Манвантара и Пралайя

17 Май, 2020   в 11:21
Тема самопознания мне была интересна практически с детства — в том или ином виде.
Я немало читал литературы по этой тематике, в том числе и из сферы эзотерики.
В текстах различных статей, посвященных самопознанию, я встречал такие понятия, как Манвантара и Пралайя. Они достаточно красивы на слух и несут определенный оттенок таинственности, чего-то неведомого.

Когда я просматривал материалы по Манвантаре и Пралайе бегло, то быстро делал вывод, что эту тему по-быстрому изучить не получится. Очень уж масштабная.
Но при этом — и очень интересная.
К тому же, я уже в курсе, что понятия Манвантара и Пралайя присутствуют не только в индуизме, но так же и в Теософии. 

И вот, наконец, дошли руки чуть поглубже вникнуть в эти понятия.
Чем и хочу здесь поделиться…

Сразу отмечу, что это чисто ознакомительный материал. Можно сказать — первое знакомство с этими интересным понятиями.



Понятия Манвантара и Пралайя берут свое начало в индуизме, а точнее — в космологии индуизма

История

Согласно индуизму:
Манвантáра («период Ману», «века Ману») — мера времени в индуизме, эпоха божеств — дэвов.

Согласно Пуранам 1 манвантара = 1/14 кальпы = 71 3/7 чатуръюг = 857 142 лет дэвов = 308 571 428 солнечных лет.

В каждой манвантаре мир, создаваемый заново, имеет своих богов и героев. 


Пралáйя ( «разрушение») — период отсутствия активности во Вселенной, наступающий после каждой кальпы. Длится 4,32 млрд земных лет.

Чатур-юга — временной цикл продолжительностью 4 320 000 земных лет, разделенный на четыре юги (эпохи): Сатья-югу («золотой век», 1 728 000 лет), Трета-югу («серебряный век», 1 296 000 лет), Двапара-югу («медный век», 864 000 лет) и Кали-югу («железный век», 432 000 лет).

Кáльпа («порядок», «закон») — единица измерения времени в индуизме и буддизме. Кальпа — период проявления активности, жизни Вселенной (фаза проявленной Вселенной) противопоставляется пралайе — фазе непроявленной Вселенной. Обе фазы составляют по 4,32 млрд земных лет.

Махапралáя («великое разрушение») — полное разрушение Вселенной (по истечении махакалпы) со смертью творца Брахмы, которое происходит каждые 100 лет Брахмы (311,04 трлн земных лет).

Таким образом Манвантара и Пралайя — это временные циклы, но очень глобальные, вселенские циклы, относительно наших земных.

В описании к этим циклам указано их соотношение с нашими земными годами. И раз они являются циклами, то приблизиться к пониманию этих явлений можно рассматривая какие-то естественные природные циклы, например, цикл дня и ночи, годовой цикл смены сезонов. Ведь согласно изречению Гермеса Трисмегиста «что наверху — то и внизу, что внизу — то и наверху». 

В описании мы встречаем сравнение этих масштабных циклов с днем и ночью, а также с годами.

В индуизме кальпа — это «день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет и состоящий из 1000 маха-юг (периодов по 4 юги).

По прошествии этого периода наступает ночь Брахмы, равная по продолжительности дню.
Ночь знаменует собой уничтожение мира и гибель дэвов.

Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 млрд лет.

Месяц Брахмы состоит из тридцати таких суток (тридцати дней и тридцати ночей), что составляет 259,2 млрд лет, а год Брахмы (3,1104⋅1012 обычных лет) — из двенадцати месяцев.

Брахма живёт сто лет (3,1104⋅1014, или 311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых Он умирает и весь материальный мир уничтожается.
Во время этого великого уничтожения, называемого махапралайя, прекращает существование космос и гибнут дэвы.

Согласно «Бхагавата-пуране», после того, как заканчивается жизнь Брахмы, весь космос входит в тело Маха-Вишну, заканчивая тем самым своё существование.

По прошествии периода времени, равного жизни Брахмы, космос опять проявляется: из тела Маха-Вишну выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается Брахма и начинается новый цикл кальп.
Каждая кальпа делится на 14 периодов манвантар, продолжающихся по 306 720 000 лет с интервалами в 1 851 429 лет между ними (так как точное значение кальпы — 308 571 429 лет).

Цикличность

Учитывая, что в описаниях приводятся соотношения этих масштабных циклов к нашим земным (в отношении к нашим земным годам), попробуем провести некоторые параллели, чтобы лучше охватить соотношения этих циклов, их периодичность, чтобы представить их более наглядно. Для этого я составил табличку. 


(источник)

Из таблички мы видим, что все эти циклы взаимосвязаны и бОльшие циклы состоят из меньших. Также можно заметить упоминание так называемых юг, и в частности Кали-югу (в которой, согласно индуизму, мы сейчас находимся). 
Сáтья-юга  — первая из четырёх юг, или эпох в индуистском и буддийском временном цикле. Считается “золотым веком” — эпохой истины и чистоты. Согласно традиционным представлениям индуизма, её продолжительность составляет 1 728 000 лет, а длительность человеческой жизни в Сатья-югу составляет 100 000 лет.

Трéта-юга  — вторая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Следует за Сатья-югой и предшествует Двапара-юге. Наиболее важными событиями этой юги были явление пятой, шестой и седьмой аватар Вишну — Ваманы, Парашурамы и Рамы. Трета-юга длится 1 млн. 296 тыс. лет и благочестие уменьшается на четверть, хотя люди по-прежнему очень возвышенны.

Двáпара-юга  — третья из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. В восходящей Дайва-юге-следует за Кали-югой и предшествует Трета-юге. В нисходящем полуцикле, соответственно, следует за Трета-югой и предшествует Кали-юге.

Кáли-юга  — четвёртая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Характеризуется падением нравственности, поскольку добро в мире уменьшается до одной четверти от первоначального состояния в век Сатья-юга. Варианты трактовки названия: «век демона Кали», «железный век», «век раздора». В индийской литературе приводятся разные датировки Кали-юги. Согласно пуранам, Кали-юга началась в полночь 18 февраля или 23 января 3102 года до н. э. (по григорианскому календарю), в момент, когда Кришна покинул землю и вернулся в Вайкунтху. Продолжительность Кали-юги составляет 432 тыс. лет.

Таким образом, юга — это определенный этап цикла, имеющий определенную длительность.



Условно юги можно сопоставить сезонам: Сатья-юга — весна, Трета-юга — лето, Двапара-юга — осень, Кали-юга — зима.
Интересно отметить, что длительность различных юг отличается друг от друга.
В совокупности четыре юги составляют Чатур-югу (или Маха-югу).
И уже на на основании Маха-юг определяется длительность Манвантары.

И далее уже длительность Пралайи определяется через длительность Манвантары.

Эволюция

Но длительность циклов — это один из аспектов данного явления. Другим же аспектом является эволюционная составляющая. И этот аспект можно рассмотреть по аналогии с нашим земным годом.
Каждый год состоит из менее длительных циклов: из четырех сезонов, 12 месяцев, 365 дней.
Каждый цикл связан с обращением небесных тел: вращением Земли вокруг своей оси, вращением Луны вокруг Земли, вращением Земли вокруг Солнца. И каждый этап цикла характеризуется какими-то своими особенностями.
День отличается от ночи. Каждый сезон отличается друг от друга. Длительность дня в каждый сезон отлична.
То есть каждый цикл задает определенный тон другим циклам, которые входят в него.
И каждый цикл имеет свои особенности в зависимости от этапа более иерархически высокого цикла.

И в этом плане цикл обращения Земли вокруг Солнца имеет над собой иерархически более высокий цикл — вращение Солнечной системы вокруг своей оси, вращение Солнечной системы вокруг центра галактики.
И эти циклы определенным образом влияют на нашу Солнечную систему и на планету Земля. Каждый внешний цикл проходит какую-то свою фазу, которая окрашивает определенными особенностями все системы, которые таки или иначе включены в этот цикл. 

И тут можно отметить такой момент: для нас, как для живущих на Земле существ, есть циклы очевидные и неочевидные.
Очевидные для нас циклы мы можем воспринимать своими органами чувств. Мы видим смену дня и ночи, мы видим смену сезонов. Мы подстраиваемся под эти циклы и для удобства даже вывели определенные шкалы: циферблат часов, календарь и т.д.

Но помимо очевидных для нас циклов, есть и неочевидные, которые мы напрямую не воспринимаем.
Например, мы не воспринимаем вращение Солнечной системы вокруг своей оси, не воспринимаем вращение Солнечной системы вокруг центра галактики. Но современные приборы уже фиксируют эти факты.

На картинке это можно представить таким образом:



То есть в космосе все небесные тела так или иначе движутся. Мы это можем наблюдать, насколько позволяют наши органы чувств и приборы. 

Поступательное развитие

Как мы можем заметить на фоне наблюдения годового цикла природы, все живые существа согласуются с этим циклом. 

Весной жизнь пробуждается: деревья пробуждаются ото сна, всходят ростки трав, всходят семена деревьев. Животные рождают детенышей. Птицы откладывают яйца и выводят птенцов. На деревьях появляются цветы и завязи плодов. Жизнь набирает свою активность.

Летом жизнь входит в свой пик активности. Активно цветут растения. Детеныши крепнут и обучаются жизни. Зреют плоды, появляются семена.

Осенью жизнь постепенно замедляется. Животные делают запасы, набирают жирок на зиму, подготавливают жилище для зимовки. Растения сбрасывают зрелые плоды, которые взойдут следующей весной. Все постепенно затихает.

Зимой жизнь природы практически останавливается. Динамика жизни сводится к минимуму, все затихает и умолкает.

Я описал проявления сезонных циклов для средней полосы. Но с теми или иными особенностями они присущи другим широтам. Где-то всего два проявления сезонности. Где-то нет таких кардинальных отличий лета от зимы. На так или иначе сезонность — вполне очевидное и понятное явление.

И в этом плане интересно заметить, что как бы ни были различны сезоны, но каждый год все повторяется снова: всходят ростки, распускаются листья и цветы, рождаются детеныши, звери сменяют шубку и т.д.
Но на фоне этих сезонов и лет, происходят еще и индивидуальные циклы каждого живого существа. Каждый год несет в себе что-то новое. Каждая форма жизни приспосабливается к тем внешним условиям, которые проявляются каждый год.
Если год выдался засушливым, то живые существа приспосабливаются к засухе. Если выдался холодным — приспосабливаются к холоду. И каждый год происходит развитие. Выживают те особи, которым таки удается приспособиться к внешним условиям. 

То есть каждый год, хоть он и похож на предыдущий, но он уникален.
И живые существа каждый год проживают по новому. Ведь у них еще есть свои индивидуальные циклы развития: младенчество, отрочество, юность, зрелость, взрослость, старость. Эти циклы уникальны для каждой формы жизни. И какие-то формы жизни проходят эти циклы за минуты, а для каких-то форм жизни эти циклы длятся годами, а то и десятилетиями и столетиями. И эти индивидуальные циклы согласованы с другими циклами: они зависимы от внешних циклов, приспособлены к ним. 

Круг

Если обратиться к символам, описывающим циклы, то в определенном смысле они описываются кругом.

 

Круг подчеркивает повторяемость событий и явлений, определенные закономерности.
Он хорош для вникания в эти закономерности, для понимания последовательности этапов циклов.
Но круг в определенной степени ограничен. Он указывает на непрерывную повторяемость событий, но не показывает начала и конца для этих циклов. То есть круг — это локальное представление цикла.
Но он не отражает место этого локального цикла в более глобальном процессе.
А в глобальном процессе у каждого цикла есть свое начало и свой конец.

Цикл вращения планеты вокруг своей оси возник в тот момент, когда небесное тело стало вращаться вокруг своей оси.
Цикл вращения планеты вокруг звезды возник, когда она стала вращаться вокруг звезды и когда эта планета вообще возникла.
К тому же после возникновения планета какое-то время могла не вращаться. То есть цикл вращения мог возникнуть не одновременно с возникновением этого небесного тела.
В окружающей нас жизни мы видим, что цикл какой-то форы жизни возникает в момент зарождения этой жизни. Можно посеять зерно весной, а можно посеять его осенью. Условия примерно одинаковые, но взошедшее осенью зерно обречено на гибель (если это не озимое растение). А посеянное весной будет жить, вырастет и даст плоды при благоприятных условиях. И в этом смысле, для описания локального цикла на фоне более глобального больше подходит символ спирали.

Спираль



В природе мы его встречаем в разных проявлениях




И даже в космосе:





Этот символ встречается также во многих культурах и описывает эволюционное развитие. 
Ведь каждый виток спирали — это что-то новое, не похожее на предыдущий цикл. Каждая форма с каждым циклом претерпевает определенные изменения.












Эволюция

Таким образом, мы подходим к такому явлению, как эволюция.
В общем виде эволюция (от лат. evolutio — развёртывание) — процесс структурного изменения чего-то от одного состояния к другому. Наука рассматривают эволюцию в следующих аспектах: 
  • Биологическая эволюция — естественный процесс развития жизни на Земле.
  • Эволюция человека, или антропогенез
  • Молекулярная эволюция
  • Социокультурная эволюция
  • Социальная эволюция
  • Химическая эволюция
  • Дифференциальная эволюция
  • Звёздная эволюция
  • Возникновение и эволюция галактик
Но посмотрим, что понимается под этим явлением в Теософии:

“Современная наука признает только одностороннюю физическую эволюцию, признание которой вынудило бы наших современников признать превосходство древних философов и психологов над ними самими.
Мудрецы древности, поднимаясь до НЕПОЗНАВАЕМОГО, в качестве отправной точки выбрали первое проявление невидимого, неизбежное и, рассуждая строго логически, абсолютно необходимое творящее Существо, Демиурга вселенной.
У них эволюция начиналась от чистого Духа, который, спускаясь все ниже и ниже, принимал наконец видимую и постижимую форму и становился материей.
Дойдя до этой точки, далее они рассуждали по Дарвиновскому методу, но на гораздо более обширной и всесторонней основе.”

[Источник]

В Теософии понимание эволюции включает в себя некий Высший Смысл появления Вселенной и развития различных форм. А так же подразумевает наличие творящего Существа — Демиурга. Согласно замыслу которого и происходит эволюция. 

А об этом уровне мы не можем ничего знать наверняка, так как нам не за что зацепиться своими органами чувств. Наша объективная история насчитывает всего несколько тысяч лет. И если учесть тот факт, что за последние сто лет история активно переписывалась под влиянием различных политических сил. То что говорить о сведениях, возраст которых тысяча и более лет? Мы не можем полагаться на их достоверность. И что уж говорить о периодах в несколько десятков и сотен тысяч лет? Мы можем о них лишь размышлять.

Однако, есть факт, что циклы существуют. И каждый локальный цикл включен в более глобальный, то однозначно то, что эти глобальные циклы существуют и определенным образом влияют на все формы жизни, которые существуют в конкретной точке, ограниченной локальной внешней средой со своими локальными циклами.

Учитывая то, что понятия Манвантары и Пралайи описаны в Пуранах, которые, согласно традиции индуизма, были даны людям в конце IV тысячелетия до н. э. (в самом начале Кали-юги), то можно предположить, что это была своего рода Весть человечеству на пороге Кали-юги, в преддверии погружения в эру невежества и утраты тонких смыслов, утраты понимания Мира и Вселенной, на пороге глобальных войн и соперничества между народами.
И в этом плане эти глобальные циклы можно рассматривать с исследовательской позиции, вникать в них и стараться проследить какие-то взаимосвязи, зависимости.
И на фоне этих циклов мы можем увидеть общечеловеческую духовную культуру гораздо более широко. А так же мы можем получить в понимание эволюции в более глобальном смысле, не привязанном только лишь к земной эволюции, как она рассматривается современной наукой.

Вращение Солнечной системы

Если вернуться к нашей Солнечной системе и представить себе то, как мы ее понимаем на основании тех знаний, которые заложены в нас школьной системой, то мы представим себе примерно такую картинку:



Вокруг Солнца вращаются планеты. У каждой планеты свое название.
Вокруг каких-то планет есть спутники и астероиды.
Каждая планета крутится вокруг своей оси.
Все вроде логично, укладывается в то, что мы видим на небе. Что-то видим глазами, что-то в телескоп. В чем-то верим тем, кто это видит в телескоп.
Но стоит отметить, что в этом всем описании Солнце — неподвижно.
У нас с самого детства у всех существует устойчивое убеждение, что есть некое НЕПОДВИЖНОЕ (!) Солнце в космосе, вокруг которого вращаются планеты.
И есть далеееекие-далеки звезды, созвездия, галактики. И они есть как некий фон на небе, типа отверстий в куполе.
Во всяком случае, если в это тему не вникать и руководствоваться только школьной программой, то складывается примерно такое понимание.

Но на самом деле картинка такая:



На самом деле — Солнце тоже движется движется в космосе!
Оно летит в космическом пространстве с огромной скоростью!
Подумать только: Солнце летит в космическом пространстве со скоростью 70 000 км/час
СЕМЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ километров в час!!!

И планеты вращаются вокруг Солнца с учетом того, что оно летит в пространстве с такой немыслимой скоростью. 

На следующем видео это движение очень красиво показано в динамике:





То есть каждые при каждом обороте планеты вокруг Солнца она проходит совершенно уникальную траекторию в пространстве.
Каждый оборот вокруг своей оси планета совершает в новой точке пространства.
И так как вместе с планетой движемся и мы, то каждый из нас в каждый миг времени находится в другой точке космического пространства.
И каждую точку этого космического пространства звезды освещают под своим углом.
И если рассматривать взаимное расположение звезд относительно нашей планеты, то со временем эти углы меняются на ооочень маленькие величины, которые ни наши органы восприятия, ни даже сверхточные приборы не могут зафиксировать. Особенно, когда речь идет о периодах в тысячи, десятки тысяч и миллионы лет.

И тут стоит отметить, что мы не можем получить подлинное знание об устройстве Вселенной, измеряя ее изнутри нашего локального планетного цикла. У нас для этого нет инструментов. Мы не сможем получить подлинное знание, пока не сможем охватить этот объем своим сознанием, пока не представим в полноте всю картину, учитывающую многие взаимосвязанные элементы, пока построим аналогии локальных процессов и циклов с глобальными процессами и циклами.
Но такие масштабы не подвластны тому инструменту, который является в науке основным — наш ум. Конкретный практический ум.
Во все времена информация о столь глобальных космических процессах приходила исключительно из сакральных источников. 
Будь-то индуизм или Теософия — это не что иное, как сакральные источники. Поэтому там и существует описание столь глобальных, поистине вселенских явлений, как Манвантара и Пралайя.

Планетарная и Солнечная эволюция

И в этой связи очень интересной является теософская схема, в которой рассматривается планетарная и солнечная эволюция.
Схема очень сложная, и я не буду здесь её детально расписывать (тем более, что и сам не до конца в ней разобрался), но главное тут нам увидеть как многообразно это спиральное устройство эволюции, сколько в нём уровней этого спирального движения.



На этой схеме Манвантара рассматривается, как этап эволюции.
И каждая Манвантара — это эволюция космической системы — планетной или солнечной. И как и в других циклах эволюции, она подразумевает рождение и смерть, материализацию и дематериализацию, воплощение и развоплощение. Только это воплощение и развоплощение уже целой планетарной системы, затрагивающей многие и многие космические системы, многие и многие формы жизни. 

То есть это некий мета-цикл, который когда-то возник и находится в какой-то определенной своей точке. Согласно тем же Пуранам, мы можем получить представление о том, в какой конкретной точке этого цикла мы находимся — о Кали-юге.

В «Махабхарате» описывается, что Кали-юга — это самая тёмная эпоха, в который от первоначальной добродетели остаётся лишь одна четверть, да и та к концу Кали-юги она полностью разрушается. Уменьшается продолжительность жизни людей — в Кали-югу люди живут максимум до 100 лет.
Наступает общая экономическая и духовная деградация, люди проявляют самые ужасные и отвратительные качества.
Слабеют их мужество, ум и сила. Поведением людей начинают управлять злоба, зависть и честолюбие. Люди становятся лживыми и соблюдают лишь видимость жертв, даров и обетов.
Брахманы прекращают творить молитвы, отступают от чтения Вед, забывают о поминальных жертвах и едят, что придётся.

 
Тем не менее, утрата моральных ценностей и забвение долга в конечном счёте оборачивается против самих носителей зла и порока.
Правители, ставшие в эту эпоху тиранами, не в состоянии ни держать людей в повиновении, ни защитить свои народы от нападения других народов, впавших в состояние варварства, забыв добродетели и приношение жертв богам.
Кали-юга прекращается тогда, когда зло и насилие заполняют весь мир, который затем разрушается — наступает Пралайя (растворение). Таким образом, завершается Маха-юга, и круг эпох возобновляется.

В общем-то примерно сходится по ощущениям.

Далее, на предыдущей схеме упоминается так называемая “обскурация планетных цепей”. Это понятие также описано в “Тайной Доктрине” Блаватской и означает буквально следующее:

После того как жизненная волна покидает сферу планетной цепи, чтобы перейти на следующую, то оставленная сфера впадает в своего рода анабиозное состояние, которое называется обскурацией.
Когда жизненная волна оставит все сферы, что происходит в конце какого-либо круга, то в этом случае вся семеричная планетная цепь находится в обскурации.
Жизнь замирает… Это состояние можно сравнить со спячкой животных в зимний период, готовых проснуться с первыми лучами весеннего солнца.

 
Здесь необходимо сделать небольшое уточнение. После того как жизненная волна покинула сферу она не сразу же перемещается на следующую, а задерживается на некоторое время в мире следствий, для очередного отдыха «между сфер», если можно так выразиться.
Этот период отдыха пропорционален времени активного существования на сфере.
Аналогичный отдых достигается и после завершения одного круга, перед тем как начать следующий. Но в этом случае продолжительность его будет много дольше, чем когда заканчивается эволюция на сфере.

 
<…>

Надеюсь термин «малая пралайа» не запутает читателей. Вообще пралайа означает конец какого-либо цикла жизни. Поэтому можно сказать, что малая пралайа наступила и для планетной цепи, которая находится в обскурации.
Очень часто выражение «малая пралайа» используется чтобы отличить состояние покоя планет (обскурация) от состояния покоя живых существ (пралайа).
В теософической литературе можно встретить различное использование этих выражений. Состояние покоя жизненной волны между сферами так же может именоваться малой пралайей.

 
<…>

Манвантара – термин противоположный пралайе.
Если пралайа означает конец жизненного цикла, то манвантара наоборот означает его начало.

 
Когда период малой пралайи заканчивается и наступает черед малой манвантары (следующего круга), сфера А, находившаяся до этого в состоянии обскурации «оживает» и вновь готова принять царства для продолжения эволюции.
Остальные сферы продолжают находиться в обскурации.

 
<…>
 
«Существует три вида Пралай и Манвантар.
 
1. Общая или Маха-Пралайя и Маха-Манвантара.
 
2. Солнечная Пралайя и Манвантара.
 
3. Малая пралайя и Манвантара.
 
Когда Маха-Пралайя закончена, мировая Манвантара начинается.
Тогда вся Вселенная должна быть эволюционирована заново.
Когда наступает Пралайя солнечной системы, она касается лишь этой солнечной системы.
Одна солнечная Пралайя равна семи малым пралайям.
Малые пралайи касаются лишь нашей маленькой цепи планет, обитаемых и не обитаемых человеком. К подобной цепи принадлежит наша Земля. Кроме этого, в малой пралайе существует еще условие планетного покоя, или, как говорят астрономы, “смерть” – подобно нашей теперешней Луне, где скалистое основание планеты существует, но жизненный импульс покинул ее. Например, представьте себе, что наша Земля принадлежит к группе семи планет или обитаемых человеком миров, более или менее эллиптически расположенных. Наша Земля находится в самой низкой центральной точке орбиты эволюции, на половине круга – мы назовем первую планету А, а последнюю – Z. После каждой солнечной Пралайи происходит полное уничтожение нашей системы и ее абсолютное, объективное преобразование, каждый раз все более совершенное, нежели предшествующее.

 
[Источник]
 
Таким образом, обскурацию можно условно сравнить с зимой, когда все живое замирает и впадает в спячку, в ожидании весны (или следующего цикла). А Манвантару и Пралайю в этом контекстном ряду можно сравнить с воплощением и развоплощением, только уже на уровне планеты (либо Солнечной системы).
Как некоторые планетные формы жизни проходят несколько циклов воплощения/развоплощения на планете (во время воплощения планеты), так и планеты проходят несколько циклов воплощения/развоплощение во время жизни звездной системы.
Так и звездные системы воплощаются и развоплощаются во время жизни галактики.

Причем, тут есть еще и такой момент, как смена формы в процессе эволюции.
Существует цикл воплощений в рамках одного, так называемого, круга. Один круг — это наработка какой-то определенной формы, прохождение всех ее этапов.
В непрерывности эволюции круги представляются как:
  • 1-е элементальное царство
  • 2-е элементальное царство
  • 3-е элементальное царство
  • минеральное царство
  • растительное царство
  • животное царство
  • человеческое царство
То есть в процессе эволюции планетные формы жизни проходят последовательно каждое царство.
И в процессе эволюции, монада, которая присутствует в каждой форме жизни, нарабатывает опыт воплощений в каждой из форм.
Таким образом она учится строить материю на каждом плане бытия. 


**********************


Вот такой обзорный экскурс в историю понятий Манвантара и Пралайя.
Понятия эти многомерны. Их можно рассматривать с разных позиций, проводить различные аналогии.
Но в общем и целом они достаточно интересны и позволяют взглянуть на человеческую эволюцию в расширенном ключе, рассмотреть человеческую эволюцию в связи с эволюцией планетарной и солнечной (или звездной). И таким образом, при осмыслении окружающего нас мира, можно взглянуть на окружающие нас формы жизни в этом же контексте эволюции, рассмотреть их как те этапы, которые мы, будучи людьми, уже прошли.
А также взглянуть на те формы жизни, которые нам еще предстоит пройти. Ведь эволюция — это не то, что мы можем выбирать или нет. Раз мы существуем на этой планете, раз мы воплотились людьми, то значит нас касаются и те законы эволюции, которые заложены в нас природой. 

А что такое движение планетарной и солнечной систем за миллионы лет можно наглядно представить, посмотрев следующее видео.

Комментарии

( 4 комментария — )

mariya_mekh
17 Май, 2020 17:53
Саша, спасибо за масштабный и интересный материал! 
Охватывая умом то, что ты описал – сразу забываешь все земные проблемы, они уходят на второй план:) 
Стоит больше задумываться и исследовать такие циклы Вселенной – психика точно будет стабильнее🤓

А видео с движением нашего Солнца и планет – просто фантастика. Буду смотреть ещё не раз😇
Katun
18 Май, 2020 14:07
Саша, спасибо за такой большой труд! Грандиозное впечатление и расширение вызывает. 
Буду изучать и вникать.
Вообще в последнее время как-то потянуло на фантастические (и фантастически красивые) фильмы о космосе и параллельные их просмотру размышления. Всё-таки это так завораживает! И начинаешь всё больше ценить тот Замысел, благодаря которому живёшь сейчас на этой прекрасной планете, в этой галактике. Даже несмотря на столь тёмную историческую эпоху :)  Уже одно то, что именно в её господство мы можем узнавать о мире столько интересного, столько ценных знаний, общаться друг с другом со скоростью мысли и рисовать модели движения звёзд – весьма радует!
Nataly
19 Май, 2020 00:46

Саша, спасибо! Очень интересный материал! Прочла на одном дыхании!

Казалось бы, такие невероятно глобальные масштабы и процессы! Какое отношение они имеют к нам, маленьким песчинкам в сравнении с этими огромными пространствами? С этими миллиардами и триллионами лет…

Даже может, на первый взгляд, показаться, что такая информация должна подавлять. Особенно с учётом всех этих пралай и много-тысячелетних кали-юг.

А у меня после прочтения (и особенно – просмотра клипов) – какая-то детская радость внутри. Очень как-то отрадно, что на таких глобальных космических уровнях – такой чёткий порядок и такая невероятная красота!

Душа радуется!!! 😇

Юлия Апарина
22 Май, 2020 00:50
Саша, спасибо за такой потрясающий пост, за тот труд который ты проделал исследуя эту тему! Впечатляющие масштабы, порой с трудом укладывающиеся в уме. Действительно, вникая в это, свои проблемы кажутся просто смешными на фоне такого величия. Когда я посмотрела видео вращения Солнца меня охватил детский восторг. Невероятная красота!

( 4 комментария — )