Старо-Голутвин монастырь в Коломне осенью 2025 года
Пути судьбы привели нас с Олегом осенью 2025 года в Коломну, а точнее на её окраину, где находится Старо-Голутвин монастырь. Расположен он недалеко от места впадения Москвы-реки в Оку.
Пробравшись сквозь заросли к стрелке, я поймала в себе необычное состояние: в одной маленькой точке Московской области я ощутила единение сразу с двумя дорогими сердцу областями – по левую руку, где-то там вдали простирается Калужчина с нашей деревней и монастырем Оптина Пустынь, по правую – Нижегородчина.

Немного поизучав историю Старо-Голутвина монастыря, я вдруг обнаружила, что историческая связь с Оптиной Пустынью у него намного глубже, чем я могла себе представить.
***
Немного истории…
“В конце августа 1889 года Павел Иванович Плиханков (будущий Старец, преподобный Варсонофий Оптинский) в белом кителе с полковничьми погонами прибыл в Оптину Пустынь и сразу же направился в Иоанно-Предтеченский скит к преподобному старцу Амвросию. … Павел Иванович поведал Старцу, что имеет желание поступить в монастырь. Старец Амвросий сказал: “Искус должен продолжаться еще два года, а после приезжайте ко мне, я вас приму…
Осенью того же года молодой полковник внезапно заболел воспалением легких, врачи определили положение больного как критическое. Очень остро он почувствовал тогда дыхание смерти и попросил денщика почитать Евангелие. Внезапно Павел Иванович увидел Небеса отверстыми и весь содрогнулся от великого страха и света. И “из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем”, – говорил о случившемся преподобный Нектарий Оптинский. Вскоре больной быстро пошел на поправку…
Но искус продолжался, и приехать в Оптину пустынь Павлу Ивановичу удалось под Рождество Христово в 1891 году…
Послушник Павел был пострижен в рясофор 26 марта 1893 года, а в декабре 1900 года, во время, казалось бы, неизлечимой болезни, его келейно постригли в мантию с именем Варсонофий. Через два года, 29 декабря 1902 года, отца Варсонофия рукоположили в иеродиакона, а 1 января 1903 года – в иеромонаха.
После Русско-японской войны 1904-1905 годов, во время которой о. Варсонофий служил фронтовым священником, он был возведен в сан игумена и назначен начальником Скита Оптиной Пустыни.
Строгость аскетичной жизни, богословская начитанность и дар рассуждения скоро привлекли к нему многих людей, ищущих спасения души. Вскоре слава о нем, как об одном из великих Оптинских старцев разнеслась по всей России.
Но несмотря на великие духовные дарования Преподобного, нашлись люди, недовольные его трудами. Целое море коварства, клеветы и лжи поднялось на Старца.
(Такие противостояния святых, подлинных подвижников и религиозных идеологов, догматиков далеко не редкость даже в церковной среде. Об этом подробно рассказал Алексей в книге “Холистическая концепция. О Целостности, Правде и религии”)
В 1912 году Святейший Синод принял решение перевести Старца Варсонофия настоятелем в Богоявленский Старо-Голутвин монастырь города Коломны с возведением в сан архимандрита.
“Как под терновый венец приклонил я главу свою под золотую митру”, – говорил впоследствии Старец…
Еще было далеко до монастыря, как там уже начали перезванивать во все колокола.
Когда открылся вид на Старо-Голутвин монастырь, Батюшка пророчески сказал: “Отсюда и предстану пред Господом”.
Много испытаний легло на о. Варсонофия, связанных с наведением порядка в новой вверенной ему обители, и даже в сдержанных речах Старца слышалась тоска по дорогой его сердцу Оптиной.
Отошел ко Господу преподобный Варсонофий почти через год после своего назначения в Старо-Голутвин монастырь, но похоронен был в Оптиной Пустыни, рядом со своим наставником о. Анатолием (Зерцаловым). В настоящее время мощи Преподобного покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни, одним из небесных покровителей которой он является.
Частица мощей Старца хранится и в Богоявленском Старо-Голутвином монастыре Коломны. По окончании богослужений имя Преподобного Варсонофия, Старца Оптинского и Старо-Голутвинского, упоминается в ряду других святых покровителей обители: Преподобного Сергия Радонежского, Благоверного князя Димитрия Донского, Святителя Филарета и других. 

Такая связь двух святых мест, переплетений нитей судьбы и промысла Божьего на примере судьбы Старца Варсонофия меня глубоко впечатлили.
А еще меня поразило его стихотворное творчество, о котором расскажу в следующем посте.
***
На территории монастыря в тот осенний день было практически безлюдно. Очень тихо, спокойно и умиротворенно. Сияющие купола на фоне безоблачного неба, золотые отсветы на иконных ликах, благодать вечерней службы помогали отпустить всё суетное и земное, и раствориться в таинстве природы и храмового пространства. 
День клонился к вечеру. Ласковое сентябрьское солнце, улыбаясь, согревало монастырский огород. Налитая свекла и морковка торчали вершками из грядок, готовые прыгнуть и в щи-борщи в монастырской трапезной, и в ящики на зимнее хранение. Яблони, густо усыпанные ярко-красными наливными яблоками под вечер манили тонким ароматом, один-в-один как у нас в деревне!

Холо-система: Форум
Рада, что откликнулось повествование. :)