Игра в пальчики
Хочу поделиться со всеми у кого есть свои или знакомые дети одной простой игрой, которую мы придумали с моей дочкой. Игра подходит для детей дошкольного возраста от трёх до семи лет.
Когда моей дочке Саше было 4 года, мы путешествовали в другой город на машине. Через 40 минут у меня закончились все книжечки и выученные наизусть стихи Чуковского. Мы посчитали все машины и поглядели в окошко, перебрали игрушки и скушали яблоко, порисовали фломастером на стекле, а заодно и на сиденье, отвлекли папу от руля…в общем, сделали всё, что можно было сделать, а ехать оставалось ещё прилично. Я уже не знала, что ещё можно сделать, вздохнула и уставилась на свои руки…И тут, совершенно спонтанно, родилась игра! Игра в пальчики! Остаток дороги, а это было 2,5 часа езды, пролетел как одно мгновение — мы с ребёнком были настолько увлечены игрой, что забыли обо всём на свете.
Сейчас дочке уже почти 12 лет. И если спросить её о самой любимой игре детства ответ будет очевиден — “Конечно же пальчики!”. Случайно придумав эту простую игру мы уделили ей почти три года. Все эти годы я мало задумывалась о её педагогической пользе. Играть было просто интересно и весело. Мы включались в творческий поток создания собственных вселенных, богатство и разнообразие которых выдумывали сами, не ставя никаких ограничений. Погружаясь в нами же созданные миры, мы выдумывали героев и истории о них, решали ребусы, учили новые слова и много смеялись. Уже потом я поняла, насколько хорошо эта спонтанная игра развивает мелкую моторику ребёнка, логическое мышление и фантазию, обогащает речь и учит находить нестандартные решения в сложных ситуациях. А ещё закладывает основу для развития литературного таланта и математических способностей и помогает наладить телесный контакт с ребёнком.
Рисунок дочки “Небесный храм”
Ещё один аспект этой игры — терапевтический. Многие неприятности, которые случались с Сашкой мы проигрывали или переигрывали в пальчики. Эта игра, как и её рисунки, помогла мне глубже заглянуть в мир ребёнка, понять её радости и помочь пережить горести.
Реквизит для игры
Итак, для игры вам понадобятся пальцы (чем больше, тем лучше) и собственная фантазия! Больше ничего не нужно! Таким образом, всё, что нужно для игры, всегда под рукой.
Играть можно сидя, лёжа, стоя и даже на ходу. Главное следить при этом за дорогой, чтобы ни в кого не врезаться. Мой любимый способ игры конечно же лёжа. Ведь можно подключить в игру пальцы на ногах!
Мы очень любили играть втроём осенним субботним утром, когда не нужно никуда бежать и можно просто поваляться на широкой кровати под боком у папы. Папа с утра был не самый активный игрок и часто ему доставалась роль горы или камня. Зато какой восторг если папа вдруг решил перевернуться: целое событие — шевелящаяся гора!
С реквизитом разобрались. Как играть?
Шаг 1: Выберите мир, в котором будет происходить действие. Это среда, в которой будут расставлены декорации и будут действовать герои — ваши пальцы.
Вот примеры простых миров, которые мы использовали: подземный, воздушный, космический, подводный, лесной, луговой, цветочный и т.д. . Если вы играете впервые, нужно самому придумать первый мир и показать ребёнку как в него играть.
Мир определяет среду вокруг, способ существования героев и самих героев. Например, если мы берём подводный мир, то вокруг героев вода, есть камни, водоросли, затонувшие корабли, можно выстроить волшебный подводный замок. Из чего всё это строить? Из рук, ног или пальцев. Например, колено — это затонувший корабль, в котором есть таинственная каюта (изгиб колена), а в нём кто-то живёт.
Вы можете создавать и более сложные миры. Они требуют гибкости мышления, свободы фантазии и творческого полёта. Но играть в них гораздо интереснее, чем в привычные простые. Создать мир можно из чего угодно и заселить его какими угодно героями.
Вот примеры некоторых наших миров, которые я разбила на категории:
- Предметные миры. Например, мир-сапог. Мы представляем, что мы в нём находимся.
- Абстрактные миры. Пример — ароматный мир (среда обитания — аромат). Такие необычные миры всегда приводили у нас к остросюжетным историям, когда в ароматную страну вдруг врывался какой-нибуть зловонный дух. В процессе придумывания имён и описания для героев, мы расширяли наш словарный запас существительных и прилагательных, создавая смешные алогизмы (ароматная Вонючка).
- Миры со сложной средой. Например, медовый мир, когда всё вокруг липкое или подушечный (когда всё вокруг мягкое). Однажды субботним утром мы заселили подушечный мир буквами, которые складывались в паровозики-слова и заезжали в мысли, если прикасаешься к этому миру головой. А во второй подушке — тот же мир, но другая планета. Приляжешь на неё — и паровозик-слово выезжает из мыслей, а его пассажиры (буквы) могут встретить своих друзей с другой подушечной планеты.
Шаг 2: Заселите мир героями, играть которых будут ваши пальцы.
Вы уже познакомились с некоторыми нашими героями. Приведу ещё один простой, но любимый нами сюжет — это космический мир. Всё вокруг нас — это космическое пространство, колени — это планеты, а кисть ребёнка — ракета. Причём у этой ракеты есть съёмные носы. Каждый нос исполняет определённую функцию. Есть нос-шланг, нос отвёртка, нос-антена и т.д. Смена носов – это поочерёдное сгибание и разгибание пальцев.
Шаг 3: Создайте сюжет и начните играть, используя пальцы и части тела.
Тут и начинается игра. Пальцы могут общаться друг с другом, спасать кого-то, бороться с чудовищами или стихиями, искать клады или просто ходить друг к другу в гости, печь пироги и угощать всех вокруг. Ограничений по сюжетам и движениям пальцев нет никаких. Можно складывать из пальцев буквы, сгибать и разгибать, крутить разнообразные дули, делать из ладоней лодочки, сжимать кулачки. Главное, чтобы каждое движение было обосновано в вашем мире. Вот сюжет для космического мира, который описан выше: кисть-ракета врезалась в летающий астероид, сломалась и не может лететь дальше. Её нужно починить и робот-ракета с носами-инструментами спешит на помощь.
Психологический аспект игры
Вы можете столкнуться с тем, что ребёнок во время игры создаёт сюжеты с насилием, стремлением кого-то убить, растоптать и т.д. или герои будут проявлять весь спектр негативных эмоций (обида, злость, раздражение и т.д.). Здесь нужно внимательно посмотреть на то, чтО представляет собой мир ребёнка, кто и как там действует и постараться развить сюжет игры таким образом, чтобы всё нашло в процессе примирение и разрешение. Героев можно расколдовывать из злых в добрых, а разрушенное — чинить. Ещё ваш мир может расширяться, вмещая всех, кому может быть тесно. Или включать горячие звёзды, чтобы отогревать заледенелых хулиганов. Ну а родителям это сигнал повнимательнее присмотреться к тому, чтО окружает ребёнка в повседневной жизни, в какой среде он растёт и откуда подхватывает наблюдаемые поведенческие паттерны.
Важные моменты:
- Не навязывайте ребёнку свои правила. Пусть он творит сам. Если его мысли или герои (земляная обезьяна или морковка на гусеничном ходу) не сходятся с вашим представлением о том, кто и как обитает в выбранной вами среде (подводный мир), не нужно его исправлять. Вы можете предлагать ему какие-то решения, но не стоит ограничивать его фантазию, если она движется в мирном русле.
- Не начинайте игру, если вы не сможете уделить ей всего своего внимания. У нас лучшим временем для игры были вечера, когда мы уже лежим в постели перед сном, длительные поездки в машине или утро субботы. Важно, чтобы вас с ребёнком ничего не отвлекало. Я ставила на паузу все дела и на время игры просто переставала существовать для окружающего мира. При таком подходе вы сможете во время игры не устать, как это часто бывает с родителями, а хорошо и глубоко отдохнуть.
- Не играйте через силу. Игра может показаться ребёнку настолько увлекательной, что он будет просить вас играть ещё и ещё. Если вы чувствуете, что вы устали или у вас есть другие дела и заботы, которые требуют срочного решения, объясните это ребёнку и назначьте время для игры, когда вы будете чувствовать, что вам обоим это будет в радость.
- Отложите телефон на время игры. Гармоничное развитие тела и психики ребёнка не совместимо со смартфоном. Чтобы игра удалась, нужно всё ваше внимание и совместное погружение.
Возможно, ваши первые игры будут очень простыми — два пальца встретились и пошли в гости к третьему пальцу. Дело не в сложности сюжета — он приходит с опытом игры. Дело в искренности, теплоте общения и том замечательном чувстве единения и радости, которое возникает, когда играешь в интересную и увлекательную игру с любимым маленьким человечком.
*В оформлении поста использовались рисунки моей дочери разных времён.
В такую игру, мне кажется, не каждый современный взрослый сможет поиграть :)
А если сможет, то и для него она будет очень терапевтичной и волшебной, обогащающей.
Дети порой мудрее и цельнее нас :)
Очень красивые рисунки у Саши.
Здорово, когда родители стремятся проводить время со своими детьми в общем развивающем и исцеляющем процессе, пусть этого становится больше в нашем мире! Спасибо ещё раз.
Марина, спасибо, что поделилась! По описанию явно интересная, развивающая и терапевтическая игра
И рисунки красивые
По красивым и интересным рисункам Саши видно, что у неё богатый внутренний мир.
Марина, спасибо за пост.
Замечательную игру вы с дочкой придумали – развивающую, творческую, расширяющую восприятие мира. А рисунки какие красивые!
Дочке твоей очень повезло Рисунки — очень классные