О задачах человечества относительно животного царства по книге Д. Андреева «Роза Мира»
“… Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки, и птицы, и звери носят печать Твоей любви….”
Строки из Акафиста “Слава Богу за все“
“Но не только люди, а и животные имеют душу…”
Святитель Лука Воино-Ясенецкий
У нас на сайте уже есть пост, посвященный книге Д. Андреева «Роза Мира».
В своем посте я рассказывала о том, как эта книга пришла в мою жизнь, делилась опытом ее прочтения и погружения в ее пространство, а также описывала впечатления, которые возникали в процессе чтения.
Но в том посте осталась незатронутой еще одна тема, которая тоже очень срезонировала с моим миропониманием и в чем-то расширила его.
Тема эта касается животных и их путей развития.
Ведь, как и у всего живого, у животного тоже есть своя душа, и она тоже движется в своем развитии по ступеням духовной лестницы.
Приведу здесь одну цитату из «Розы Мира»
«Тем, что мы условно называем шельтами или, если угодно, душами, то есть тончайшим иноматериальным покровом, созданным для себя бессмертной монадой, обладают все существа, включая инфузорию: без шельта невозможно никакое материальное существование, как без монады невозможно никакое существование вообще. Но монады животных находятся в одном из миров Высокого Долженствования – в Каэрмисе, души же совершают длительные пути по восходящей спирали сквозь особую сакуалу, состоящую из нескольких слоев.»
И далее:
«…Мне вспоминаются замечательные по своей глубине слова старца Зосимы: “Посмотри на коня али на вола… понурого и задумчивого, посмотри на лики их: какая кротость, какая привязанность к человеку, часто бьющему их безжалостно, какая незлобивость, какая доверчивость и какая красота в его лике!”
Дерзнуть сказать о лошадиной или коровьей морде “лик” – для этого нужно обладать силой подлинного прозрения.
Привычная для нас поверхность вещей засквозила перед вещим взором – не Зосимы, а Достоевского, и он сквозь данность увидал долженствование. Долженствование животных. Ибо уже есть мир, где ставшие души многих из них, облеченные в просветленные тела, прекрасны и – мало сказать высоко разумны, но духовно-мудры. Этого мира, Хангвиллы, высшего в сакуале, они должны со временем достигнуть все, чтобы подниматься дальше, в Файр, Уснорм и Каэрмис.»
«…Хангвилла – своеобразный великий общий затомис всего животного царства, и оттуда звериные просветленные души поднимаются через Файр уже в самый Уснорм, где принимают участие в вечном богослужении Шаданакара.»
У меня никогда не было своих домашних животных, за исключением собак и кошек на даче у бабушки с дедушкой, но я очень часто обращала внимание на глаза самых разных животных…
Какие же они у всех разные: порой можно встретить проникновенные, глубокие, порой исполненные печалью и грусти глаза… А иной раз через такие глаза смотрит на тебя сама душа…
И разумеется, тут подступает вопрос о том, какова же наша, человеческая, роль в судьбе животных, каково наше с ними взаимодействие в аспекте их развития, развития того самого, духовного…
Д. Андреев в книге «Роза Мира» дает свое представление этому взаимодействию.
«… начиная со ступени человека, долг существа по отношению к ниже стоящим возрастает по мере восхождения его по дальнейшим ступеням.
На первобытного человека уже возлагался долг по отношению к приручаемым животным. И не в том он состоял, что человек должен был их кормить и охранять: это был еще простой обмен, долг в низшем, материальном, а не в этическом смысле, потому что за корм и кров человек брал у домашнего животного либо его труд, либо молоко и шерсть, либо даже его жизнь (в последнем случае он, конечно, уже нарушал естественную пропорцию обмена). Этический же долг первобытного человека заключался в том, что он был должен то животное, которое приручал и которым пользовался, любить. Древний наездник, питавший глубокое чувство к своему коню, пастух, проявлявший к своему скоту не только заботу, но и ласку, крестьянин и охотник, любивший свою корову или собаку, – все они выполняли свой этический долг.
Этот элементарный долг оставался общечеловеческой нормой до наших дней. Правда, отдельные высокие души, те, кого мы называем праведниками, а индусы называют более точным словом – махатма, высокий духом, – понимали новый, гораздо более высокий уровень долга, естественно вытекавший именно из их духовного величия. Жития святых полны рассказами о дружбе иноков и отшельников с медведями, волками, львами. В иных случаях это, может быть, легенды, но в других факты этого рода запротоколированы исторически точно, например – в свидетельствах о жизни св. Франциска Ассизского или св. Серафима Саровского…”
Святой Серафим Саровский и медведь.
“… Разумеется, подобный уровень долга по отношению к животным свойственен лишь ступени святости: уделом большинства человечества он не может быть так же, как и три тысячи лет назад. Но три тысячи лет – срок немалый. И ничем не оправдан тезис, будто мы и теперь обречены оставаться на том же уровне примитивного долга, что и наши далекие предки. Если человек, блуждавший в тесном и мутном анимистическом мире, уже мог любить своего коня или пса, для нас это, по меньшей мере, недостаточно. Неужели колоссальный путь, проделанный нами с тех пор, не обязывает нас к большему? Разве мы не в состоянии любить и тех животных, от которых не получаем непосредственной пользы, – диких животных, по крайней мере, тех из них, которые не приносят нам вреда? …»
«… новая (сторона отношения человека к животному миру), заключается в том, чтобы оказать животному царству активную помощь в деле его совершенствования, в сокращении путей и сроков этого совершенствования. Что это значит?
Это значит: установление “мира” между человеком и всеми животными, исключая хищников; изыскание средств к перевоспитанию некоторых хищных видов; отказ от использования каких-либо животных для нужд охраны; искусственное убыстрение умственного и духовного развития некоторых высших видов животного царства.
На развитие зоопсихологии придется бросить немалые средства. Ничего! Никакие средства, даже в тысячу раз большие, не окупят зла, принесенного нами звериному царству на протяжении тысячелетий. Возникнет новый отдел знания – зоогогика, то есть педагогика животных. В итоге тщательного изучения будут выделены такие виды хищников, которые, подобно собаке и кошке, могут быть перевоспитаны. Ведь я напоминал уже о том, что на наших глазах бывший волк стал способен к усвоению растительной пищи, и это даже несмотря на то, что человек не заглушал, а, напротив, развивал в нем кровожадный инстинкт в интересах охотничьей и сторожевой службы. Если бы не это, какую веселость, кротость, доброту наблюдали бы мы теперь в собаке в придачу к ее преданности, отваге и уму! И какие могут быть сомнения в том, что подобная работа над многими хищными видами, работа людей, вооруженных знанием психологии и физиологии животных, педагогики, а главное – силой любви, сможет перевоспитать, физически и умственно усовершенствовать, смягчить, преобразить их?
Уже теперь собака в состоянии запомнить до двухсот слов. И запомнить не механически, как попугай, но вполне отдавая себе отчет в их смысле. Это существо воистину колоссальных возможностей. Ее развитие достигло того рубежа, когда вид совершает стремительный рывок вперед. От нас самих зависит, чтобы этот коренной сдвиг произошел на наших глазах, чтобы неприспособленность некоторых органов собаки не затормозила его на столетия. Появление речи у собаки тормозится не общим ее интеллектуальным уровнем, а чисто механическим препятствием в виде неблагоприятной структуры органов, для речи необходимых. Общее ее развитие тормозится еще одним препятствием: отсутствием у нее хватательных конечностей, вернее – неприспособленностью ее лап к тем функциям, которые у нас выполняют руки. Разовьется еще одна отрасль физиологии животных: наука о средствах биохимического воздействия на зародыш в направлении таких структурных его изменений, которые необходимы для ускоренного развития органа речи и для превращения передних лап в руки. Овладение же речью, хотя бы в объеме нескольких десятков слов, обратно воздействует на темп общего умственного развития, и через сотню лет люди будут иметь поразительного друга, сократившего, благодаря их помощи, предназначавшийся ему путь до расстояния в несколько генераций вместо сотен тысяч лет.
Следующими кандидатами на путь ускоренного развития будут, вероятно, кошка, слон, медведь, может быть, некоторые виды грызунов. Лошадь, в умственном отношении продвинувшаяся весьма далеко, а в этическом имеющая несомненные преимущества перед кошкой и даже собакой, обладает, к сожалению, свойством, мешающим ее скорому вступлению на этот путь: копытностью. То же самое относится к оленю и буйволу. У слона, обладающего изумительным хватательным органом, имеется другое тормозящее свойство: его размеры, требующие громадного количества пищи. Возможно, впрочем, что наука найдет способы уменьшения его размеров и этим устранит основное препятствие к его стремительному умственному развитию. Можно полагать, что необыкновенное обаяние слона не убавится, если он, обладая даром речи, размерами не будет превышать нынешнего слоненка.
Итак, по прошествии некоторого периода Роза Мира сможет осуществить вторую группу мероприятий:
1.Запрет убийства животных для каких бы то ни было промышленных или научно-исследовательских целей.
2.Резкое ограничение их убоя в целях питания.
3.Выделение обширных заповедников во всех странах для жизни в привычных условиях тех животных, которые еще не приручены.
4.Свободное существование – и среди природы, и в населенных пунктах – давно одомашненных и новых прирученных видов.
5.Планирование работы зоопедагогических учреждений во всемирном масштабе, перевод этого труда на высшую ступень, изучение проблем, связанных с обогащением высших животных даром речи.
6.Особо внимательное изучение проблем, связанных с искусственным ослаблением в животных хищного начала.
Так будет возрастать этот творческий труд совершенствования зверей – труд бескорыстный, вдохновляемый не нашими узкими материальными интересами, а чувством вины и чувством любви. Возрастающей любви, слишком широкой, чтобы замкнуться в рамках человечества. Любви, которая сумеет разрешить проблемы, кажущиеся неразрешимыми теперь; …
… Сумма страданий, приносимых человеком, уменьшится колоссально, а ведь именно в этом и состоит задача.
Соответственно увеличится сумма приносимого добра, выражаясь по-индусски, прэм сагар – океан любви. Лев, возлежащий рядом с овцой или ведомый ребенком, – отнюдь не утопия. Это будет. Это – провидение великих пророков, знавших сердце человечества. Не в вольерах, даже не в заповедниках, а просто в наших городах, парках, рощах, лугах, не страшась человека, а ласкаясь к нему и с ним играя, работая с ним вместе над совершенствованием природной и культурной среды и над развитием своего собственного существа, будут обитать потомки современных зайцев и тапиров, леопардов и белок, медведей и воронов, жирафов и ящериц. …»
Вот так выглядят принципы здравого отношения к животным согласно Д. Андрееву.
Кстати сказать, все фотографии в посте – это фото животных из нашей деревни.
С этими животными связано немало интересных историй, которые явно свидетельствуют о том, что животные наделены чем-то большим, чем мы, современные люди, знаем, о них и привыкли о них думать.
И, пожалуй, самый яркий на сегодняшний день опыт, подтверждающий факт того, что животное умеет слышать и чувствовать в пространстве что-то более тонкое, что даже не всякий-то и человек может осязать, описан вот тут.
В этом посте Алексей рассказал о том, как в деревенском пространстве «вдруг» появилась настоящая корова, которая быстро стала всеобщей любимицей и настоящей Холо-коровкой, как мы ее, любя, между собой называем.
И опыт тот состоял в том, что коровка, как оказалось, способна слушать и слышать молитву. Приведу здесь небольшой отрывок из поста:
«У меня за плечами – почти тридцатилетний стаж глубокой психологической работы с людьми. Я умею слышать и чувствовать состояние человека даже вне вербального общения с ним. Я умею чувствовать и знать – слышит меня человек, с которым я общаюсь или не слышит, воспринимает он меня или не воспринимает…
И тут вдруг я обнаруживаю, что точно так же, как я чувствую и понимаю людей, я ПОНИМАЮ КОРОВУ…
Те же самые мои органы восприятия включились и выдали информацию…
И я понимаю, что она слышит молитву.
Да! Это не шутка: КОРОВА СЛЫШАЛА МОЛИТВУ.
Причем, я четко понимал, что она не слова воспринимает, а именно СУТЬ – т.е. то, что это именно некая ритмическая структура, обращенная к чему-то Высшему…
Сказать, что я был в полном обалдении – это ничего не сказать…
Я реально был в обалдении..
А молитва шла всё увереннее и увереннее.
Я произносил её уже во весь голос – четко и стройно, насколько позволяло движение по не особо ровной просёлочной дороге…»
Вот такое удивительное открытие случилось буквально в самый первый день обретения коровки, по имени Дочка.
Вскоре после того, как Дочка обрела новый дом, она стала жить еще и под звуки музыки.
В коровнике практически постоянно играют и молитвенные сборники, и акафисты, и разные песнопения, и классическая музыка. Все это очень благотворно сказывается на общем состоянии животного. И такие процессы, как, скажем, дойка коровки, происходят под «правильную» музыку – музыку, несущую восходящие вибрации.
Этому таинству животноводческого искусства у нас посвящен даже отдельный пост.
А иногда коровкам доводится слушать молитвы вживую. :)))
Вот об одном из таких эпизодов следующее видео – очень доброе, светлое и радостное.
Именно под такую музыку появляются на свет – воплощаются в холо-пространстве – души животных.
Дочка, с момента обретения ею нового дома, подарила уже двух замечательных телочек Афродиту и Афину.
Вот такая Афродита получилась – маленькое чудо в белых чулочках.
На следующем фото, сделанным год спустя, уже лежит Афинка в день своего рождения :)
В этом посте Алексей рассказал о том, как на свет появилась новая холистичная коровка Афродита, и как ей выбирали имя :)).
А вот и само видео о первом дне ее жизни.
А следующий пост уже о том, как состоялось знакомство новорожденной с миром людей в более расширенном формате. :))
А вот встреча с подросшей Афродитой в мае.
Кстати, на этом видео отчетливо слышатся Оптинские песнопения.
А вот уже радостный визит к коровкам в сентябре.
Я просто диву даюсь, как они, эти простые животные, выражают свою привязанность и любовь к хозяину, как они откликаются на ласку и душевную теплоту, как они иной раз понимают слова!
Разумеется, за коровками осуществляется и должный уход.
И периодически им даже пропитку экстрактом Виватон делаем.
Но, пожалуй, самое главное для коровок, это то, в какой атмосфере любви и заботы обитают эти прекрасные животные. Заботы, подлинной, очень теплой.
Завхоз Вова – это человек с необычайно добрым сердцем. Он искренне любит свое дело, любит животных и простую деревенскую жизнь. Он очень чуток и внимателен к своим подопечным, поэтому холо-коровки растут в поле любви и бережной заботы.
Вот так, на своем уровне, и в холо-хозяйстве можно проследить реализацию некоторых из описанных Д. Андреевым в книге «Роза Мира» принципов отношения к животным.
Очень здорово!
Спасибо за строки из “Розы Мира” и фото любимых коровок
Нас с ними и им с нами — очень повезло
Когда я читала приведенные выше строки из “Розы Мира” мне было трудно воспринять как это помогать животным в их развитии и совершенствовании, спасибо что наглядно, своим примером описали как это можно сделать уже сейчас в наше время.
Даже не думал о животных с такой стороны.
А ведь когда-то и мы всей семьей разводили шиншилл и это было весело!
Даже фото остались.
Так что я тоже тот еще животновод и “для друзей приятель я хороший, каждый вздох мой душу зверя лечит”. “
Какие очаровательные фотографии и питомцы, на них изображенные.
Паша, спасибо – очень порадовало.