Посещение выставки Н. Рериха в Новой Третьяковской галерее
Получив радостную весть от друзей, что в Москве открылась выставка творчества Николая Рериха, после 65-летнего перерыва, я решила посетить ее, при первой же возможности.
Мне уже давно хотелось познакомиться поближе с пространством великого художника, философа и путешественника. Тем более, что раньше не было повода, и о Рерихе я знала только общеизвестные поверхностные факты. Правда, его картины меня интуитивно привлекали – и я даже приобрела пару репродукций для дома – с чудесными розово-фиолетовыми горами.
«Розовые горы» (1933)

Октябрьский день обещал быть солнечным, и я как-то сразу, с утра, поняла – что сегодня будет день посещения выставки. Интересно было также и побывать в Новой Третьяковской галерее, в которой я раньше никогда не была.
Галерея находится на Крымском валу, на другой стороне которого – парк Горького, со своими мощными колоннами центрального входа.

Рядом с Новой Третьяковской галереей расположен также Центральный Дом Художника.

Вход в галерею находится “под присмотром” вот такого каменного часового.



Довольно большая экспозиция, занимающая два этажа, охватывала разные периоды творчества Рериха. Этот поток меня сразу увлек, и я почувствовала себя в волшебной стране.
Эскиз мозаики “Спас Нерукотворный” (1910) – очень тронул меня. Необыкновенные синие глаза Христа – в которых и Страдание, и Любовь – смотрят в самую душу…

Особой жемчужиной выставки стала картина “Сокровище Ангелов” (1905), которая, как я узнала, долго не выставлялась и находилась ранее в разных странах. Рерих так пояснял картину: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы “Сокровище Ангелов”: ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло — символы чего начертаны на камне».
Прототипом камня стал скандинавский Йеллингский камень, представляющий собой массивную глыбу высотой 2,5 метра, воздвигнутую ок. 986 г. датским королём Харальдом Синезубым.

Я впервые увидела картину “Святой Сергий” (1932), посвященную Святому Сергию Радонежскому – эту необыкновенно мощную, проникновенную по энергетике работу художника. К картине хотелось возвращаться снова и снова, по ходу выставки.

Картина “Земля Славянская” (1942):

Еще, из позднего периода – “Меч Гэссер-хана” (начало 1930-х) и “Кришна” (1946):

Был также представлен иконостас церкви Казанской иконы Божией матери (1907). Он был создан Рерихом по заказу фамильной церкви Каменских в Успенском женском монастыре Перми. Иконостас смотрелся очень торжественно, в своем позолоченном убранстве.

Я не переставала удивляться многостороннему таланту Николая Рериха. Его эскизы декораций к драматическим и оперным постановкам были чудесны. Каким же по-детски непосредственным было воображение художника! Казалось, повеяло скандинавским ветром, и я услышала Песнь Сольвейг, глядя на одноименный эскиз декораций к пьесе “Пер Гюнт”:

Художник также придумывал мотивы театральных костюмов – здесь, например, эскиз к опере “Снегурочка”. Также представлен еще один образ Снегурочки и эскиз с играющим на флейте Лелем.

А это – уже другая тематика. Заботливо-теплым было ощущение от картины “Смоленск. Крыльцо женского монастыря” (1903).

Частью выставки была большая стена с биографией художника, где я увидела также и фотографии самого Рериха, его жены Елены Ивановны и сыновей Юрия и Святослава. Меня поразило, как рано проявился талант Рериха – ведь в 24 года он уже получил два образования – юридическое и художественное, и создал много замечательных работ.

Художник объездил весь свет, и жил во многих странах, включая США, Францию, и, конечно, Индию. Оказывается, Рерих был и в Скандинавии, включая город на юге Швеции Мальмё, в котором я прожила 5 лет. Кстати, там, в Мальмё, на Балтийской выставке, – и была представлена работа “Сокровище Ангелов”.

А это – портрет Николая Константиновича, 1913 года. Автор – Борис Кустодиев.

Цитаты из Листов Сада Мории, тоже были представлены на выставке.

Радостное, окрыляющее ощущение было после этой выставки. Порадовалась также, что смогла ознакомиться, в компактной форме, с биографией художника. Но самое главное – это Пространство Рериха, которое помогает нам прикоснуться к самой Сути.
Выходя из здания, увидела красивейшее небо, шлющее свое благословение
.
Мне уже давно хотелось познакомиться поближе с пространством великого художника, философа и путешественника. Тем более, что раньше не было повода, и о Рерихе я знала только общеизвестные поверхностные факты. Правда, его картины меня интуитивно привлекали – и я даже приобрела пару репродукций для дома – с чудесными розово-фиолетовыми горами.
«Розовые горы» (1933)

Октябрьский день обещал быть солнечным, и я как-то сразу, с утра, поняла – что сегодня будет день посещения выставки. Интересно было также и побывать в Новой Третьяковской галерее, в которой я раньше никогда не была.
Галерея находится на Крымском валу, на другой стороне которого – парк Горького, со своими мощными колоннами центрального входа.

Рядом с Новой Третьяковской галереей расположен также Центральный Дом Художника.

Вход в галерею находится “под присмотром” вот такого каменного часового.



Довольно большая экспозиция, занимающая два этажа, охватывала разные периоды творчества Рериха. Этот поток меня сразу увлек, и я почувствовала себя в волшебной стране.
Эскиз мозаики “Спас Нерукотворный” (1910) – очень тронул меня. Необыкновенные синие глаза Христа – в которых и Страдание, и Любовь – смотрят в самую душу…

Особой жемчужиной выставки стала картина “Сокровище Ангелов” (1905), которая, как я узнала, долго не выставлялась и находилась ранее в разных странах. Рерих так пояснял картину: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы “Сокровище Ангелов”: ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло — символы чего начертаны на камне».
Прототипом камня стал скандинавский Йеллингский камень, представляющий собой массивную глыбу высотой 2,5 метра, воздвигнутую ок. 986 г. датским королём Харальдом Синезубым.

Я впервые увидела картину “Святой Сергий” (1932), посвященную Святому Сергию Радонежскому – эту необыкновенно мощную, проникновенную по энергетике работу художника. К картине хотелось возвращаться снова и снова, по ходу выставки.

Картина “Земля Славянская” (1942):

Еще, из позднего периода – “Меч Гэссер-хана” (начало 1930-х) и “Кришна” (1946):



Был также представлен иконостас церкви Казанской иконы Божией матери (1907). Он был создан Рерихом по заказу фамильной церкви Каменских в Успенском женском монастыре Перми. Иконостас смотрелся очень торжественно, в своем позолоченном убранстве.


Я не переставала удивляться многостороннему таланту Николая Рериха. Его эскизы декораций к драматическим и оперным постановкам были чудесны. Каким же по-детски непосредственным было воображение художника! Казалось, повеяло скандинавским ветром, и я услышала Песнь Сольвейг, глядя на одноименный эскиз декораций к пьесе “Пер Гюнт”:

Художник также придумывал мотивы театральных костюмов – здесь, например, эскиз к опере “Снегурочка”. Также представлен еще один образ Снегурочки и эскиз с играющим на флейте Лелем.



А это – уже другая тематика. Заботливо-теплым было ощущение от картины “Смоленск. Крыльцо женского монастыря” (1903).

Частью выставки была большая стена с биографией художника, где я увидела также и фотографии самого Рериха, его жены Елены Ивановны и сыновей Юрия и Святослава. Меня поразило, как рано проявился талант Рериха – ведь в 24 года он уже получил два образования – юридическое и художественное, и создал много замечательных работ.


Художник объездил весь свет, и жил во многих странах, включая США, Францию, и, конечно, Индию. Оказывается, Рерих был и в Скандинавии, включая город на юге Швеции Мальмё, в котором я прожила 5 лет. Кстати, там, в Мальмё, на Балтийской выставке, – и была представлена работа “Сокровище Ангелов”.

А это – портрет Николая Константиновича, 1913 года. Автор – Борис Кустодиев.

Цитаты из Листов Сада Мории, тоже были представлены на выставке.


Радостное, окрыляющее ощущение было после этой выставки. Порадовалась также, что смогла ознакомиться, в компактной форме, с биографией художника. Но самое главное – это Пространство Рериха, которое помогает нам прикоснуться к самой Сути.
Выходя из здания, увидела красивейшее небо, шлющее свое благословение

Аня, спасибо за рассказа о выставке и за новую возможность прикоснуться к этому удивительному уникальному пространству — пространству творчества Николая Рериха.
Помню, ещё в юности, ничего не зная о духовной стороне деятельности Николая Константиновича, я испытывал особое чувство, когда попадал в рериховских зал нашего местного художественного музея.
А там был (и сейчас есть) отдельный рериховский зал — более десятка работ, которые в своё время подарил Нижнему новгороду М.Горький (чьим именем в последствии был назван город и был городом Горьким до 90-х годов).
И вот, хорошо помню, это был совершенно особый зал, с особой атмосферой.
Таких слов, как “сакральная атмосфера”, “сакральная энергетика” я тогда не знал, но тем не менее, всегда останавливался в этом зале, сидел в тишине, созерцая картины.
И всегда немножко удивлялся — почему я в этом зале всегда провожу так много времени.
А потом после своих жизненных странствий, уже разобравшись в вопросах энергетики и разных прочих тонких материях, попал снова в этот зал и наконец всё понял.
Это действительно был зал-храм.
Зал-портал.
Атмосфера картин Николая рериха — это настоящий Портал в духовный мир, в светлый сияющий мир Духа…
Ну и конечно, совершенно незабываемо последнее наше посещение Музея Рериха — незадолго до его закрытия в Москве: https://forum.holo-system.ru/muzej-rerixa-vpechatleniya/
Незабываемое посещение.
Очень рад, что получилось туда попасть до закрытия.

И вот твои фотографии, твой рассказ тоже окутал этой тончайшей гармонией рериховского пространства…
Спасибо!
Картины очень красивые, формы и цвета необычные
Запланирую тоже посещение этой выставки
Большое спасибо за рассказ и фото-отчёт, Аня!
Прикоснуться к творчеству этого великого мастера пера и кисти — всегда огромная радость
Аня, спасибо большое за теплый рассказ о выставке Н.К. Рериха. Очень согрело и наполнило радостью и светом.
Словно бы сама соприкоснулась с атмосферой выставки и того замечательного дня, что выдался у тебя.
Картины художника потрясающие! Каждую из них можно разглядывать часами, погружаясь в пространство мощного творчества автора.
