Кристаллы времени
Хочу немного поразмышлять о том, что из себя представляет пространство-время. Поводом к этому явилась интересная статья: “Ученые подтвердили существование нового вида материи: кристаллов времени“. Суть статьи в том, что ученые открыли вещество, в котором происходит движение даже в состоянии покоя, при нулевой энергии. Ранее считалось, что в состоянии “нулевой энергии системы” движение теоретически невозможно. Но, как говорят, ” теория соответствует практике… теоретически”.
И теперь выяснилось, что движение в системе может поддерживаться даже при отсутствии внешних воздействий – есть материя, которая в обычном своем состоянии постоянно пребывает в движении.
Статья интересна в том плане, что выявила определенный пробел в науке. В частности пробел положении о нулевой энергии и об отсутствии движения в системе, которая находится в состоянии покоя. Сразу не понятен смысл фразы “атомная структура которых повторяется не только в пространстве, но и во времени, что означает, что они постоянно двигаются без затрат энергии”. В моем понимании, атомная структура сохраняется как раз с состоянии покоя. В другой статье более подробно объясняется, что значит повторение атомной структуры во времени.
То есть, получается, что ученые открыли вещество, которое в основе своей колеблется с определенными циклами без внешних воздействий. При этом, через определенные промежутки времени, структура вещества совпадает. На ум приходит аналогия дыхания, будто бы материя дышит, либо в ней есть какой-то микро-мир, который пребывает в автономном динамически-равновесном состоянии, то есть в ней циркулирует энергия, которая потребляется в пределах этой же системы. То есть связь со временем тут такая, что время рассматривается как измерение сохранения симметрии системы.
Но после этого понимания, ум остается неудовлетворенным. Не видит в этом какой-то грандиозности, озарения. Может быть за недостатком понимания структуры кристаллов. Либо за недостатком понимания явления времени.
И хочется поразмышлять об этом более предметно. В частности поразмышлять о времени…
А начать хочется с того, чтобы рассмотреть, в чем проявляется интерес к этому явлению – в чем он может практически выражаться? В том или ином виде этот интерес представлен в литературе и кинематографе. Сходу на ум приходит следующее:
* возможность предсказывать катастрофы и негативные события
В качестве иллюстрации можно рассмотреть фильмы: “Земля Будущего” (Tomorrowland, 2015), “Час Расплаты” (Paycheck, 2003), “Терминатор” (The Terminator, 1984)
* возможность менять прошлое с различными намерениями
В качестве иллюстрации можно рассмотреть фильмы: “Назад в будущее” (Back to the Future, 1985), “Исходный код” (Source Code, 2011),”Дежа-вю” (Deja Vu, 2006), “12 Обезьян” (Twelve Monkeys, 1995)
* возможность менять субъективное прошлое индивидуума
В качестве иллюстрации можно рассмотреть фильмы: “Эффект бабочки” (The Butterfly Effect, 2003), “Континуум” (Project Almanac, 2014), “Петля времени” (Looper, 2012), “Машина времени” (The Time Machine, 2002)
* возможность предупреждения преступлений в будущем
В качестве иллюстрации можно рассмотреть книгу Филипа Дика “Особое мнение”, а также одноименный фильм (Minority Report, 2002)
* возможность учиться и узнавать строение Вселенной
В качестве иллюстрации можно рассмотреть фильм “Интерстеллар” (Interstellar, 2014)
* возможность видеть и корректировать субъективное будущее
В качестве иллюстрации можно рассмотреть фильмы: “Пророк” (Next, 2007), “День сурка” (Groundhog Day, 1993), “Грань будущего” (Edge of Tomorrow, 2014)
А теперь попробую поразмышлять над феноменом времени.
Время – это то, что течет, движется независимо от нас. Время можно разделить на прошлое, настоящее и будущее. Прошлое – то что уже свершилось. Настоящее – это текущий момент. А будущее – то, что еще не свершилось.
Далее можно рассмотреть отдельно прошлое, настоящее и будущее:
Прошлое
Оно фиксированно. В виде свершившихся событий. То, что можно вспомнить. Оно фиксируется в памяти, на различных носителях (фотографиях, видео, в рисунках, музыкальных записях). Все, что нас окружает в виде материальных объектов и событий с ними связанных – это прошлое. Прошлое связано с сожалением, разочарованием, радостью вспоминания.
Будущее
Это то, что еще не свершилось, но может свершиться. При первом приближении, будущее носит вероятностный характер. Например, мы подбрасываем монетку. В момент, когда она в воздухе, мы не знаем результат. Мы можем предположить вероятность того, что выпадет “орел” или “решка”, но мы не знаем этого наверняка. А узнаем мы это только тогда, когда будущее станет прошлым. Монетка упала, показав нам одну из граней, свершилось событие, стало прошлым – у нас есть информация об этом событии, фиксация события. Будущее связано с надеждами, грезами, предвкушением, ожиданием, страхом неведомого, волнением.
Настоящее
Это то, что находится между прошлым и будущим. Это точка, в которой будущее превращается в прошлое. Если рассмотреть время, как пленку кинопроектора, то прошлое – это кадры, которые уже были показаны, будущее, это кадры, которые еще будут показаны. А настоящее? А настоящее может быть текущим кадром (но он фактически тоже уже показан, то есть является прошлым). Либо настоящее может быть светом, которые подсвечивает кадр. Либо тем, кто воспринимает изображение. Если некому воспринимать события, то есть ли в этом случае время? Настоящее – оно содержит в себе субъективную природу (события и объекты, воспринимаемые нами), но оно содержит в себе также и объективную природу (текущее положение вещей на планете, в галактике, вселенной).
Можно начать с того, чтобы попробовать осмыслить настоящее со своей, субъективной позиции, как то, что происходит с нами и вокруг нас в настоящий момент. Если вернуться к аналогии с кинопроектором, то кадры в нем сменяются с определенной частотой (обычно около 25-30 кадров в секунду). Такая частота не случайно. Экспериментально установлено, что человеческий глаз перестает различать прерывистость изображения начиная с частоты 25 кадров в секунду. То есть наши глаза отправляют в мозг последовательность изображений с частотой менее 25 кадров в секунду. И, таким образом, можно сделать вывод, что мы воспринимаем изображение квантами.
Если рассмотреть информацию, воспринимаемую в виде звуков, то у них тоже есть частота. Есть низкочастотные звуки, есть высокочастотные звуки. В среднем ухо человека воспринимает звуки с частотой от 20 до 20 тыс. герц. И тут есть своя частота. Если рассмотреть не последовательность изображений, а свет, то и у световой волны есть частота, которая влияет на цветовой оттенок. Таким образом, наш мозг получает информацию о реальности в виде квантов – единиц информации – с определенной частотой. И субъективно время мы ощущаем при последовательном восприятии этих квантов.
Причем, у нашего восприятия есть интересная особенность – чем менее насыщенна информация, воспринимаемая нашими чувствами, тем, как нам кажется, дольше тянется время. Все замечали, что активный, динамичный и интересный фильм заканчивается будто бы быстрее, а скучный и нудный тянется очень долго. В очереди мы сидим по ощущениям много дольше, чем в компании интересных собеседников. То есть при высокой частоте последовательности квантов воспринимаемой информации, содержание этих квантов может меняться с разной степенью интенсивности. То есть при восприятии времени мы реагируем не только на частоту квантов, но и на информативность квантов, на интенсивность изменения информации, содержащейся в квантах. И это восприятие субъективно. Смотря динамичный и богатый событиями фильм в пятый раз, мы будем его воспринимать не так, как в первый, поскольку мы еще учитываем новизну информации. Читая глубокую философскую книгу в пятый раз мы можем обращать внимание на тонкие детали, которые были скрыты от нас при предыдущих прочтениях.
Но как бы ни было настроено наше восприятие, информация к нам поступает квантами. И в общем-то все изобретенные человеком устройства, которые передают информацию, передают ее в с определенной частотой (как в техническом плане, так и в смысловом, как последовательность смыслов, фраз, изображений, слов, звуков и т.д.).
Пространство
Исходя из этих размышлений, можно предположить и в дальнейшем опираться на гипотезу, что время представлено в виде квантов, последовательности состояний объектов.
Можно попробовать расширить это понятие, рассмотрев, что подразумевают состояния объектов. Если рассматривать объекты материальной природы, то можно их обобщить в материальное пространство. Но могут быть мысленные объекты – мысли в нашем уме сменяются с определенной последовательностью. Также, как и эмоции. Таким образом, можно рассмотреть время не только в связи с объектами материального мира (или с материальным пространством), но и в связи с астральным пространством (эмоции) и ментальным пространством (мысли).
Пространственно-временной континуум
То есть у нас уже получается некая картинка пространства-времени. Думаю, что многие слышали такое понятие, как пространственно-временной континуум. Континуум по другому можно назвать, как бесконечность. И если находясь в текущей точке пространства-времени, то есть в “сейчас”, окинуть внутренним взором пространственно-временной континуум в одну сторону (в прошлое) и в другую сторону (в будущее), то там в общем-то конца не видно. Можно быть он когда-то был (теория большого взрыва) или не был… Либо когда-то будет конец (судный день) либо это все выдумки… В любом случае, у нас есть сейчас, есть прошлое, в которое мы можем заглянуть, насколько хватает наших способностей, и есть будущее, которое мы можем предсказать с определенной вероятностью (например, я могу точно предсказать, что вечером Солнце скроется за горизонтом).
Параллельные реальности
Попробуем пойти дальше и еще поразмышлять. Так как пока не понятно, как можно и можно ли заглянуть в будущее? Можно ли поменять прошлое? Почему кто-то говорит, что “нет времени” и это только иллюзия?
Рассмотрим последовательность действий человека с точки зрения пространственно-временного континуума. Например, некий индивид решает, как провести выходной. Или пойти в кино. Или поехать на природу. Он подбрасывает монетку, выпадает “орел” и он идет в кино. Там он смотрит фильм, получает определенную информацию, получает определенный опыт. При этом в альтернативной реальности у него выпадает “решка”. Он едет в лес. Получает свой опыт. Итого, у нас есть две альтернативных линии пространственно-временного континуума. Можем ли мы в момент подбрасывания монетки знать, какая из этих линий реализуется? Мы можем это только предполагать.
Но, рассмотрим другой пример. Сейчас уже есть интерактивные фильмы, в которых зритель выбирает линию развития сюжета. В определенный момент при просмотре фильма зрителю задается вопрос: “что сделает персонаж?”. И зритель выбирает, как дальше пойдет сюжет. Потом ему снова задают вопрос, и он делает выбор. Пока зритель не досмотрел фильм, он не знает, чем он закончится. Но вот, фильм дошел до конца, и зритель в курсе относительно сюжета фильма. Но! Тут нужно отметить интересный момент. Зритель посмотрел полтора часа фильма (будем считать, что фильм длится 1ч 30м). При просмотре зритель сделал выбор, который повлиял на ход событий фильма. Однако, носитель информации содержит в себе и альтернативные линии развития событий. И если предположить, что фильм предлагает сделать выбор на 30й и 60 минутах, то в реальности есть 4 версии развития сюжета. Они уже существуют на момент просмотра зрителем фильма, так как он не влияет на эти события. Он только делает выбор, условно, по какому коридору пройти. Но коридор с картинками уже существует.
Усложним пример и представим, что зритель смотрит фильм в кинотеатре и в определенные моменты зрительному залу предлагается проголосовать за то, как поступит главный герой. В этом случае уже нет индивидуального выбора, а есть выбор коллективный, обусловленный различными факторами (возрастная категория зрителей, их культурный и мировоззренческий уровень, и т.д.). Выбор будет сделан, экран покажет полтора часа фильма, но факторы, влияющие на ход событий, будут более сложными, чем в предыдущем примере. Но даже и при таком ситуации, в реальности существует все те же 4 альтернативных версии фильма. И другая группа зрителей в другое время выберет другую последовательность событий.
Выбор
Продолжая размышления, возникает мысль – а что, если реальность устроена так же? Что, если все альтернативные версии существуют одновременно. И мы просто выбираем, по какой тропинке пройти. Тот человек, которые подбрасывал монетку – он мог положиться не на волю случая, а поразмыслить – чего бы ему хотелось? Ведь разный выбор приводит в разные точки пространственно-временного континуума. И если ему, к примеру, нужно побыть в уединении и поразмыслить над какой-то задачей, то он бы предпочел выбрать поездку на природу. А если ему бы требовалось сменить обстановку, пережить эмоции – то он бы выбрал пойти в кино. Он бы сделал выбор в зависимости от актуальных задач.
Рассматривая реальность, как последовательность выборов, существующих одномоментно, мы можем ее увидеть как сеть выборов (рис 1). И каждый выбор порождает следующий выбор. Причем каждому выбору предшествует предыдущий выбор (рис 2) и в той предшествующей точке, выбор мог бы быть другим. Есть более глобальные выборы (выбор места жительства) и есть менее глобальные (выбор одежды). Глобальность выбора определяет то, насколько он изменяет субъективную реальность. Переезд в новый город вызывает определенный уровень стресса, необходимость принимать множество новых решений, необходимость оперативных действий, но при этом предлагает новые возможности. А выбор оставить все как есть в свою очередь может вести к подавленности, когда назрела пора сделать рывок, но страхи мешают это сделать. Проиллюстрировать это можно на рис. 3.
Если вернуться к примеру с фильмом, то определенный сценарий мы выбираем с какой-то целью. Это может быть интерес: “Что будет, если произойдет то-то”. Либо мы предполагаем, что такой при таком выборе будет позитивное развитие сюжета, а при другом драматичное. Мы руководствуемся определенным мотивом. И аналогично в жизни, делая выбор, мы взвешиваем на чаше весов вероятные последствия этого выбора, руководствуемся какими-то индивидуальными целями. Мы не можем предсказать с точностью, что с нами произойдет. Но мы можем увидеть какие-то параллели в своем прошлом опыте, либо можем посоветоваться с человеком, который был в подобной ситуации, либо можем руководствоваться какими-то иллюзиями, либо можем действовать наугад с целью посмотреть: “что будет?”. И даже если нет сознательного выбора, есть выбор неосознанный, который заключается в том, чтобы, так сказать, “плыть по течению”.
Выбор и время
А теперь поразмышляем, как все это можно использовать? Как связан выбор и время?
Рассматривая сеть выборов в контексте пространственно-временного континуума, можно заметить одну деталь: если поместить внутренний взор на любую точку сети выборов, мы четко можем увидеть, что предшествовало этой точке (рис 4). Для любой точки пространства – есть прошлое, породившее эту точку. А будущее для этой точки можно предположить с учетом факторов, которые сложились на настоящий для этой точки момент. Если человек к какому-то моменту переехал в другой город, то его будущее будет связано с этим фактом. А в его прошлом есть факт переезда в другой город.
И тут обнаруживается интересная деталь. Мы можем попробовать поместить свое воображение в точку предполагаемого нами субъективного будущего и посмотреть из этой точки на наше настоящее (рис. 5). Если предположить, что все реальности существуют одномоментно и пространство меняется с определенной скоростью, то это значит, что в какой-то из альтернативных линий развертывания времени, можно прийти в точку назначения, совпасть с этим событием. И для того, чтобы попасть в эту точку, нужно совершить ряд выборов (рис. 6). И в зависимости от точки назначения, можно прийти быстро, а можно идти достаточно долго. А можно вообще заблудиться и потерять точку назначения из виду, увлечься чем-то и так далее (рис. 7).
И тут надо отметить одну деталь. Выбор влияет на линию развертывания событий, но не влияет на скорость развертывание. Время как двигалось, так и продолжает двигаться со своей скоростью. И если целевая точка, например “я прочитал книгу Две Жизни”, то предыдущими шагами к ней будет “я прочитал четвертый том”, “я прочитал третий том” и т.д. А если целевая точка “я живу в собственном доме”, то крупными мазками можно обозначить предыдущие точки: “я составил план дома”, либо “у меня есть деньги на покупку дома”, либо “у меня есть деньги на постройку дома”. Тут уже каждый видит путь индивидуально.
Постановка целей
От исследования явления времени, мы потихоньку пришли к вопросу постановки целей и способам достижения этих целей. Думаю, что исследование времени именно в этом контексте представляет из себя определенный интерес.
Практический интерес
Вернемся к тем мотивам, которые побуждают человека исследовать время, которые мы рассмотрели в начале статьи. Каждый из этих мотивов так или иначе укладывается в описанную схему.
* возможность предсказывать катастрофы и негативные события.
Каждой катастрофе так или иначе предшествует череда событий и явлений. Явления можно в какой-то степени предупредить за счет профилактических мер, либо за счет повышения надежности конструкций. То есть тут можно повышать компетенции в способности прогнозировать тенденции исходя из понимания геполитических и планетарных процессов.
* возможность менять прошлое с различными намерениями.
Помещая свое воображение в точку желаемого будущего, можно из этой точки попробовать “повлиять” на прошлое, то есть увидеть себя настоящим и поразмыслить, какими мотивами следует руководствоваться при принятии решений. Думаю, что с наработкой опыта связь повседневных выборов с будущими событиями будет прослеживаться все более и более отчетливо.
* возможность менять субъективное прошлое индивидуума.
Тут стоит отметить, что желание изменить прошлое возникает, после совершения ошибки, либо утери (ценности либо человека). То есть это желание сопровождается чувством утраты, сокрушения, саможаления, обвинения себя в чем-либо. Но ведь не будь этого опыта, не было бы и этих эмоций. И не было бы желания менять прошлое. И тут более разумным, на мой взгляд, является желание обретения способности сохранять внутренний покой и эмоциональную устойчивость вне зависимости от совершенных ошибок или ударов судьбы. И это уже разворачивает в будущее, настраивает на обретение соответствующих способностей.
* возможность предупреждения преступлений в будущем
Этот мотив сводится к способности прогнозировать поведение людей. Но если рассматривать способы решения этой задачи, представленные в фильмах (которые упоминались выше), то в них показано, что даже если у человечества есть такая возможность, то оно, как общество, ограничивает свое развитие. В том плане, что создается искусственная благоприятная среда и малейший поражающий фактор может ее разрушить. Как если бы вдруг из среды исчезли все патогенные вирусы и бактерии. В такой среде иммунитет бы атрофировался за ненадобностью и в дальнейшем безобидный вирус стал бы смертельным. То есть этот мотив довольно неоднозначный. И он решается в том числе и социальными методами: повышением уровня образованности, повышением уровня жизни, развитием института права, законодательной системы, за счет грамотной работы правоохранительных органов. В общем-то вопрос достаточно дискуссионный.
* возможность учиться и узнавать строение Вселенной
В этом плане уже само осмысление феномена времени настраивает на это.
* возможность видеть и корректировать субъективное будущее
Этот вопрос рассмотрен с позиции постановки целей, помещения воображения в точку желаемого результата и анализа шагов, которые могут привести к этому результату через пространство вероятных событийных линий. И тут, как я вижу, возможность видеть и корректировать свое возможное будущее зависит от наработки опыта, и установлении связи между совершаемыми действиями и результатами этих действий. Съел испорченную котлету – получил отравление. Обманул контрагента – обманули тебя. Проявил инициативу и перевыполнил план – получил премию.
Вообще, тема времени, выбора, причинно-следственных связей как в нашей субъективной жизни так и в жизни социума и планеты – довольно обширная. Я надеюсь, мои размышления помогут как-то систематизировать представление об этом явлении, помогут читателю пролить свет на какие-то вопросы и улучшить понимание этой темы.
И теперь выяснилось, что движение в системе может поддерживаться даже при отсутствии внешних воздействий – есть материя, которая в обычном своем состоянии постоянно пребывает в движении.
Уже несколько месяцев идут разговоры о том, что исследователям удалось создать кристаллы времени — странные кристаллы, атомная структура которых повторяется не только в пространстве, но и во времени, что означает, что они постоянно двигаются без затрат энергии.
Теперь это официально подтвердили: исследователи только недавно рассказали в деталях, как создать и измерить эти странные кристаллы. И две независимые группы ученых утверждают, что им действительно удалось создать кристаллы времени в лабораторных условиях, пользуясь предоставленной инструкцией, тем самым они подтвердили существование абсолютно нового типа материи.
Открытие может показаться абсолютно абстрактным, но оно является предвестником начала новой эры в физике, ведь многие десятилетия мы изучали лишь материю, которая по определению была ‘в равновесии’: металлы и изоляторы.
Но звучали предположения о существовании во Вселенной самых разных странных видов материи, которая не находится в равновесии и которую мы даже не начали еще изучать, в том числе и кристаллы времени. Теперь мы знаем, что это не выдумка.
Сам факт того, что у нас теперь есть первый пример ‘неравновесной’ материи, может привести в прорыву в нашем понимании окружающего мира, а также таких технологий как квантовые вычисления.
“Это новый вид материи, и точка. Но классно и то, что это один из первых экземляров ‘неравновесной’ материи,” делится впечатлениями ведущий исследователь Норман Яо из Калифорнийского университета в Беркли.
“Всю вторую половину прошлого века мы изучали материю в равновесии, такую как металлы и изоляторы. И только сейчас мы ступили на территорию ‘неравновесной’ материи.”
Но давайте сделаем паузу и оглянемся, ведь концепт кристаллов времени существует уже несколько лет.
Впервые их предсказал нобелевский лауреат теоретик физики Фрэнк Вильчек в 2012-м году. Кристаллы времени — это структуры, которые, кажется, находятся в движении даже при малейшем уровне энергии, известным как основное состояние или состояние покоя.
Обычно, если материя находится в основном состоянии, также известным как состояние нулевой энергии системы, это означает, что движение теоретически невозможно, ведь на него требуются затраты энергии.
Но Вильчек утверждал, что кристаллов времени это не касается.
У обычных кристаллов атомная решетка повторяется в пространстве, совсем как углородная решетка алмаза. Но, как рубин или изумруд, они не двиггаются, потому что находятся в равновесии в своем основном состоянии.
А у кристаллов времени структура повторяется еще и во времени, не только в пространстве. И поэтому они в основном состоянии находятся в движении.
Представьте себе желе. Если его ткнуть пальцем, оно начнет колебаться. То же самое происходит и в кристаллах времени, но большое отличие в том, что им на движение не требуется энергия.
Кристалл времени — это как постоянно колебающееся желе в своем привычном, основном состоянии, и именно это делает его новым видом материи — ‘неравновесной’ материи. Которая просто не может усидеть на месте.
Но одно дело предсказать существование таких кристаллов, и совсем другое действительно их создать, что и произошло в новейшем исследовании.
Яо и его команда создали детализированную схему, в которой подробно описали, как создать и измерить характеристики кристалла времени, и даже предсказать какими должны быть различные фазы, окружающие кристалл времени, другими словами, они описали эквиваленты твердого, жидкого и газообразного состояний нового типа материи.
Подробнее можно прочитать здесь: https://zen.yandex.ru/media/funscience/uchenye-podtverdili-suscestvovanie-novogo-vida-materii-kristallov-vremeni-5a6f0d014bf161bec3112b04
Подробнее можно прочитать здесь: https://zen.yandex.ru/media/funscience/uchenye-podtverdili-suscestvovanie-novogo-vida-materii-kristallov-vremeni-5a6f0d014bf161bec3112b04
Статья интересна в том плане, что выявила определенный пробел в науке. В частности пробел положении о нулевой энергии и об отсутствии движения в системе, которая находится в состоянии покоя. Сразу не понятен смысл фразы “атомная структура которых повторяется не только в пространстве, но и во времени, что означает, что они постоянно двигаются без затрат энергии”. В моем понимании, атомная структура сохраняется как раз с состоянии покоя. В другой статье более подробно объясняется, что значит повторение атомной структуры во времени.
Кристаллы сами по себе очень необычные структуры. Например, кристаллам (тем из них, кристаллическая решетка которых не обладает высшей — кубической — симметрией), присуще свойство анизотропии. Анизотропия кристаллов — это разнородность их физических свойств (упругих, механических, тепловых, электрических, магнитных, оптических и других) по различным направлениям.
Современных физиков интересует не только анизотропия кристаллов, но и их симметрия. Что касается симметрии, то она проявляется не только в их структуре и свойствах в реальном трёхмерном пространстве, но также и при описании энергетического спектра электронов кристалла, анализе процессов дифракции рентгеновских лучей, дифракции нейтронов и дифракции электронов в кристаллах с использованием обратного пространства и т. п. Что касается «кристаллов времени», то здесь ученые предположили, что кристаллы симметричны во времени.
Вилчек говорил об этом возможном явлении еще в 2010 году: «Я постоянно думал о классификации кристаллов, а затем я подумал, что ведь можно представить и пространство-времени с этой точки зрения. То есть, если мы думаем о кристаллах в пространстве, логично будет представить кристаллические структуры во времени». В кристаллах атомы занимают стабильную позицию в решетке. А поскольку стабильные объекты остаются неизменными во времени, то существует возможность того, что атомы могут образовывать постоянно повторяющуюся решетку во времени. В исходное положение они возвращаются через дискретный интервал, нарушая временную симметрию. Если кристалл не потребляет и не производит энергию, то такие временные кристаллы являются стабильными, находясь в «основном состоянии». При этом в структуре кристалла происходят циклические изменения, что, с точки зрения физики можно считать вечным движением.
То есть, получается, что ученые открыли вещество, которое в основе своей колеблется с определенными циклами без внешних воздействий. При этом, через определенные промежутки времени, структура вещества совпадает. На ум приходит аналогия дыхания, будто бы материя дышит, либо в ней есть какой-то микро-мир, который пребывает в автономном динамически-равновесном состоянии, то есть в ней циркулирует энергия, которая потребляется в пределах этой же системы. То есть связь со временем тут такая, что время рассматривается как измерение сохранения симметрии системы.
Но после этого понимания, ум остается неудовлетворенным. Не видит в этом какой-то грандиозности, озарения. Может быть за недостатком понимания структуры кристаллов. Либо за недостатком понимания явления времени.
И хочется поразмышлять об этом более предметно. В частности поразмышлять о времени…
А начать хочется с того, чтобы рассмотреть, в чем проявляется интерес к этому явлению – в чем он может практически выражаться? В том или ином виде этот интерес представлен в литературе и кинематографе. Сходу на ум приходит следующее:
* возможность предсказывать катастрофы и негативные события
В качестве иллюстрации можно рассмотреть фильмы: “Земля Будущего” (Tomorrowland, 2015), “Час Расплаты” (Paycheck, 2003), “Терминатор” (The Terminator, 1984)
* возможность менять прошлое с различными намерениями
В качестве иллюстрации можно рассмотреть фильмы: “Назад в будущее” (Back to the Future, 1985), “Исходный код” (Source Code, 2011),”Дежа-вю” (Deja Vu, 2006), “12 Обезьян” (Twelve Monkeys, 1995)
* возможность менять субъективное прошлое индивидуума
В качестве иллюстрации можно рассмотреть фильмы: “Эффект бабочки” (The Butterfly Effect, 2003), “Континуум” (Project Almanac, 2014), “Петля времени” (Looper, 2012), “Машина времени” (The Time Machine, 2002)
* возможность предупреждения преступлений в будущем
В качестве иллюстрации можно рассмотреть книгу Филипа Дика “Особое мнение”, а также одноименный фильм (Minority Report, 2002)
* возможность учиться и узнавать строение Вселенной
В качестве иллюстрации можно рассмотреть фильм “Интерстеллар” (Interstellar, 2014)
* возможность видеть и корректировать субъективное будущее
В качестве иллюстрации можно рассмотреть фильмы: “Пророк” (Next, 2007), “День сурка” (Groundhog Day, 1993), “Грань будущего” (Edge of Tomorrow, 2014)
А теперь попробую поразмышлять над феноменом времени.
Время – это то, что течет, движется независимо от нас. Время можно разделить на прошлое, настоящее и будущее. Прошлое – то что уже свершилось. Настоящее – это текущий момент. А будущее – то, что еще не свершилось.
Далее можно рассмотреть отдельно прошлое, настоящее и будущее:
Прошлое
Оно фиксированно. В виде свершившихся событий. То, что можно вспомнить. Оно фиксируется в памяти, на различных носителях (фотографиях, видео, в рисунках, музыкальных записях). Все, что нас окружает в виде материальных объектов и событий с ними связанных – это прошлое. Прошлое связано с сожалением, разочарованием, радостью вспоминания.
Будущее
Это то, что еще не свершилось, но может свершиться. При первом приближении, будущее носит вероятностный характер. Например, мы подбрасываем монетку. В момент, когда она в воздухе, мы не знаем результат. Мы можем предположить вероятность того, что выпадет “орел” или “решка”, но мы не знаем этого наверняка. А узнаем мы это только тогда, когда будущее станет прошлым. Монетка упала, показав нам одну из граней, свершилось событие, стало прошлым – у нас есть информация об этом событии, фиксация события. Будущее связано с надеждами, грезами, предвкушением, ожиданием, страхом неведомого, волнением.
Настоящее
Это то, что находится между прошлым и будущим. Это точка, в которой будущее превращается в прошлое. Если рассмотреть время, как пленку кинопроектора, то прошлое – это кадры, которые уже были показаны, будущее, это кадры, которые еще будут показаны. А настоящее? А настоящее может быть текущим кадром (но он фактически тоже уже показан, то есть является прошлым). Либо настоящее может быть светом, которые подсвечивает кадр. Либо тем, кто воспринимает изображение. Если некому воспринимать события, то есть ли в этом случае время? Настоящее – оно содержит в себе субъективную природу (события и объекты, воспринимаемые нами), но оно содержит в себе также и объективную природу (текущее положение вещей на планете, в галактике, вселенной).
Можно начать с того, чтобы попробовать осмыслить настоящее со своей, субъективной позиции, как то, что происходит с нами и вокруг нас в настоящий момент. Если вернуться к аналогии с кинопроектором, то кадры в нем сменяются с определенной частотой (обычно около 25-30 кадров в секунду). Такая частота не случайно. Экспериментально установлено, что человеческий глаз перестает различать прерывистость изображения начиная с частоты 25 кадров в секунду. То есть наши глаза отправляют в мозг последовательность изображений с частотой менее 25 кадров в секунду. И, таким образом, можно сделать вывод, что мы воспринимаем изображение квантами.
Если рассмотреть информацию, воспринимаемую в виде звуков, то у них тоже есть частота. Есть низкочастотные звуки, есть высокочастотные звуки. В среднем ухо человека воспринимает звуки с частотой от 20 до 20 тыс. герц. И тут есть своя частота. Если рассмотреть не последовательность изображений, а свет, то и у световой волны есть частота, которая влияет на цветовой оттенок. Таким образом, наш мозг получает информацию о реальности в виде квантов – единиц информации – с определенной частотой. И субъективно время мы ощущаем при последовательном восприятии этих квантов.
Причем, у нашего восприятия есть интересная особенность – чем менее насыщенна информация, воспринимаемая нашими чувствами, тем, как нам кажется, дольше тянется время. Все замечали, что активный, динамичный и интересный фильм заканчивается будто бы быстрее, а скучный и нудный тянется очень долго. В очереди мы сидим по ощущениям много дольше, чем в компании интересных собеседников. То есть при высокой частоте последовательности квантов воспринимаемой информации, содержание этих квантов может меняться с разной степенью интенсивности. То есть при восприятии времени мы реагируем не только на частоту квантов, но и на информативность квантов, на интенсивность изменения информации, содержащейся в квантах. И это восприятие субъективно. Смотря динамичный и богатый событиями фильм в пятый раз, мы будем его воспринимать не так, как в первый, поскольку мы еще учитываем новизну информации. Читая глубокую философскую книгу в пятый раз мы можем обращать внимание на тонкие детали, которые были скрыты от нас при предыдущих прочтениях.
Но как бы ни было настроено наше восприятие, информация к нам поступает квантами. И в общем-то все изобретенные человеком устройства, которые передают информацию, передают ее в с определенной частотой (как в техническом плане, так и в смысловом, как последовательность смыслов, фраз, изображений, слов, звуков и т.д.).
Пространство
Исходя из этих размышлений, можно предположить и в дальнейшем опираться на гипотезу, что время представлено в виде квантов, последовательности состояний объектов.
Можно попробовать расширить это понятие, рассмотрев, что подразумевают состояния объектов. Если рассматривать объекты материальной природы, то можно их обобщить в материальное пространство. Но могут быть мысленные объекты – мысли в нашем уме сменяются с определенной последовательностью. Также, как и эмоции. Таким образом, можно рассмотреть время не только в связи с объектами материального мира (или с материальным пространством), но и в связи с астральным пространством (эмоции) и ментальным пространством (мысли).
Пространственно-временной континуум
То есть у нас уже получается некая картинка пространства-времени. Думаю, что многие слышали такое понятие, как пространственно-временной континуум. Континуум по другому можно назвать, как бесконечность. И если находясь в текущей точке пространства-времени, то есть в “сейчас”, окинуть внутренним взором пространственно-временной континуум в одну сторону (в прошлое) и в другую сторону (в будущее), то там в общем-то конца не видно. Можно быть он когда-то был (теория большого взрыва) или не был… Либо когда-то будет конец (судный день) либо это все выдумки… В любом случае, у нас есть сейчас, есть прошлое, в которое мы можем заглянуть, насколько хватает наших способностей, и есть будущее, которое мы можем предсказать с определенной вероятностью (например, я могу точно предсказать, что вечером Солнце скроется за горизонтом).
Параллельные реальности
Попробуем пойти дальше и еще поразмышлять. Так как пока не понятно, как можно и можно ли заглянуть в будущее? Можно ли поменять прошлое? Почему кто-то говорит, что “нет времени” и это только иллюзия?
Рассмотрим последовательность действий человека с точки зрения пространственно-временного континуума. Например, некий индивид решает, как провести выходной. Или пойти в кино. Или поехать на природу. Он подбрасывает монетку, выпадает “орел” и он идет в кино. Там он смотрит фильм, получает определенную информацию, получает определенный опыт. При этом в альтернативной реальности у него выпадает “решка”. Он едет в лес. Получает свой опыт. Итого, у нас есть две альтернативных линии пространственно-временного континуума. Можем ли мы в момент подбрасывания монетки знать, какая из этих линий реализуется? Мы можем это только предполагать.
Но, рассмотрим другой пример. Сейчас уже есть интерактивные фильмы, в которых зритель выбирает линию развития сюжета. В определенный момент при просмотре фильма зрителю задается вопрос: “что сделает персонаж?”. И зритель выбирает, как дальше пойдет сюжет. Потом ему снова задают вопрос, и он делает выбор. Пока зритель не досмотрел фильм, он не знает, чем он закончится. Но вот, фильм дошел до конца, и зритель в курсе относительно сюжета фильма. Но! Тут нужно отметить интересный момент. Зритель посмотрел полтора часа фильма (будем считать, что фильм длится 1ч 30м). При просмотре зритель сделал выбор, который повлиял на ход событий фильма. Однако, носитель информации содержит в себе и альтернативные линии развития событий. И если предположить, что фильм предлагает сделать выбор на 30й и 60 минутах, то в реальности есть 4 версии развития сюжета. Они уже существуют на момент просмотра зрителем фильма, так как он не влияет на эти события. Он только делает выбор, условно, по какому коридору пройти. Но коридор с картинками уже существует.
Усложним пример и представим, что зритель смотрит фильм в кинотеатре и в определенные моменты зрительному залу предлагается проголосовать за то, как поступит главный герой. В этом случае уже нет индивидуального выбора, а есть выбор коллективный, обусловленный различными факторами (возрастная категория зрителей, их культурный и мировоззренческий уровень, и т.д.). Выбор будет сделан, экран покажет полтора часа фильма, но факторы, влияющие на ход событий, будут более сложными, чем в предыдущем примере. Но даже и при таком ситуации, в реальности существует все те же 4 альтернативных версии фильма. И другая группа зрителей в другое время выберет другую последовательность событий.
Выбор
Продолжая размышления, возникает мысль – а что, если реальность устроена так же? Что, если все альтернативные версии существуют одновременно. И мы просто выбираем, по какой тропинке пройти. Тот человек, которые подбрасывал монетку – он мог положиться не на волю случая, а поразмыслить – чего бы ему хотелось? Ведь разный выбор приводит в разные точки пространственно-временного континуума. И если ему, к примеру, нужно побыть в уединении и поразмыслить над какой-то задачей, то он бы предпочел выбрать поездку на природу. А если ему бы требовалось сменить обстановку, пережить эмоции – то он бы выбрал пойти в кино. Он бы сделал выбор в зависимости от актуальных задач.
рис. 1 | рис. 2 |
Рассматривая реальность, как последовательность выборов, существующих одномоментно, мы можем ее увидеть как сеть выборов (рис 1). И каждый выбор порождает следующий выбор. Причем каждому выбору предшествует предыдущий выбор (рис 2) и в той предшествующей точке, выбор мог бы быть другим. Есть более глобальные выборы (выбор места жительства) и есть менее глобальные (выбор одежды). Глобальность выбора определяет то, насколько он изменяет субъективную реальность. Переезд в новый город вызывает определенный уровень стресса, необходимость принимать множество новых решений, необходимость оперативных действий, но при этом предлагает новые возможности. А выбор оставить все как есть в свою очередь может вести к подавленности, когда назрела пора сделать рывок, но страхи мешают это сделать. Проиллюстрировать это можно на рис. 3.
рис. 3 |
Если вернуться к примеру с фильмом, то определенный сценарий мы выбираем с какой-то целью. Это может быть интерес: “Что будет, если произойдет то-то”. Либо мы предполагаем, что такой при таком выборе будет позитивное развитие сюжета, а при другом драматичное. Мы руководствуемся определенным мотивом. И аналогично в жизни, делая выбор, мы взвешиваем на чаше весов вероятные последствия этого выбора, руководствуемся какими-то индивидуальными целями. Мы не можем предсказать с точностью, что с нами произойдет. Но мы можем увидеть какие-то параллели в своем прошлом опыте, либо можем посоветоваться с человеком, который был в подобной ситуации, либо можем руководствоваться какими-то иллюзиями, либо можем действовать наугад с целью посмотреть: “что будет?”. И даже если нет сознательного выбора, есть выбор неосознанный, который заключается в том, чтобы, так сказать, “плыть по течению”.
Выбор и время
А теперь поразмышляем, как все это можно использовать? Как связан выбор и время?
Рассматривая сеть выборов в контексте пространственно-временного континуума, можно заметить одну деталь: если поместить внутренний взор на любую точку сети выборов, мы четко можем увидеть, что предшествовало этой точке (рис 4). Для любой точки пространства – есть прошлое, породившее эту точку. А будущее для этой точки можно предположить с учетом факторов, которые сложились на настоящий для этой точки момент. Если человек к какому-то моменту переехал в другой город, то его будущее будет связано с этим фактом. А в его прошлом есть факт переезда в другой город.
рис. 4 | рис. 5 |
И тут обнаруживается интересная деталь. Мы можем попробовать поместить свое воображение в точку предполагаемого нами субъективного будущего и посмотреть из этой точки на наше настоящее (рис. 5). Если предположить, что все реальности существуют одномоментно и пространство меняется с определенной скоростью, то это значит, что в какой-то из альтернативных линий развертывания времени, можно прийти в точку назначения, совпасть с этим событием. И для того, чтобы попасть в эту точку, нужно совершить ряд выборов (рис. 6). И в зависимости от точки назначения, можно прийти быстро, а можно идти достаточно долго. А можно вообще заблудиться и потерять точку назначения из виду, увлечься чем-то и так далее (рис. 7).
рис. 6 | рис. 7 |
И тут надо отметить одну деталь. Выбор влияет на линию развертывания событий, но не влияет на скорость развертывание. Время как двигалось, так и продолжает двигаться со своей скоростью. И если целевая точка, например “я прочитал книгу Две Жизни”, то предыдущими шагами к ней будет “я прочитал четвертый том”, “я прочитал третий том” и т.д. А если целевая точка “я живу в собственном доме”, то крупными мазками можно обозначить предыдущие точки: “я составил план дома”, либо “у меня есть деньги на покупку дома”, либо “у меня есть деньги на постройку дома”. Тут уже каждый видит путь индивидуально.
Постановка целей
От исследования явления времени, мы потихоньку пришли к вопросу постановки целей и способам достижения этих целей. Думаю, что исследование времени именно в этом контексте представляет из себя определенный интерес.
Практический интерес
Вернемся к тем мотивам, которые побуждают человека исследовать время, которые мы рассмотрели в начале статьи. Каждый из этих мотивов так или иначе укладывается в описанную схему.
* возможность предсказывать катастрофы и негативные события.
Каждой катастрофе так или иначе предшествует череда событий и явлений. Явления можно в какой-то степени предупредить за счет профилактических мер, либо за счет повышения надежности конструкций. То есть тут можно повышать компетенции в способности прогнозировать тенденции исходя из понимания геполитических и планетарных процессов.
* возможность менять прошлое с различными намерениями.
Помещая свое воображение в точку желаемого будущего, можно из этой точки попробовать “повлиять” на прошлое, то есть увидеть себя настоящим и поразмыслить, какими мотивами следует руководствоваться при принятии решений. Думаю, что с наработкой опыта связь повседневных выборов с будущими событиями будет прослеживаться все более и более отчетливо.
* возможность менять субъективное прошлое индивидуума.
Тут стоит отметить, что желание изменить прошлое возникает, после совершения ошибки, либо утери (ценности либо человека). То есть это желание сопровождается чувством утраты, сокрушения, саможаления, обвинения себя в чем-либо. Но ведь не будь этого опыта, не было бы и этих эмоций. И не было бы желания менять прошлое. И тут более разумным, на мой взгляд, является желание обретения способности сохранять внутренний покой и эмоциональную устойчивость вне зависимости от совершенных ошибок или ударов судьбы. И это уже разворачивает в будущее, настраивает на обретение соответствующих способностей.
* возможность предупреждения преступлений в будущем
Этот мотив сводится к способности прогнозировать поведение людей. Но если рассматривать способы решения этой задачи, представленные в фильмах (которые упоминались выше), то в них показано, что даже если у человечества есть такая возможность, то оно, как общество, ограничивает свое развитие. В том плане, что создается искусственная благоприятная среда и малейший поражающий фактор может ее разрушить. Как если бы вдруг из среды исчезли все патогенные вирусы и бактерии. В такой среде иммунитет бы атрофировался за ненадобностью и в дальнейшем безобидный вирус стал бы смертельным. То есть этот мотив довольно неоднозначный. И он решается в том числе и социальными методами: повышением уровня образованности, повышением уровня жизни, развитием института права, законодательной системы, за счет грамотной работы правоохранительных органов. В общем-то вопрос достаточно дискуссионный.
* возможность учиться и узнавать строение Вселенной
В этом плане уже само осмысление феномена времени настраивает на это.
* возможность видеть и корректировать субъективное будущее
Этот вопрос рассмотрен с позиции постановки целей, помещения воображения в точку желаемого результата и анализа шагов, которые могут привести к этому результату через пространство вероятных событийных линий. И тут, как я вижу, возможность видеть и корректировать свое возможное будущее зависит от наработки опыта, и установлении связи между совершаемыми действиями и результатами этих действий. Съел испорченную котлету – получил отравление. Обманул контрагента – обманули тебя. Проявил инициативу и перевыполнил план – получил премию.
Вообще, тема времени, выбора, причинно-следственных связей как в нашей субъективной жизни так и в жизни социума и планеты – довольно обширная. Я надеюсь, мои размышления помогут как-то систематизировать представление об этом явлении, помогут читателю пролить свет на какие-то вопросы и улучшить понимание этой темы.
Саша, спасибо большое за пост, за размышления – выкладки. Материал, конечно же, непростой, но очень интересный, особенно вопросы, связанные с выбором и причинно-следственными связями в контексте времени.
Ооо, спасибо за статью, Саш!!
Тема времени, его парадоксов, петель, изменения прошлого и будущего – одна из любимых в фантастике: литературе и кино. Все фильмы, которые ты упомянул – в коллекции любимых и засмотрены до дыр :)
Классная мысль о рассмотрении желаемого результата как функции от предыдущих выборов и более осознанной жизни по стремлению к совершению этих выборов. Можно рассматривать как основу для постепенного об-разум-ливания социума через самую “новую” религию – науку. Неизбежно подобное отношение к жизни приведёт к идее верховности общего блага и существованию с прицелом на будущее – своё и потомков. А это постепенно будет стравливать энергию желающего наоборот всё захватить себе любимому Эго, не считающегося ни с логикой, ни с наукой (в таком её формате), ни с разумом.
Будем наблюдать за развитием этого направления, ибо и правда может открыться не только сакральный “вечный двигатель” (который в неправильных руках всё легко и разрушит с немалой вероятностью), но и способы его обуздания, контролирования и постановки на истинное служение Человечеству.
Твое исследование стало причиной возникновения вопросов. А это для меня означает начало своего исследования. Плюс, очень интересный материал по кристллам времени, правда, не могу сказать, что я до конца поняла что это и как функционирует. Но основная мысль ясна – открытие нового вида материи – самовоспроизводящей свое движение, живая.
Очень интересна тема времени, наталкивает на продолжение размышлений на эту тему.
Сразу конечно мысли ходят вокруг наших мотивов, которые направляют нас в выборе. Двигателем являются наши ценности осознаваемые или неосознаваемые… Но и эти ценности тоже трансформируются, в зависимости от результатов нашего выбора:)
Т.е жизнь предполагает огромное количество вариантов наших движений во времени…Мы ходим по лабиринту, делая выбора, получая результат и меняем наше восприятие жизни и наши выборы в будущем…:) Буду размышлять дальше над этой вечной темой:)
Кстати, этот материал для практического использования в жизни отлично может работать! Поможет быть более решительным и уверенным в постановке целей. Т.е ты более уверенно внутренне идешь в предполагаемую точку, которую нацелил, зная, что в пространстве есть уже всё, и всё реально, и остается только сделать цепочку выборов, и уверенно пойти решать необходимые задачи для достижения цели…
Я часто, на разных этапах моей жизни, возвращалась к этому загадочному явлению – времени. И так по-разному к нему относилась. Ты добавил каких-то новых нюансов в мои взаимоотношения со временем. Спасибо! :)