Если человек возвышенный и благородный попадает в среду низкую, где ему приходится унижаться (иначе он будет подвергаться физическому насилию), то у него может достаточно быстро накопиться проблематика в сердце.
Многочисленные судьбы российского дворянства и интеллигенции, попавшие в водоворот Революции и Гражданской войны в России XX века — тому хороший пример.

Все формы идеализма отражаются на сердце: скажем, человек имеет множество самых прекрасных, высоких идеалов, всё принимает “близко к сердцу”, но при этом не достаточно практичен, трезвомыслящ, социально адаптирован.
Он, что называется, “витает в облаках”.
Когда этот его идеализм со временем натыкается на суровую реальность, тогда человек опять же оказывается в состоянии “разбитого сердца” — только не от любви, а от крушения идеалов. И это крушение может отразиться на сердце даже инфарктом.

Тема совести — тоже связана с сердцем.
Совесть “гложет” человека именно в сердце.
“Муки совести” отражаются именно на сердце, поскольку совесть — это явление иррациональное.
Даже когда ум (т.е. мозг) всё обосновал, придумал объяснения и оправдания, это не спасёт от “мук совести”.
Если человек поступил бесчестно и бессовестно — совесть будет его мучать, несмотря на все умственные обоснования. И мучать именно в сердце.

Далее. Тема высшего смысла жизни.
Если человек имеет достаточно высокий уровень культуры, он неизбежно в какой-то момент своей жизни начинает понимать бессмысленность всей внешней суеты жизни, бессмысленность всех материальных ценностей, бессмысленность социальных целей, бессмысленность страстей. Он встречается с ситуацией “опустошения сердца”, “пустым сердцем”.
В психологии это называется “экзистенциальный кризис” (о котором я подробнее рассказывал вот тут).
И если это состояние длится достаточно долго (т.е. человек не находит высший смысл, а всё глубже погружается в бессмысленность, скажем, с применением наркотиков или психоделиков), то у него начинает “болеть сердце” — сначала в переносном смысле, а потом и в прямом.

Пустота жизни. Обесцвечивание жизни. Потеря полноты жизни. Потеря смысла жизни. Выгорание. Равнодушие. Всё, что описывается метафорами типа “сердце опустело”, “опустошение сердца”, “сердце моё пусто” и т.д.
Если такое состояние длится достаточно долго, то, накапливаясь с годами, ведёт к заболеваниям сердца — вплоть до инфаркта.

Обобщая, можно сказать, что именно сердце является средоточием всех свойств и качеств, входящих в понятие “человечность”.
Проявлять свойства и качества, входящие в понятие “человечность” — это благоприятно для здоровья человеческого сердца.
Неблагоприятно же и разрушительно для здоровья сердца всё, что входит в понятие “бесчеловечность”.

Лёгкие

Тема свободы и независимости.
Выражение “дышать полной грудью” — означает быть свободным.
Выражение “мне не хватает воздуха” — не хватает свободы.
Когда человеку не хватает свободы (внутренней, внешней — любого уровня), он живёт в состоянии “сдавленной груди”, “стеснённой груди”, и если это длится достаточно долго, то это может вызвать заболевание лёгких.

Все виды конфликта со средой — когда мы “не хотим дышать этим воздухом”, “на дух не переносим” и т.д.
Если мы вынуждены долго жить в такой среде, то это может отразиться на здоровье лёгких.
Все виды социального страха, когда в обществе царит “тяжёлая атмосфера”, когда надо жить “затаив дыхание”, могут отразиться на здоровье лёгких.

Желудочно-кишечный тракт (в целом)

Психосоматика пищеварительной системы чрезвычайно многообразна.
Все органы пищеварения тесно связаны, поэтому здесь психосоматических пересечений наблюдается больше всего.
Поэтому, говоря о психосоматике органов пищеварения, мы говорим именно о преимущественном отражении психических процессов на органах.

Наиболее распространённая проблема, которую психика человека накладывает на ЖКТ — это проблема компенсации своих психических проблем через так называемое “заедание” их.
Процесс пищеварения физиологически вызывает отток крови от мозга и приток её к ЖКТ (“сыто брюхо к ученью глухо”), соответственно, мозг несколько тупеет, острота ощущения проблемности притупляется, и человеку психологически становится легче.

И пока организм молодой, жизненных сил много (да если ещё и с генетикой повезло), то ЖКТ справляется с такой совершенно несвойственной ему функцией “штатного психотерапевта” (который к тому же, работает круглосуточно). Но с годами внутренние ресурсы ЖКТ кончаются и начинаются заболевания — в тех частях ЖКТ, которые соответствуют уже особенностям психотипа человека (раздражительный или плаксивый, желчный или гневливый и т.д.)

Желудок

Желудок — это первый орган пищеварительной системы, где накапливается пища, транзитом пройдя рот и пищевод.
Желудок сталкивается со всей массой пищи, всем объёмом пищи, которую мы съели за данный конкретный приём.
Причём это пища, минимально обработанная (особенно, если человек недостаточно тщательно пережёвывает пищу — что ныне очень распространено).
Т.е. желудок как бы принимает на себя удар в виде этой практически необработанной массы. Поэтому желудок должен быть, образно говоря, устойчив, уверен в себе.
Соответственно, здоровье желудка разрушается таким качеством человека, как глубинная неуверенность в себе и своих силах.

Чтобы скрыть эту неуверенность, самое простое, что возникает у человека — излишняя эмоциональность.
Много эмоций зачастую и скрывают глубинную неуверенность.
И эта излишняя эмоциональность тоже сказывается на желудке.

И особенно часто глубинная неуверенность компенсируется слащавостью (особенно у женщин).
Неуверенность диктует необходимость понравиться, расположить к себе собеседника, в идеале — очаровать.
Говоря вкусовыми метафорами — подсластить общение.
И вот это постоянное “подслащивание” общения с окружающими, если происходит длительное время, отразится уже на физическом здоровье желудка.

Внутренняя слащавость зачастую порождает сильную зависимость от сладкого — уже на физическом плане.
Сладости же сильно нарушают кислотность желудка. Кислотность скачет в ту или иную сторону, приводя уже к заболеваниям желудка — эрозии, язвы и т.д.

Также желудок связан с нашими поверхностными желаниями — то, что в обиходе называется “хотелки”.
Если “хотелок” много, но они при этом не реализуются, не исполняются, то они “гложут” человека изнутри — и “гложут” именно желудок.
Когда “хотелки” не реализуются хронически, то человека начинает “тошнить” от такой жизни (“такой” — в смысле жизни, которая не даёт реализовать всю эту кучу желаний, получить всё то, что есть в “хотелках”).

И далее запускается вышеописанная схема, когда тянет “подсластить” эту жизнь и возникает зависимость от сладкого.

Но тут есть и противоположный вариант:  желудок разрушается и тем образом жизни, который известен как “сладкая жизнь” — жизнь, когда человек имеет возможность потакать всем своим желаниям, реализовать все свои хотелки.
В конечном итоге это тоже приводит к тому, что человека начинает “тошнить” от такой жизни, у него начинается то, что мы образно называем “несварение желудка” от такой жизни (по принципу “богатые тоже плачут”).


Желчный пузырь

Желчный пузырь содержит желчь — субстанцию, которая собственно, и запускает процесс пищеварения.
Пища из желудка, как известно, поступает в двенадцатипёрстную кишку химически кислая. А пищеварительные ферменты, вырабатываемые поджелудочной железой, требуют щелочной среды. И вот именно желчь, будучи самой щелочной субстанцией в нашем организме, должна обеспечить запуск процесса пищеварения.
Если желчи выделяется мало, то ферменты поджелудочной просто не будут работать.
Желчь, как известно — субстанция горькая. Очень горькая на вкус. Это самая горькая субстанция в нашем организме. И вот именно с этой горькой субстанцией желчи связано качество характера, настолько ассоциирующееся с желчным пузырём, что оно даже названо тем же словом, что и желчь — желчность.
Именно желчность прежде всего разрушает здоровье желчного пузыря.

Что же такое “желчность”?

“Желчность” — это довольно сложное (сложно-составное) качество, поэтому мало кто с лёгкостью, навскидку может описать это качество, разъяснить, чтО же это такое. Хотя эмоционально мы это качество хорошо знаем, хорошо его чувствуем.

Качество желчности легче всего описать через пословицу “испортить бочку мёда ложкой дёгтя”: концентрированно-горький дёготь даже в малом количестве портит вкус большого количества сладкого продукта — мёда.
И вот желчный человек во всё позитивное вносит такую вот горькую “ложку дёгтя”.
Желчность — это внесение горечи в жизнь.
Это — огорчение жизни.
Или — омрачение жизни.

Важный момент: огорчение жизни — это не реализм! Это не выведение из иллюзий!
Желчный человек чаще всего уверен в том, что он “реалист” и потому призван “рушить иллюзии” окружающих.
Но важно понимать, что когда человека, пребывающего в иллюзиях, выводят к осознанию реальности, это не действие желчности. Это вообще не действие эмоциональной реакции (а желчность — это именно эмоциональная реакция).
Выведение из иллюзий — это действие трезвости, рациональности, логичности, т.е. это эмоционально нейтральная, отстранённая, объективная позиция.

А желчность — это именно эмоциональная реакция, которая в основе своей имеет желание нейтрализовать тот позитив, с каким желчный человек встретился, испортить окружающим настроение, испортить праздник, сломать гармонию — от простой бытовой гармонии, до какой-то более высокой (например, какое-то значимое событие типа рождения ребёнка, свадьбы, или какой-то святой праздник, когда люди пытаются настроится на сакральные символы).

С желчностью непосредственно связано качество “вредности”.
“Вредность” это фактически характер действий желчного человека.
Желчный человек не может не “вредить” (в данном случае — в эмоциональном плане).
Когда человек “вредит”, то в результате получается как раз то самое “огорчение” людей.

Так же фактическим синонимом желчности является качество “ядовитости”.
“Ядовитый” человек “отравляет” всё вокруг себя, в результате чего люди, опять же “огорчаются”.

Далее. Неотъемлемой частью качества желчности является язвительность.
Для разрушения гармонии желчный человек применяет язвительность.

В наиболее “продвинутом” варианте желчность переходит в ядовитый скепсис и цинизм.
И тогда человек не просто огорчает/омрачает жизнь вокруг себя, но даже её “замораживает” и даже убивает (выражения “убить радость”, “убить чувство” — это следствие действия вот такого уровня желчности).
Желчность, вредность, ядовитость — это всё начало жизнеотрицания. Скепсис и цинизм — полное развитие этого качества, качества жизнеотрицания (что на физическом плане ведёт уже к раку).

Нетрудно догадаться, что если человек огорчает, отравляет жизнь других людей, то он одновременно огорчает и отравляет свою собственную жизнь.
Он постоянно вносит горечь, вносит яд в свою жизнь, в своё самоощущение, он постоянно “огорчает” и “отравляет” свою жизнь.
И прежде всего страдает от этого именно желчный пузырь.
 
У желчного человека будет застой желчи, который приведёт к образованию желчных камней.
Та боль, которую он будет испытывать от желчекаменной болезни — это боль, которую он принёс другим людям.
Когда же ему желчный пузырь удалят (а сейчас это делается очень легко, буквально за несколько минут), то отсутствие нормального желчеотделения неизбежно приведёт к сильному падению качества пищеварения, когда пища фактически станет для человека ядом. Соответственно, вся та “вредность” и “ядовитость”, которую он проявил по отношению к людям, вернётся ему физической вредностью и ядовитостью пищи, которая не будет нормально перевариваться (и это уже прямой путь к онкологии).

Поджелудочная/селезёнка

Селезёнка — самый “тихий” орган. Самый незаметный. Поэтому какой-то отдельной психосоматики этого органа не выявлено.
Зато выявлено, что психосоматика селезёнки тесно связана с её непосредственной “соседкой” — поджелудочной железой.

Проблемы этой связки “поджелудочной железа-селезёнка” прежде всего проявляются качествами саможаления и плаксивости.
Человек гиперчувствителен ко всем проблемам жизни.
Он как “принцесса на горошине” — болезненно реагирует на любые сложности и впадает в глубокое саможаление — и горько плачет о себе, о своей несчастной доле.
Здесь тоже присутствует горечь, но эта горечь вызывает не злость, а именно саможаление.
Самоедство. Самоуничижение. Нередко сопряжённое с чувством вины.
Человек-нытик, человек-меланхолик со временем будет иметь проблемы с поджелудочной железой.

Печень
 
Печень — даже исходя из собственного названия, происходящего от слова “печь” — это орган, связанный с огнём.
Соответственно, эмоции, связанные с печенью — это “горячие” эмоции.
Прежде всего — гнев.
Гневливый, “легковоспламеняемый”, агрессивный человек со временем будет иметь проблемы с печенью.
Ярость, злость, вплоть до ненависти — всё это прежде всего бьёт по печени.
Соответственно, когда все эти “горячие” эмоции истощают организм, то печень “остывает” — и наступает депрессия.
Депрессия — это уже истощённость психики, когда она настолько отравлена, что никакой эмоциональной жизни в ней уже нет.

Почки

Множественные страхи — главный разрушитель почек.
Здесь имеются в виду именно виртуальные, умственные страхи, а не непосредственный страх за свою жизнь.
Здесь имеются в виду страхи, которые генерирует наш ум: страх за своё материальное положение, страх за своё здоровье, страх потерять что-то, что человек имеет, страхи за детей, за близких, страхи, связанные с работой, карьерой и т.д.

Тонкий кишечник

Психосоматика в целом кишечника — особенно запутана в силу того, что орган большой (хоть и весьма компактно уложен в брюшной полости), имеет много разных отделов, в которых существует разная среда, обусловленная жизнедеятельностью разных бактерий-симбиотов.
Поэтому ещё раз напоминаю об условности психосоматических соответствий.
 
Итак, тонкий кишечник.
 
Тонкий кишечник — это орган, в котором происходит собственно питание человека.
 
Желудок — готовит пищу к пищеварению, а в тонком кишечнике она, собственно переваривается (конкретно — в двенадцатипёрстной кишке) и далее — всасывается (уже на всём протяжении тонкого кишечника).
 
Соответственно, ключевое слово в психосоматике тонкого кишечника — “переваривание”.
Здоровье тонкого кишечника разрушается от пребывания в обстоятельствах, которые мы “не перевариваем” — отношения, работа, деятельность и т.д.
 
Фраза “я его/её/их/это не перевариваю” — не только метафора. При длительном пребывании в таких проблемных обстоятельствах это отражается уже на физическом переваривании пищи — т.е. на тонком кишечнике.
 
Какие ситуации/обстоятельства соответствуют такому “неперевариванию”?
Это ситуации, когда человек вынужден принимать непосредственное участие в том, что ему внутренне не по душе.
Т.е. он не просто пребывает в негармоничной для него атмосфере (это скорее отражается на лëгких), но он должен что-то делать в ней, т.е. пропускать еë через себя.
Самый простой пример — нелюбимая работа.
Нелюбимая, но вынужденная, от которой никуда не деться (например, в силу необходимости выживать).
Человек не хочет этим заниматься, ему ничего не нравится в этой деятельности, может его даже “тошнит” от неё, но он вынужден ею заниматься, т.е. он вынужден впускать в себя (образно говоря, “проглатывать”) и пропускать через себя (“переваривать”) эту деятельность, вынужден выполнять те функции, которые на него накладывает эта работа.
Если этот внутренний конфликт длится достаточно долго, то “непереваривание” из метафоры станет физической реальностью и тонкий кишечник перестанет нормально переваривать пищу.
 
И то же самое — с отношениями, которые не по душе.
Человек живёт с нелюбимым супругом, но не имеет возможности расстаться. И он вынужден впускать в себя и пропускать через себя все проявления этого нелюбимого супруга, “переваривать” их, хотя он этого человека совсем даже и “не переваривает”, “на дух не переносит”.
 
Зачастую такая ситуация фиксируется навязанным извне чувством долга.
Если этот долг человеком не осознан, не принят, не понят, то человек неизбежно будет находится в ситуации, когда он “не переваривает” то, чем занимается, исходя из этого чувства долга.
 
Как мы помним, поясница — это зона, где накапливается напряжение от унылой, серой, беспросветной рутины.
И вот всё то, что описано применительно к тонкому кишечнику, тесно коррелирует с поясницей (поясница и тонкий кишечник — это один уровень).

Толстый кишечник

Толстый кишечник — это зона, отчасти схожая по функционалу с тонким кишечником (там происходит допереваривание пищи), но главный функционал толстого кишечника это всё таки подготовка к эвакуации переваренной пищи и собственно сама эвакуация.
Без эвакуации пищи человек становится буквально свалкой, выгребной ямой, ёмкостью, извините, с г-ном…
И этой свалкой, в которой лежат горы каловых камней, покрытых колониями грибков, среди которых кишат многочисленные паразиты, становится именно толстый кишечник.
 
Соответственно, психосоматика толстого кишечника связана именно с функцией удержания.
Неотпущение, захват, удержание, накопление — вот ключевые слова психосоматики толстого кишечника.
 
Неслучайно слова, связанные с захватом, апеллируют к тазовой зоне — “зажопить”, “жопится” или просто “жопа” в значении “жадный”.
Жадность — это главное качество человека, которое проявляется в патологии толстого кишечника.
 
Причины, по каким человек что-то удерживает, накапливает то, что не имеет реальной жизненной необходимости — самые разные.
Кроме собственно жадности как врождённого качества, это может быть и неуверенность в себе, и глубинный страх перед жизнью, уходящий корнями в глубины подсознания.
Главное тут — результат в виде сформировавшегося паттерна удержания, неотпущения.
 
Становясь толстым, человек подсознательно стремится обрести бОльшую устойчивость за счёт увеличения веса своего тела.
Став большим, человек как бы успокаивается, его подсознание становится более стабильным, уравновешенным.
Человек на первый взгляд обретает бОльшую уверенность в себе. Его глубинный страх перед жизнью тоже ощущается не так остро (я же большой — кто на меня-такого  нападёт?)
Это, конечно, иллюзия, но поскольку других вариантов стабилизации сознание не предлагает, то подсознание выбирает вот такой — самый примитивный.
 
И поскольку реальной внутренней стабилизации не происходит, то подсознание стремится ещë и ещë увеличивать вес — удерживая в кишечнике каловые массы.
Возникает зависимость. Замкнутый круг, который заканчивается уже серьëзными патологиями кишечника — вплоть до рака.
 
Кроме того, есть ещё и более химический аспект такого удержания.
Каловые массы, скапливаясь в кишечнике, порождают среду, благоприятную для активного роста грибков.
Колонии грибков (прежде всего — рода кандида) разрастаются, подобно коралловым рифам в океане, заполоняя целые отделы кишечника.
И точно так же — паразиты. “Свалка” из каловых масс создаёт среду, благоприятную для жизни широчайшего спектра паразитов: гельминтов, червей и т.д.
Как грибки, так и паразиты, выделяют продукты своей жизнедеятельности, которые являются токсинами. И эти токсины впитываются в кровь вместе с пищей.
Соответственно, кровь становится более тяжелой, густой, грязной, что приводит к отуплению мозга.
Мозг постоянно находится в состоянии интоксикации, поэтому все чувства — притупляются.
В том числе и эта глубинная неуверенность в себе, или глубинный страх.
 
Внутренняя интоксикация, самоотравление — это самый надёжный способ снизить остроту восприятия жизни, а значит и снизить остроту восприятия всех глубинных проблем, всех конфликтов, накопленных в подсознании.
 
Ну и далее человек попадает в замкнутый круг: внутренняя интоксикация и порождаемое ею отупление, вызывают тягу к каким-то более сильным стимуляторам. И вот человек от чая переходит к кофе, от кофе переходит к энергетикам, от энергетиков к наркотикам.
То же самое происходит и в пище: пища становится всё более и более изощрённая, с обилием неестественных усилителей вкуса: сахарозаменители, глутомат натрия и прочие стимуляторы.
И то же самое происходит в психологической сфере: человеку нужны всё более и более шумные, интенсивные ощущения.
Его тянет туда, где очень многолюдно, шумно, где бушуют эмоции, где толпа буквально беснуется от эмоций (и где, разумеется, все активно употребляют алкоголь и разные стимуляторы).
 
И всё это ещё больше отравляет организм, ещё больше отупляет его, требуя ещё более сильных вкусов и ощущений.
 
Ну, и заканчивается это накоплением уже неизлечимых патологий, в частности — раком.
И тогда этот долго подавляемый глубинный страх перед жизнью реализуется уже в таком — очевидном, зримом — виде.

Позвоночник

Психосоматика позвоночника связана с наиболее глубинными проблемами человека, с проблемами глубоких слоёв подсознания.
В индийской культуре это называется “кармические проблемы”.
Поэтому зачастую проблемы с позвоночником имеют вполне нормальные, состоявшиеся, успешные люди.
 
Из более же близких к нашей обычной жизни проблем, с патологиями  позвоночника прежде всего связано безволие.
Человек не имеет внутреннего стержня.
В нашем языке это отражено в таком слове, как “бесхребетный”.
 
Такая ослабленность волевого начала неизбежно приводит к стремлению опереться на кого-то, найти опору в ком-то или чём-то.
Если человек такую опору находит, а потом, спустя годы (когда его бесхребетность никак не меняется, а порой ещё и накапливается) эту опору теряет (смерть близкого человека, увольнение с привычной работы, разрушение государства, которому служил всю жизнь и т.д.), то это шаткое, неустойчивое состояние может проявиться в проблемах позвоночника.
Либо в виде заболеваний (остеохондроз, радикулит, и т.д.), либо же в виде травмы позвоночника.
Подсознание приведёт человека в то место, где он найдёт ту самую “банановую корку”, на которой споткнётся и получит травму позвоночника.
И эта травма приводит человека в устойчивое стабильное состояние: он лежит в постели, весь зафиксированный и окружающие вынуждены стать ему опорой (начиная с медиков, заканчивая родственниками). Именно это его подсознанию и надо.
 
Следующее качество, смежное с бесхребетностью — подверженность влиянию со стороны.
Если человек бесхребетен и подпадает под влияние со стороны, это ещё больше влияет на здоровье позвоночника.
При длительном пребывании под чьим-то влиянием, в позвоночнике тоже накапливаются патологии, что может привести к заболеваниям и травмам.
Таким способом подсознание может пытаться вывести человека из-под влияния — мол, вот я “сломаюсь” и от меня отстанут, я стану не нужен.

Кожа

Ключевая метафора здесь — толстокожесть/тонкокожесть.
 
Толстокожий — это человек нечувствительный, простовато-грубоватый, прямолинейный, тяжеловесный. Это человек, не ловящий тонких составляющих человеческого общения — тонких чувств, утончённых смыслов, контекстов и т.д.
Он лишён возвышенности и романтизма. Он глух к  высокой поэзии, высокой музыке и вообще — высокому искусству.
Т.е. человек воспринимает только грубые, плотные, очевидные эмоции — агрессию, голод, страсть и т.д.
 
Отталкиваясь от понимания “толстокожести” мы можем легче понять “тонкокожесть”.
“Тонкокожесть” — это способность воспринимать тонкие, неочевидные составляющие человеческого существа и человеческих взаимоотношений: утончённые чувства, утончённые смыслы, тонкие неочевидные контексты. В общем, всё, что входит в понятие “культурный человек”.
Кроме того, “тонкокожесть” — это ещё и чувствительность к психосфере, чувствительность к энергетике пространства, к подсознанию других людей.
 
А говоря языком биоэнергетики — это чувствительность к полевой составляющей жизни: к полям людей, к полям человеческих сообществ, к полям помещений и т.д.
 
И вот если человек от природы “тонкокожий”, то его кожа довольно чутко реагирует на всё то, что он чувствует.
Соответственно, если человек длительное время находится в каких-то особо негармоничных, проблемных обстоятельствах, среди проблемных людей, у него могут начаться кожные заболевания.
  
Но тут есть важный момент: не само по себе пребывание в проблемном окружении, в проблемных обстоятельствах вызовет психосоматическую реакцию.
Если человек внутренне спокоен и спокойно принимает сложившиеся обстоятельства (в силу, скажем, религиозных воззрений или обладая врождённой мудростью), то психосоматической реакции не будет.
Психосоматическая реакция будет, если такой “тонкокожий” человек реагирует на эти проблемные обстоятельства раздражением, досадой, злостью, внутренним сопротивлением и протестом.
И ключевое слово здесь именно “раздражение”.
 
Внутреннее раздражение при длительном пребывании в проблемной среде проявится на коже в виде раздражения кожи — прежде всего нейродермит (воспаление кожи на нервной почве) и далее это может перейти во что-то более серьёзное, если ситуация будет длиться дольше.

***

Таково — достаточно краткое — описание картины психосоматики.
 
Для общего понимания предмета — вполне достаточно.
А также вполне достаточно и для той работы, которую мы ведём по линии холо-коррекции.
 
Холо-коррекция — это именно целостная коррекция человека (“холо” — от греческого “целостный”).
В холо-коррекции учитываются все стороны человеческого существа: и физическая сторона, и психологическая, и биоэнергетическая, и социальная.
Это более широкий подход, чем в традиционной психологии.
И в этой работе, конечно же, без чёткого представления о психосоматике — никуда.
Весь наш многолетний опыт в работе по линии холо-коррекции — хорошо это подтверждает.

Комментарии

( 13 комментариев — )

vbob
26 Янв, 2024 22:21
Спасибо! Очень интересно и познавательно🙏
Юлия Апарина
27 Янв, 2024 00:46
Спасибо за ценный материал! Раньше не верила в психосоматику, но со временем убедилась, что тело и психика очень тесно связаны.
ALG
27 Янв, 2024 01:05
Раньше не верила в психосоматику

“Не верить” в психосоматику может только тот, кто никогда не наблюдал за собой, за людьми, за жизнью вообще:)
В основном сознание людей “вывернуто” вовне — включая и медиков, кстати.
Поэтому-то и не видят люди этих связей.
Хотя о них известно издревле.
И даже на общенародном уровне есть поговорка, что “все болезни от нервов”.
А ведь “нервы” в данном контексте — это именно психика.
Gutnikova_Irina
27 Янв, 2024 08:33
Спасибо большое, за статью🙏! Очень полезная и созвучная, информация! Очень емкое описание  и в тоже время ничего лишнего!
В  свое время поняв прочную связь тела и психики , читала психосоматику Луизы Хей , Лиз Бурбо ( а они дают описание прям по каждому ,например позвонку), я запуталась, не откликались предложенные описания. А еще Лазарева пропустила😅, там прям вообще в такие   дебри можно , с легкостью забрести😖
Здорово, что ты выложил этот материал, для меня теперь ,это одна из “настольных книг” так сказать🤓🙏.
ALG
31 Янв, 2024 16:51
запуталась, не откликались предложенные описания
да, всё так…там всё очень запутано и оторвано от реальности…
чисто умственный, схемный подход…


А еще Лазарева пропустила😅, там прям вообще в такие   дебри можно , с легкостью забрести
однозначно.
Дебри ещё те.
И реально люди забредают и долго мучаются — пока энергия не кончится и они из этого морока не выпадут…
Evgen
29 Янв, 2024 04:14

Спасибо за шикарный ликбез по теме психосоматики! 😇💙🙏

Отдельная лингвистическая благодарность за все вставки про иконичность нашего замечательного русского языка! 🤓 Все эти так легко и органично укладываемые в понимание связи а-ля «желчный человек — проблемы с желчным пузырём», «не можешь что-то внутренне “переварить” — будешь маяться с плохим перевариванием пищи в тонком кишечнике» 👍👍👍 Насладился при чтении 👏

В клиентской практике чаще всего я, пожалуй, сталкивался с отражением страхов в проблемах с почками, неврозами, быстро проявляющимися в плачевном состоянии кожи, скепсисом, безальтернативно “добивающим” желчный пузырь, да проблемами с позвоночником при отсутствии у человека внутренней опоры. Но и многие другие корреляции за прошедшие годы — тоже воочию лицезрел 😉

Буду ещё возвращаться к обеим частям материала и делиться с заинтересованными в теме людьми! Часто эту тему затрагиваем на сессиях по холо-массажу, холо-коррекции, холо-ребёфингу и в целом во время любой телесно-ориентированной работы 🤓
Очень полезный справочный материал получился, базовая шпаргалка по психосоматике, и отправная точка для продолжения уже самостоятельного исследования 😇👍🙏

mariya_mekh
29 Янв, 2024 11:43

Лёша, спасибо за ёмкий, познавательный материал! 
Отлично пособие по психосоматике 😇👍

Без проявления негармоничных состояний и эмоций — не обходится наверное ни один массаж живота. Даже если нет определенных диагнозов у человека, всё равно он может ощущать разной степени неприятные локальные боли в животе. С нашим подходом в массаже, человек ориентирован на всматривание в своё эмоциональное состояние, поэтому в процессе сеанса «ловит» подавленные эмоции, вспоминает забытые конфликтные ситуации и т.д.

На холо-коррекции весь этот «букет» мы постепенно прорабатываем — у клиента приходит лучшее понимание себя, своих дальнейших действий, на душе становится светлее, и, как следствие, живот «отпускает» 🤓

Тема психосоматики поднимается на сессиях регулярно, теперь буду обогащать клиентов этими материалами. Ещё раз спасибо за труд 🙏

Sofi
31 Янв, 2024 00:27
Спасибо, Лёша! Всегда была интересна эта тема. Очень занимательно знакомиться с такого рода соответствиями и, конечно же, экстраполировать на себя… Исследовательский процесс:) И да, как же прекрасен и мудр наш русский язык, объёмен как никакой другой😌🙏🏻💚
ALG
31 Янв, 2024 16:47
На здоровье🙏


как же прекрасен и мудр наш русский язык, объёмен как никакой другой
всецело согласен!
Kseniya
31 Янв, 2024 13:40
Каждый раз читая и перечитывая, открываю для себя что-то новое, интересное. Кажется, что это только “верхушка айсберга” и в будущем появится целая холо-энциклопедия по этой теме. Спасибо, Лёша🙏😇
ALG
31 Янв, 2024 16:48
На здоровье🙏

будущем появится целая холо-энциклопедия по этой теме
думаю, совместными усилиями — вполне может появиться:)
Gal-Anna
03 Фев, 2024 20:01
Большое спасибо за материал, как всегда очень много тонких интереснейших моментов прозвучало.
Постоянно сталкиваюсь с психосоматикой в клиентской работе. 
Чаще всего встречаю проблемы связанные с функционированием органов ЖКТ, причины которых сидят в накопившемся эмоциональном напряжении от невозможности принять какую-то ситуацию, от ее “не переваривания” или даже от “перегорания” в “горячих эмоциях” :). 

По “делам сердечным” – все очень знакомо, и из личного опыта и по клиентским ситуациям). Особенно тема открытости/закрытости интересна. Когда исследовала этот момент, отметила для себя, что мы можем казаться себе и другим вполне открытыми людьми, но в действительности можем внутренне находиться в закрытой от жизни позиции, всегда “держать за спиной щит”, даже когда он не нужен. И привычка “быть наготове” совершенно не осознается.

( 13 комментариев — )