Йога Айенгара. Новый опыт и завершение давнего гештальта.
В длинные июньские выходные я побывал на выездном семинаре по йоге Айенгара в Коломне, в уютном отеле с прекрасно оборудованным для йоги залом. Отель расположен в очень красивом месте, с видом на реку Оку.
И так получилось, что этот (довольно неожиданный для меня) семинар оказался в чем-то даже судьбоносным…
Он, кроме пользы для здоровья, еще и завершил какой-то очень важный гештальт в моей жизни, гештальт, о незавершенности которого я особо даже и не знал.
И только когда я вдруг увидел, что он завершен, я понял, какое же важное событие произошло в моей внутренней жизни!
А гештальт сей начался ни много, ни мало в далёком детстве, аж в 70-е годы прошлого века, когда мне было лет в 8-9…
Так сложилось, что мой отец, увлёкся йогой и увлёк ею меня.
Разумеется, это было больше похоже на игру, чем на какую-то серьезную практику, но игра была классная и года три мы с отцом в неё регулярно играли.
Природная гибкость у меня была хорошая, и потому я делал весь тот основной набор асан, что был в тетради отца (хорошо помню, что это была большая тетрадь формата А4, в которой были от руки нарисованы асаны и также от руки написан текст, описывающий асаны). Отец у меня человек зажигательный (Лев по Солнцу), так что игра мне очень нравилась. Помню, даже ногу за голову мог заводить (Эка Пада Ширшасана), ну или по крайней мере – почти мог. А уж всякие там Карнапидасаны, Пашчимоттанасаны – совсем легко…
Потом йога вернулась в мою жизнь в армии. Там ко мне случайно пришла распечатка по йоге, и я с азартом начал практиковать, ведь общая атмосфера в армии была для меня весьма тосклива, а от йоги веяло чем-то родным, чем-то из детства…
Вернувшись из армии, я продолжал практику по старой советской книге Верещагина “Физическая культура индийских йогов”, и нормально делал уже даже и Падмасану в Ширшасане и уже в начале 90-х, где-то так в году эдак 1992-м я уже начал преподавать йогу в одном оздоровительном центре.
Потом, там же, в 90-х мне попалась книга Айенгара “Йога Дипика” (“Прояснение йоги”), и прочитав её, я понял, что в асанах я толком не понимаю ничего:)
Глубина и детальность построения асан меня глубоко впечатлили, и практика вышла на совершенно новый уровень, который меня полностью удовлетворял.
Но сущим откровением стала для меня другая книга Айенгара (ведь я, разумеется, после “Йога Дипики”, начал читать и другие его труды) – книга “Пранаяма Дипика”.
Я её буквально всем телом проживал, как губка впитывал, и с тех пор практика Пранаямы была со мной даже в те периоды, когда я активно не практиковал асаны.
Потом, во второй половине 90-х, у меня начался период уже конкретно духовных исканий и решения фундаментальных вопросов жизни. Т.е. собственно, началась подлинная йога – поиск Пути и обретение Пути.
А вот физический аспект йоги, т.е. практика асан, отошел (благо разных других практик поддержания физического здоровья у меня имелось немало).
Одним из основополагающих, ключевых авторов этого периода для меня был Джидду Кришнамурти – величайший Светоч духовной культуры. Его труды и до сих пор занимают большое место в моей жизни. И вот, в какой-то момент, читая биографию Кришнамурти, я узнаю, что он брал уроки йоги у Айенгара!
Ничосе, отметил я тогда про себя! Если Кришнамурти, крайне скептически относящийся ко всяким “гуру”, имел дело с Айенгаром, значит Айенгар кроме своего мастерства в йоге, не страдал “комплексом гуру”, т.е. имел вполне реальный духовный потенциал.
К тому времени, мне уже было совершенно очевидно и на собственном опыте, и через наблюдение за реальными живыми людьми, что мастерство в йоге (или в цигун, тайчи и любой другой энергетической практике) совершенно не имеет “жесткой сцепки” с духовным уровнем человека.
Человек может хоть весь набор асан делать, пранаямой дышать как паровоз, месяцами торчать в Самадхи, одним мановением руки снимать любые боли у окружающих, одним взглядом отправлять их в глубокий транс, и даже чуть ли не левитировать, но при этом иметь огромное самомнение, огромное эго, и совершенно его не видеть и не осознавать!
Я насмотрелся немало людей со страшно раздутым, гипертрофированным “комплексом гуру” , порой совершенно гротескным и очевидным, а так же людей с изощренно-утонченным “комплексом гуру”, который с виду ну такой няшка…с блаженной улыбкой, чуть ли не светится, голос – как елей, говорит как соловей поёт, но поле эго такое, что и горизонта не видно…
Так что, мастерство в йоге, которым обладал Айенгар в 60-70-е, это еще совершенно не означало, что у него было проработанное эго.
И потому, если Кришнамурти, будучи высочайшим духовным Светочем (или, в индийской духовной традиции Бхагаваном), стал брать уроки у Айенгара, значит Айенгар имел достаточно проработанное эго.
Кроме того, я узнал, что Айенгар, познакомившись с Кришнамурти, начал читать его книги, проникся идеями Кришнамурти, и, соответственно эта энергетика Кришнамурти тоже вплетена в ткань системы Айенгара на каком-то более тонком уровне. А это – ОЧЕНЬ серьезный знак! Это знак глубинного созвучия системы Айенгара общепланетарной духовной эволюции человечества.
Тогда я это отметил, и снова забыл об Айенгаре, продолжив свои духовные поиски и странствия…
Прошли годы, жизнь привела меня в Москву, я начал тут работать, оброс клиентами, у меня вырос большой сайт, появились ученики, начала складываться дружная компания друзей-учеников, у нас сформировалась своя стройная концепция Холистического Оздоровления, появился сначала закрытый форум, а потом и вот этот, открытый. И когда в какой-то момент встал вопрос о том, что нам в нашу Холистическую систему здоровья, нужна йога, то я однозначно сориентировал ребят именно на йогу Айенгара.
Сразу несколько ребят из нашей компании стали регулярно посещать классы йоги Айенгара, а Лена и Маша начали сначала регулярно посещать занятия “Первого шага”, и потом пошли уже на учительский курс.
И были очень довольны и очень впечатлены этой йогой, а так же были впечатлены преподавателем, который вел их самый первый, начальный курс. Этого преподавателя звали Виталий Литвинов.
И вот уже второй год ребята из нашей компании ездят на выездные семинары к разным преподавателям школы Айенгара, в частности, вот как раз в этот самый Отель “40-й Меридиан” в Коломне.
Разумеется, каждый раз они меня всячески с собой зазывали, но у меня всегда такое громадьё интереснейших творческих планов, которые меня ждут, зовут и манят, что оторвать от них ТРИ ДНЯ – ну это ваще анрил!:)
Плюс, честно говоря, я чувствовал, что уже настолько задубел, что одна мысль о какой-нибудь там Пашчимотанасане или даже Упавиштха Конасане заставляла меня морщиться:)
И я уже даже не вспомню, как же им удалось меня таки уломать на этот семинар:)
И вот мы там.
“Задубение” моего тела действительно оказалось приличным, хотя в некоторых аспектах, не столь глубоким, как мне казалось.
Некоторые асаны вызывали скрежет зубовный, а некоторые вызывали даже давно забытое чувство тонкого наслаждения, когда тело вырабатывает эндорфины и простое пребывание в асане реально доставляет удовольствие…
Но более всего на этом семинаре меня поразила та глубина понимания тела, которая присутствует у преподавателей ТОП-уровня школы йоги Айенгара!
Здесь произошло ровно то же самое, что я испытал, прочитав “Йога Дипику” Айенгара (когда у меня возникло ощущение, что, несмотря на давнее знакомство с асанами, и даже их преподавание, об асанах я не знаю ровным счетом ничего).
И вот на этом семинаре произошло примерно то же самое, только намного круче. После тех инструкций по построению асан, что давал Виталий, я понял, что даже после “Йога Дипики” я не знаю об асанах НИЧЕГО:)))
С точки зрения ПОНИМАНИЯ асан, их внутренней структуры, динамики, кинетики, взаимосвязей разных частей тела – я, пожалуй, полный ноль:)))
Слава Богу, подумал я, что никогда я не практиковал асаны фанатично, всегда стремясь к той радости, что они мне дарили в детстве. И ровно в таком же ключе я всегда и преподавал.
Это меня и спасало, как я понял на этом семинаре, познакомившись с тем, как простраивает асаны преподаватель топ-уровня..
И конечно, неизгладимое впечатление произвел на меня лично Виталий Литвинов.
Поскольку я по роду своей деятельности немало имел дело с медиками разного уровня, вплоть до ДМН, то я могу совершенно однозначно сказать, что уровень знания анатомии по части опорно-двигательного аппарата у Литвинова как минимум на уровне кандидата медицинских наук!
Но это еще не всё!
Любой кандидат, и даже любой доктор медицинских наук, имея знания такого уровня и будучи способным лечить людей на таком высоком уровне, САМ-то своим телом при этом абсолютно не владеет!!! Здоровых людей среди КМН вообще очень мало…уж не говоря о ДМН…
А Литвинов, в подробностях рассказывая о строении суставов, связок, мышц, об особенностях их движения, при этом всё это еще и вживую показывает на себе.
Прямо тут, онлайн!
Говорит, и тут же этими суставами двигает, показывая как всё то, о чем он говорит, выглядит снаружи.
Т.е. это ОГРОМНАЯ РАЗНИЦА!!!!!!! Хороший доктор может человека вылечить, а йоготерапевт уровня Литвинова, может человека, вылечивая, еще и НАУЧИТЬ тому, как потом всю жизнь поддерживать своё здоровье.
Собственно, йоготерапия одновременно и лечит и учит – в этом её выдающееся отличие от медицины (а с другой стороны, в этом её полное созвучие с нашей Холистической системой оздоровления, которую мы с друзьями потихоньку разрабатываем)
Стиль ведения семинара у Литвинова просто блестящий.
Живой ум, быстрая, чёткая речь, высокий уровень конкретизации, детализации выполняемых упражнений, постоянно юмор. Моментальный и обстоятельный ответ на любой вопрос. Причем отвечает с таким объемом, что становится ясно, что он может по этому поводу продолжать говорить еще часов 20:)))
Виталий глубоко включен в процесс, очень хорошо видит зал, подмечает все нюансы выполнения асан у всех присутствующих.
Умеет сразу определить и сказать чтО надо сделать для поправления асаны или какой взять вспомогательный предмет.
Порой когда возникал какой-то затык и Лена начинала мне что-то объяснять, Виталий подходил, быстро пояснял что и как сделать, и затык благополучно уходил. Например, именно так я вспомнил Ширшасану (так вот сразу, в первый день семинара, хоть не стоял на голове лет 16:)
А когда у меня, к моей грусти, не получилось встать в Урдхва Дханурасану, Виталий сказал, мол, иди сюды:) Встань вот так…
И поставил меня в Урдхва Дханурасану собственноручно:)
И таки ж йа встал!:)))
Когда шли какие-то серии асан, то в процессе чередования асан Виталий всё подробно пояснял, т.е. ты, переходя от одной асаны к другой постоянно в курсе логики того, чтО мы сейчас делаем, зачем та или иная последовательность асан, чтО мы сейчас конкретно прорабатываем, какой отдел позвоночника, какую группу мышц, какие органы.
И это очень вдохновляет, когда знаешь, сколько пользы и каким частям своей дорогой тушки ты приносишь, кряхтя в этой трёхэтажной позе:)))
Зато Лена отжигала по полной:)
И совершенно не кряхтела:)))
И Маша отжигала, и тоже совершенно не кряхтела;)))
Понравилось то, что при всей интенсивности занятия, тело не особо болело и никаких перегрузок в нем не ощущалось.
Я бы даже сказал, что тело буквально пело:)
Вообще, надо сказать, что по своей терапевтичности йоге Айенгара нет равных.
Ведь, как известно, изначально асаны в йоге – это часть духовной практики, духовного пути.
Йогины в Индии во все былые времена были ровно как монахи у нас в христианском ареале.
Т.е. если ты йогин – значит ты уже ушел от мира, отрёкся от всех мирских удовольствий, сменил имя, отдал себя учителю (или Ашраму учителя) и в смирении и терпении работаешь над стяжанием Духа.
А духовный путь он всегда был суров. И всегда он предназначался только сильным людям, готовым и способным терпеть крайние лишения, нагрузки, аскезу…
Поэтому изначально йога совершенно не предназначалась для обычных людей, для какого-то там оздоровления.
Это всегда была суровая аскетичная практика, которая имела целью подготовить тело йогина к колоссальным психоэнергетическим перегрузкам высших ступеней йоги.
Скажем, состояние Нирвикальпа Самадхи для обычного человека выглядело бы как если к прибору, работающему от напряжения 20 вольт (скажем, ноутбук), подключить даже не бытовые 220, а промышленное напряжение 380 вольт.
Ноутбук тут же сгорит – причем не в переносном, а в самом прямо смысле. Дымок пойдёт.
Вот также и Нирвикальпа Самадхи подействует на обычного, нетренированного человека.
Савикальпа Самадхи – это вроде как помягче, чем Нирвикальпа Самадхи, это не 380, но это вот как раз 220 вольт.
Так бедному ноутбуку, хоть 380 вольт, хоть 220 – всё равно кирдык…
Поэтому там, в изначальной, аутентичной йоге, асаны практиковались не для какого-то там улучшения здоровья, а для серьезной подготовки тела к фактически смертельным для обычного человека уровням нагрузки на нервную систему.
Можно сказать совершенно однозначно, что практика йоги в её изначальном виде, по своей совокупной нагрузке, превышает ту нагрузку, что имеет современный спортсмен-профессионал.
А если еще учесть то, что спортсмен-профессионал кушает много, да еще и мясо, а йогин кушает горстку риса в день, то можно себе представить НАСКОЛЬКО изначальная практика йоги серьёзнее нынешних спортивных нагрузок!
И вот в такую йогу попал в начале 20-го века мальчик Айенгар.
Попал, внимание, СЛУЧАЙНО!!!
Да-да! Вот этот всемирно известный йогин, гений йоги, в детстве был слабым, хилым, дохлым, и когда его впервые показали его потенциальному наставнику, тот признал Айенгара абсолютно непригодным к йоге и отправил прислуживать по дому.
Но таки судьба распорядилась так, что этот дохляк всё же стал заниматься йогой и стал тем, кем стал – Б.К.С. Айенгаром.
Т.е. он своё здоровье именно йогой вывел на высочайший уровень.
Но это еще не самое важное в плане высокого уровня терапевтичности!
Еще более важным моментом является то, что Айенгар за свою долгую жизнь два раза попадал в очень серьезные автокатастрофы.
И по всем медицинским выкладкам, он должен был остаться инвалидом и провести остаток жизни в инвалидном кресле.
И вот он себя именно йогой и поднял на ноги.
А в процессе этого “возрождения из пепла” наработал огромный инструментарий самых разных вспомогательных приспособлений для практики йоги, который теперь используется во-первых, для помощи начинающим, не обладающих необходимой природной гибкостью, а во-вторых, для той самой йоготерапии.
Могу сказать с полной ответственностью и определенностью – только школа йоги Айенгара имеет реальный терапевтический пласт, заложенный самим основателем школы.
Остальные виды йоги, говоря о йоготерапии, просто следуют моде, просто стремятся “быть в трэнде”, ибо йоготерапия сейчас популярна и востребована.
Да, несомненно, когда дело касается каких-то поверхностных проблемок со здоровьем, то любая йога при грамотном преподавателе поможет, но когда дело касается серьезных проблем со здоровьем, то лучше не рисковать и идти в йогу Айенгара.
Всё это я знал уже давно, но на этом семинаре убедился в этом уже полностью и окончательно.
Скажем, когда я входил в какую-то позу и находился в ней, напрягаясь и кряхтя (при этом думая, что так оно и должно быть), Виталий говорил, мол, возьми деревянный кирпич, или подложи болстер, я это делал, и обнаруживал, что асана начинала реально “эндорфинить”, хотя только что “адреналинила”:)))
Далее, возвращаясь к вопросу эзотерики.
Мне очень понравилось то, что у Виталия совершенно нет “комплекса гуру”.
Как я уже писал выше, жизнь так меня вела, что я много насмотрелся в плане путей человеческого эго именно в духовной среде, в среде современной эзотерики.
В этом плане я типа как профессиональный музыкант в музыке. Профессиональный музыкант может стразу определить настроен инструмент или расстроен, просто один раз проведя пальцем по клавишам или струнам. Один раз провел, и может рассказать какая струна настроена, какая расстроена, на сколько какую струну надо подтянуть вверх, на сколько какую вниз…
Так и у меня в плане эзотерики: мне достаточно услышать пару-тройку фраз, сказанных человеком о духовности, об эзотерике, и я могу определить степень его понимания предмета, степень того, насколько велико у него эго, насколько велика “духовная гордыня”…
Так вот тут, на этом семинаре, этого “смога важности” не было вообще!
При таких-то знаниях!!!
А ведь люди в йоге, в эзотерике, имея реальных знаний в тысячу раз меньше Литвинова, ну тааакое эго отращивают, тааакой отборный бред несут о духовном росте, о чакрах, о тонких планах, о тонких телах и т.д.
Причем, надо отметить, что этот вирус “гурствования” в систему йоги Айенгара тоже проникает…он, увы, очень такой шустрый вирусняк…и Лена мне рассказывала, что как-то попала на выездной семинар к одному из московских преподавателей школы йоги Айенгара. Этот преподаватель в московских центрах вел себя более-менее прилично, лишнего не болтал, мозги не пудрил. Но там, на выезде (а выезд позиционировался тоже как выездной семинар по йоге Айенгара) выдал весь стандартный набор духовно-эзотерического бреда, причем не только сам пургу нёс, но и какого-то левого перца пригласил, никакого отношения к йоге не имеющего, с рыхлым телом, не способного даже простейшую асану выполнить, но при этом в открытую заявляющего что он де “духовный учитель”. И этот левый перец тоже всей компании мозги полоскал. Понятное дело, и компания у этого препода соответствующая собирается: люди, кто не только заниматься ездят, а также и потусить, уши погреть в разговорах о “высокой духовности”…
Лена у меня в этом плане человек уже вполне видящий, и конечно она была просто в шоке от той профанации школы Айенгара, какую осуществляет этот преподаватель (сертифицированный, тудыть его) .
Духом школы Айенгара – конструктивным, трезвым, где-то даже строгим – тут уже точно не пахло. Тут уже пахло какой-то другой йогой, коих сейчас есть немало (особенно “американского разлива”), где духовно-эзотерический бред положен просто как основа всего этого “його-бизнеса”.
Разумеется, Лена к этому преподавателю больше ни ногой – ни в Москве, ни тем более на выезде.
Так вот, у Литвинова качество пространства было превосходное.
Если и заходил разговор о каких-то тонких материях, Виталий очень корректно его переводил в практическое русло, в русло реальности, в русло конкретики работы с телом.
Но и это еще не всё…
Временами я ловил поле настоящей живой радости – ровно такой, какая была у меня в детстве в моих первых занятиях йогой с отцом.
И когда я с удивлением всматривался в это светящееся, искристое поле, я понимал, что Литвинов как основной “камертон” данного пространства, имеет к этому полю определенное отношение. И когда я всмотрелся сюда, то увидел, что это вообще-то Любовь…
Я могу однозначно сказать, что этот человек реально Любит то, что делает…
Но и это еще не всё:)
В какой то момент, я понял, что то, что он делает, взаимно любит его…
Потому-то в пространстве семинара и звучат такие высокие ноты, такие благодатные вибрации…
Думаю, что Гуруджи Айенгар сейчас в Дэвакане очень радуется за то, что есть люди, кто его йогу не только хорошо знает, но и глубоко любит…
В результате таких вот наблюдений я даже решил записаться к Виталию на терапевтический класс – особое занятие, когда он конкретно будет разбираться с индивидуальными запросами людей, консультируя по решению конкретных задач. Человеку, которого ведёт Любовь, своё здоровье доверять можно – в этом я уже давно уверился…
Апофеозом же всего семинара стала для меня самая последняя асана, которая у нас была на семинаре.
Это была очень масштабно выстроенная с помощью кирпичей, болстеров, планки, одеяла и двух ремней асана с головоломным названием Баддха Конасана в Сету Бандха Сарвангасане.
Это расслабляющая асана в положении лёжа, когда голова и плечи находятся ниже всего остального тела, вот примерно как здесь:
Только тут женщина стоит сама, и потому тут поза никак не расслабляющая, а мы лежали на всей этой сложной конструкции примерно в таком же положении, только ноги были еще и в Баддха Конасане, вот как тут:
Благодаря всем этим вспомогательным предметам, тело постепенно расслабляется, и в какой-то момент я почувствовал, что моё тело само начало дышать Уджайя Пранаямой.
Прям реально само пошло.
Пранаямой лёжа я занимаюсь уже давно, со времен “влюбления” в “Пранаяма Дипику”, но я-то обычно лежу ровно на полу, и подкладываю под голову какие-то валики, что бы прижать подбородок к груди для выполнения Джаландхара Бандхи (“горлового замка”).
А тут, в этой позе, в какой-то момент я почувствовал, что подбородок тоже вполне прижимается к груди, образуя таким образом Джаландхара Бандху. Видимо, поэтому-то моё тело, узнав знакомый паттерн, и включило Пранаяму.
И я на всякий случай таки уточнил у Виталия, мол, можно ли считать что в этой позе я имею полноценную Джаландхара Бандху?
Мастер ответил, мол, да, всё окей:)
И я отдался на волю любимой Уджайе…
Оооо…Уджайя Пранаяма – это песня…это поэзия…
Это восхитительный шум прибоя, который ты слышишь и внешними ушами, и каким-то внутренним слухом…это величаво-спокойное течение огромной реки, когда ты ощущаешь словно она течет сквозь тебя…это поток ветра когда ты стоишь на горной вершине, и этот ветер тоже проходит сквозь тебя…это…ооо…несть числа образам, которые приходят на ум, когда вспоминаешь об Уджайя Пранаяме…
Я давно не дышал ТАК широко, так раскрыто…
Я уже и не помнил, когда у меня было ТАКОЕ наполнение лёгких, как сейчас…
Постепенно звуки окружающего мира исчезли…был только многомерный шум прибоя…дыхание океана…
Глаза мои были закрыты, но я видел приятный молочно-белый свет (видимо, солнце из окна светило сквозь веки;))
Тело словно бы колыхалось на волнах…
Поначалу я даже забеспокоился, что свалюсь с этой сложной конструкции, но потом, приглядевшись, понял, что физическое моё лежит абсолютно устойчиво и никуда не падает:)
И я позволил этому колыханию быть…
Постепенно в теле появилась тонкая, словно электрическая вибрация, а свечение сменилось с молочно-белого на искристое (видимо, солнце вышло из дымки и начало светить сквозь веки ярче;))
Я уже даже не дышал в смысле не делал дыхание, а скорее наблюдал как тело дышит с этим невероятным расширением грудной клетки.
В какой-то момент за грудиной немножко защемило…словно какая-то глубокая грустинка поднялась, а потом там же, за грудиной, резко потеплело и оттуда густым тёплым (даже тёпло-горячим) молоком разлилась бесконечно безмятежная Радость…
И в этот момент я собственно и осознал, что мой “йога-гештальт” завершен.
Я пришел к ИСТОЧНИКУ в плане йоги.
Настоящему. Подлинному. Реальному.
И теперь я могу не спеша, спокойно и обстоятельно погружаться в йогу Айенгара сам, и радоваться тому, что и мои друзья, и мои ученики, и мои клиенты тоже будут погружаться в неё – тоже не спеша, каждый в своём ритме, решая каждый свои, такие разные, задачи по здоровью, ведь теперь йога Айенгара несомненно будет еще более значимой, чем я полагал ранее, частью нашей Холистической системы оздоровления.
Я очень-очень рад, что Маша, и Лена изучают именно эту йогу, и со временем станут полноценными йоготерапевтами – с такими-то прекрасными наставниками, как Виталий, и другие топ-преподаватели школы Айенгара.
Ну а мастер йоги Литвинов теперь для меня действительно Мастер, которого можно без внутренней осторожности и опаски любить, уважать и радоваться, что такие люди есть в йоге Айенгара и вообще в йоге…
Спасибо, дорогой Мастер, и за качественную проработку моего задубевшего тела, и за создание такого качественного внутреннего пространства семинара, которое явилось для меня подлинно Целительным.
Честно говоря, я весьма и весьма скептически относился к “выёгиванию” (как говаривал нам незабвенный Лев Израилевич Мастеровой на кафедре спортивной медицины). Однако, через много лет произошло событие, которое развернуло мне мозги в другую сторону. Случай привел меня на занятия по йоге к некому (ныне уже покойному) энтузиасту. На одном из занятий инструктор попросил нас подогнуть под себя ного и сесть на пятки. Затем из этого положения лечь на спину и попробовать подняться в положение сидя без помощи рук. Не смог ни один. Тогда инструктор попросил все повторить, но не поднимаясь в положении лежа закрыть глаза и следовать его словесным указаниям. Уже не помню в точности что он говорил, но там были задания представить себе мысленно разные цвета в разных сочетаниях и последовательности, что то расслабить, что то напрячь, еще что то… При этом инструктор каждый раз спрашивал “Представили себе, да?”, и только услышав “ДА” переходил к следующему заданию…. А потом он попросил открыть глаза и подняться без помощи рук. Поднялись почти все. А я вообще легко. Это было что то вроде шока. Вернувшись домой, я попробовал повторить этот трюк, но не получилось, как ни пытался.
Читая, наполнялась радостью и светом.
Живая, завершенная (это я про гештальт:), и в то же время продолжающаяся история, точнее даже перешедшая на новый более высокий уровень история:)
Читая пост, снова прожила семинар:)
Виталий Литвинов, да, Мастер. Под каждым твоим словом подписываюсь.
Знающий, чуткий и с отличным чувством юмора:)
Я очень рада, что жизнь нас с Леной привела именно к нему на семинар “Первый Шаг”.
И спасибо тебе, что несколько лет назад направил меня, и я пошла на учительский курс по йоге Айенгара.
По меркам йоги я совсем новичок в практике, но уже почувствовала, как эта практика влияет на мое тело и энергию.
Йога Айенгара влилась в холистическую систему, а сейчас уже совсем прочно влилась:) И это очень радует!
Да и вообще, чувствую, что моя практика и обучения пойдет на новой мощно заряженной волне!
Я прямо погрузился в пространство, о котором ты пишешь.
Я помню, как ты много лет назад показывал мне основы йоги и разминку перед ней – суставную гимнастику. И сейчас этим пользуюсь в качестве разминки перед силовыми упражнениями.
И потом, занимаясь в Йога-практике с разными преподавателями, я всегда отмечала эту Радость, которая от них исходит. И внимание к занимающимся в группе. Мне кажется, это связано во многом с тем, что подготовка предодавателей в йоге Айенгара настолько серьёзная и тщательная, что пройти через это могут только те, кто реально ЛЮБИТ йогу и внутренне горит ею.
Спасибо тебе за рассказ. И спасибо Лене с Машей за то, что однажды познакомили меня с Виталием и вообще с йогой Айенгара!
Я внимательно прочитал базовую книгу Айенгара “Йога Дипика” (“Прояснение йоги”) и моя практика была оч крута по сравнению с теми, кто практиковал по каким-то русским перепечаткам.
Но попав к Литвинову, понял, что ТАКОЙ мега-объем информации о теле и асанах ни в какую книгу не вместишь!
Так что, лучше организуйте выезды на семинары в Москву.
Там же обучение вполне комфортное: приезжаете на три дня, проходите семинар, и потом несколько месяцев практикуете дома. Потом снова на три дня. И так далее…
Сейчас Йога Айенгара является составной частью нашей Холо-йоги.
Система Айенгара – это своего рода скелет Холо-йоги.
Кстати, у нас и онлайн занятия по Холо-йоге сейчас есть:)
Имейте в виду:)
Вот расписание: https://holo-system.ru/yoga