Кудесник света! Опыт посещения выставки Архипа Куинджи.

11 Ноя, 2018   в 11:42

На днях довелось вживую посмотреть на полотна одного из моих любимых живописцев.
С 6 октября 2018г. по 17 февраля 2019г. в Третьяковской галерее проводится третья российская ретроспективная выставка уникального в своём роде пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.


О выставке рассказано здесь. Там же есть кнопка «Купить билеты». Бронировать лучше он-лайн на определенную дату и время (на неделю вперед обычно всё раскуплено). Если же отважитесь приобретать на месте, то придется постоять 2-3 часа. По крайней мере так было в среду, 7 ноября. Экспозиция представляет собой множество работ художника из разных уголков страны и ближнего зарубежья. Кроме завершенных полотен можно увидеть и этюды, эскизы, а также экспериментальные пробы кисти.

Впервые с этим гениальным мастером я познакомилась около десяти лет назад во время своего дебютного похода в Третьяковку. Помню, как тогда замерла перед самой знаменитой его картиной «Ночь на Днепре». И ощущения были схожи с теми, что описывают многие и многие, кому удавалось лицезреть этот шедевр: погружение в объёмное, мистическое, завораживающее и волшебное пространство мерцающей от лунного света ночи, в тишину, особый воздух и таинство природы её вечернего проявления, в мысли о мироздании и беспредельности бытия…

Холст удивительно исполнен, будто с применением люминесцентных красок. Первые зрители этого полотна (в 1880-82гг.) подозревали, что сзади оно подсвечено. Настолько удивительна и непривычна подобная игра света в пейзаже. 

Куинджи был новатором! Эксперименты со светом – это его огонь! Он был смел в творчестве, ярок и необычен как личность. И кажется, это был очень добрый, мудрый человек, человек-душа… Вот какое-то почтительное восхищение и безусловная эмпатия наблюдается по отношению к нему.


Из выставочного буклета:

“Архип Иванович Куинджи — выдающийся пейзажист второй половины XIX – начала XX  века. «Художник света», «художник-поэт», «певец широких горизонтов и  просторов», «истинный гений-изобретатель» — таким Куинджи представал в глазах современников. Многое в жизни и творчестве Куинджи не может не поражать. Многогранность его натуры, темпераментность, независимость суждений и обостренное чувство справедливости. Яркая, запоминающаяся восточная внешность, вызывающая ассоциации с античным божеством. Удивительно трепетное отношение к природе. Стремительное восхождение от малограмотного юноши из бедной мариупольской семьи к известному живописцу, признанному одним из самых ярких мастеров своего времени. Бурное, всеобщее воодушевление публики по случаю появления каждой его новой картины, становившейся сенсацией в обществе. Картины Куинджи изумляли, отличались от всего ранее написанного — исполненные в  новаторской манере, они открывали путь к искусству XX столетия”.
И как же надо тонко чувствовать, как глубоко мыслить, как широко смотреть на мир, чтобы так передавать красоту, загадочность и непостижимость природы. Как звонко и торжественно звучит Любовь в его полотнах! 



Из выставочного буклета:

“На многих картинах Куинджи — пейзажах степных равнин, горных вершин и морского побережья — природные виды предстают как бескрайние панорамы. Некоторые пейзажи Куинджи, «певца широких горизонтов и просторов», безлюдны и свободны от деталей. Они погружают в философствование, навевают размышления о мироздании, вечности, Космосе. Мир, увиденный глазами художника, предстает в эпическом звучании. 

Наиболее ощутима эта черта живописи Куинджи, прозванного друзьями «глубокомысленным Греком», в полотнах 1890–1900-х годов. В период так называемого затворничества Куинджи добровольно, по неясным причинам полностью отстранился от публичной выставочной жизни. На протяжении почти тридцати лет он хранил в тайне то, что продолжал заниматься живописью”.




Одним из учеников Архипа Ивановича был и Николай Константинович Рерих, творчество и философские взгляды которого очень созвучны холо-пространству.

Рерих о Куинджи (Н.К. Рерих. «Забытая книга»):

“Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять; работал для себя. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. Знают его как славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить, отдавшего все свое миллионное состояние. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Знают его как решительного заступника за все, в чем он был уверен и в честности чего он был убежден. Знают как строгого критика; и в глубине его часто резких суждений было искреннее желание успеха всему достойному. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих».

Полный текст здесь.

Из видео-материалов о художнике когда-то я посмотрела пару небольших программ.

  1. От студии “Неофит” из цикла «Передвижники».
  2. От телеканала «Культура».

В  интернете, конечно, есть другие фильмы о великом мастере кисти.

Напоследок хотела бы обратить внимание на необычное для Куинджи тематическое полотно «Христос в Гефсиманском саду» (1901г, Алупкинский дворец-музей), написанное на закате творчества гения (на фото правда разобрать изображение трудно). Картина всё также создаёт магический эффект, притягивая взгляд к главному объекту – Спасителю – в лунном свете. Это одно из произведений, которое мастер показал, спустя 20 лет тайны (все эти годы Архип Иванович не выставлял своих картин). Сюжет не нов, но интерпретация всё также заставляет остановиться в трепетном замирании и размышлении о вечном…

Желаю каждому в той или иной форме прикоснуться к творчеству этого неординарного живописца. Конечно, камера не передаст того живого дыхания светящихся картин, их теплоты, которое чувствуешь, встретившись с полотнами лицом к лицу. Но в любом случае труд Куинджи никого не оставит равнодушным и всякого наполнит радостью!




Комментарии

( 9 комментариев — )

Gal-Anna
11 Ноя, 2018 12:44
Соня, больше спасибо за прекрасный пост!
Картины Куинджи переносят в какое-то удивительное живое пространство…Глядя на них будто “кожей чувствую” атмосферу передаваемую картиной…Хочется “зайти в нее” и созерцать…
Sofi
11 Ноя, 2018 18:43
Даа, Аня.. всё так.. На радость!
Mikhail
11 Ноя, 2018 19:24
Соня, спасибо большое! Вот уж действительно — «певец широких горизонтов и просторов»!
Поразительно — насколько разносторонне он видел природу. Лунная ночь, бушующее море, одинокое растение на фоне заката — и всё это — в неповторимой манере работы со светом… 
Уход художника из мира и слова Рериха о нём — впечатляющая часть биографии и публикации. Спасибо!
Sofi
11 Ноя, 2018 22:04
«Уход из мира…», да, тоже была впечатлена! Многое это говорит о человеке…
Karina_Galkina
11 Ноя, 2018 21:47

Соня, спасибо за твой рассказ!

Очень впечатлена. Я с детства обожаю шедевры  этого художника. Его картинами можно любоваться часами. В них и легкость, и воздушность, и загадка и глубокое, пронзительно тонкое чувствование природы. Умом непостижимо его умение передавать такое видение красоты окружающего мира на холсте.  

Уже запланировала себе посещение этой выставки.

Sofi
11 Ноя, 2018 22:03
ЗдОрово, Каринчик! А я с детства любила Рериха… с Куинджи по сути недавно познакомилась. Как это всё интересно…:)
vbob
12 Ноя, 2018 11:55
Спасибо! Созвучные ощущения и впечатления!!!
Evgen
15 Ноя, 2018 23:45

Спасибо, Соня!! 

Очень интересно было прочитать и о самом художнике, и в который раз полюбоваться его неповторимым стилем и талантом. Тема простора, пространства – самая близкая для меня в классической живописи. Постараюсь сходить на выставку :)

p.s. А слова Н.Рериха о Куинджи – лучшее признание и выдающихся личных качеств живописца, что большая редкость – соединение уникального таланта и широты души. Здорово! 

ALG
23 Дек, 2018 21:34
Спасибо за рассказ!
Куинджи для меня всегда был особо любимым художником…
Маг…Волшебник…
С интересом почитал всё, что ты написала о нём, спасибо!

( 9 комментариев — )