Фильм “Гранит”. Впечатления и осмысление

19 Янв, 2022   в 22:29
ALG
Посмотрели фильм “Гранит”, о котором мы заранее знали, что он создан той же командой, что и фильмы “Солнцепёк”, “Турист” и серия “Шугалей”. И, соответственно, фильм “Гранит” мы ждали.

Поначалу мы надеялись получить от “Гранита” такое же удовольствие, какое получили от его непосредственного предшественника — фильма “Турист”.

“Турист” оставил самые хорошие впечатления, о чем мы достаточно подробно говорили в соответствующем подкасте.
Судя по анонсу и трейлеру, “Гранит” обещал быть таким же вдохновляющим.



Фабула обоих фильмов одинаковая: в “Туристе” показана работа российских военных-​контрактников в Африке, и в “Граните” показана работа российских воинов в Африке.
Разница только в том, что фильм “Турист” основан на реальных событиях, которые происходили в ЦАР, а фильм “Гранит” основан на реальных событиях, которые происходили практически в это же время (район 2019 года) в Мозамбике.

Это — ключевой момент обоих фильмов: они оба основаны на реальных событиях. Т.е. они отражают реальные события.
И в этом — главный ключ к обоим фильмам (равно как и к фильмам серии “Шугалей”).
Это фильмы, которые отражают события в данном регионе — регионе, в котором у России есть свои интересы, регионе, за который сейчас идёт немалая конкуренция различных центров силы.
 

Как я рассказывал в большом материале, посвящённом трансформации глобального мироуклада (и о чём прекрасно известно читателям Афтершока), нынешний однополярный мироуклад меняется на многополярный, когда на планете будет несколько центров силы.
Каждый из этих центров силы будет иметь страну-​центр (в другой терминологии — страна “первого мира”), вокруг которой будут тесно интегрированные с ней страны-​союзники (страны “второго мира”), и третий круг будет кругом стран, являющихся для этих “центровых” стран ресурсной базой (страны “третьего мира”).

И вот за эти страны “третьего мира” будет идти постоянная борьба стран “первого мира” (ибо ресурсы нужны всем, без ресурсов никуда).
Африка — это континент, где имеется больше всего стран “третьего мира”, и за них в настоящее время идёт конкурентная борьба “центров силы”, которые на самом деле вполне уже оформились, хоть это не всем ещё видно.
Россия является одним из этих мировых центров силы, как бы не пытались это скрыть наши либералы, работающие на либералов Запада.

Соответственно, Россия реально и прямо сейчас находится в этом конкурентном противостоянии со странами Запада.
И эта борьба за страны Африки идет не только в экономическом, политическом и военном аспектах, но и в идеологическом аспекте.
А одной из важнейших составляющих этого идеологического аспекта является формирование привлекательного образа России как страны-​патрона, страны-​покровительницы, страны-​защитницы.

Всем известно, НАСКОЛЬКО этот идеологический аспект важен.
Можно смело, со стопроцентной уверенностью сказать, что идеологический аспект и военный аспект находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше и эффективнее идеологическая работа, тем меньше приходится применять силу.
Ведь при эффективной идеологической работе, правящие элиты сразу определяются в своём выборе, без метаний и шатаний.
А значит — меньше погибнет наших ребят, кто сражается за интересы России, за благосостояние всего нашего народа.

И вот мы подошли к ключевому тезису: фильмы серии “Турист” и “Шугалей” — это прежде всего именно ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ.

Все эти фильмы снимались, как сейчас уже хорошо известно, прежде всего именно для Африки, для африканских народов и их правящих элит.
Это фильмы — ВЕСТЬ африканским народам и их элитам.
Весть от России, мол, смотрите, ребят, как Россия действует, какие у неё принципы работы с теми народами и элитами, кто обращается к ней за помощью, какие у неё специалисты, на каких ценностях основаны действия этих специалистов и т.д.

Следующий важный момент: создатели этого фильма точно знали, что этот фильм в Африке смотреть будут.
Успех у него будет. Аудитория будет.
Почему?
Да потому, что и “Турист” и фильмы серии “Шугалей” прошли по Африке очень хорошо.
Они стали популярны там, соответственно, аудитория, которая гарантированно ждала фильм “Гранит”, уже имелась, и создатели фильма об этом знали.

И теперь снова, уже чётко уяснив, что все эти фильмы, включая “Гранит” — это прежде всего идеологические продукты, скажем о художественной (кинематографической) их стороне.
Эта сторона в данных фильмах — вторична.
Т.е. в первую очередь — это идеологические работы, снятые с определённой целью, а уже во вторую очередь — это художественные фильмы, в которых ценится и глубина, и логика, и масштаб, и отражение каких-​то архетипов и т.д.
 
В случае фильма “Турист” эти две составляющие — идеологическая и художественная — совпали очень удачно.
В случае серии “Шугалей” — совпали более-​менее, хотя уже в гораздо меньшей степени, чем в “Туристе”.
Ну а в фильме “Гранит” они совпали ещё меньше.
Хотя и не вот уж совсем критично…никакого “полного провала” тут нет (хотя либеральная аппчественность, несомненно будет трещать именно о “полном провале”,  “полном отстое”, “идеологической поделке” и т.п.)

А посему имеет смысл прежде всего сказать о той стороне фильма, которая является в нём основной — об идеологической.
Так вот, с этой стороны фильм “Гранит” — отличный!

Чтó конкретно говорит этот фильм африканцам — народам и элитам?
Какой посыл он им несёт?
Какую картину рисует?
 
Прежде всего этот фильм ярко и образно напоминает африканцам о характере действования, о “модусе операнди” российских военных. 
Честность, смелость, готовность реально решать сложные задачи, а не отсиживаться внутри каких-​то официальных рамок и схем.
 
Фильм ярко показывает, что русские работают самоотверженно и честно, что русские готовы жертвовать собой ради сохранения жизней вверенного им народа.
 
Центральный момент фильма: отряд наших военных вычисляет базу боевиков, разведывает её точные координаты и подгоняет мощные миномёты для того, чтобы накрыть этот лагерь плотным миномётным огнём (и чтоб там всё в труху).

И вдруг наш мужественный командир (с тем самым позывным Гранит) в бинокль видит, что в этом лагере в плену находится мальчик, который им встретился ещё раньше в одной из деревень, и которого наши спасли.



Причём, их первая встреча произошла очень интересно…прямо сказать  — архетипично.
Мальчик в пустой деревенской церкви, среди погибших родственников и односельчан (которые ранее были расстреляны здесь боевиками) молился Богу о том, чтобы Бог послал хоть какую-​то помощь, и именно в этот момент в церковь вошли наши.

Увидев их, мальчик сразу пошёл им навстречу (хотя вообще-​то неясно было, кто это такие).
Но дело в том, что в начале фильма показано, как мальчик слышал рассказ о русских от своего деда, который говорил внуку прямо: мы воспринимали русских как богов.
И вот мальчик сразу их узнал, этих богов.
Сразу пошел к ним навстречу улыбаясь и сказал “вы — советские” (именно так называл русских дед).

И этот момент — то, что русские воины названы “советскими” — это мощнейший идеологический посыл!
Это — связь времён, ведь тогда наши советские воины-​интернационалисты действовали так же самоотверженно и честно, как и сейчас.
А элитам и народам Африки это чёткое напоминание о том ,что Россия тут — была, традиции сотрудничества — есть, и память о том сотрудничестве в народе осталась именно такая, какую выразил старый дед: “они были для нас как боги”.

И вот эти боги — грозные, мощные, но милосердные и спасающие от смерти — возникли перед юным африканцем в церкви после его горячей молитвы
И он, осенённый крестом Господним, идёт к этим богам с открытой улыбкой (хотя, повторюсь, с точки зрения логики, никаких оснований для такого доверия у мальчика не было, он видел перед собой просто вооружённых людей, которые по идее так же могли его убить)
Гляньте, как грамотно выстроен кадр!

Мощнейший архетип! Мощнейший посыл!
Дитя Африки идёт в полном доверии к спасающей мощи России…

Ну, а в лагерь боевиков этот мальчик потом попал, пытаясь вызволить своего брата.
Не смог, и сам попал в плен.

И вот, увидев этого мальчика в бинокль, русский воин принимает решение не задействовать миномёты, а идти на штурм — хотя боевиков там под сотню, а наших пара десятков человек (да и то, если считать с местными африканскими военными).

И тут происходит показательный диалог, когда один из русских инструкторов (наиболее “приземлённый” по своему характеру) возражает командиру: мол, Гранит, ты хочешь ради одного пацана поставить в опасность всех нас?



И командир (который показан прям вот высоким идеалистом-​романтиком, Дон-​Кихотом современности) говорит очень правильные, человечные слова, воодушевляя всех бойцов на этот подвиг.

При этом видно, что русских парней особо-​то и вдохновлять не надо — они вполне согласны идти и штурмовать базу. Десятком человек.  

А потом Гранит говорит тоже очень правильные, пламенные (но при этом достаточно простые, брутальные, мужские) слова местным военным, которые поначалу отказываются лезть в это пекло и рисковать ни за что, ни про что…ради какого-​то пацана безродного, деревенского мальчишки.

Но слова русского воина их настолько воодушевляют, что даже самые сомневающиеся наполняются этой героикой и все идут в бой.
И, конечно, побеждают! 
База боевиков разгромлена, пацан спасён вместе с братом, потерь среди наших — нет.
 
Но боевики разгромлены ещё не до конца.
К тому же, к ним подключаются американцы, которые вводят в дело уже своих боевиков.

Снова бой, снова наши героически сражаются, снова всех побеждают, но, увы, командир Гранит — погибает. 
Погибает в бою за мозамбикских пацанов и девчонок, за мозамбикский народ, за тех, кто помнит о советских, как о богах.

Т.е. тут звучит тема Жертвы.
И это тоже мощнейший идеологический посыл африканцам: Россия готова к Жертве — сынами своими, за вас, африканцы, за ваших детей.
Русские воины готовы быть этими спасающими богами, если вы (в данном случае уже элиты африканских стран) выберете довериться России и пойти с Россией.

Тема Жертвы для африканских элит, имеющих европейское образование, вполне понятна, поскольку они все христиане, в основном протестанты — как и показано в фильме.

Главным же итогом работы наших военных в этой командировке явилось то, что они вселили мощный боевой дух в местных военных (которые поначалу были сущими шлангами, начиная с их командира).
В результате взаимодействия с нашими воинами, увидев их самоотверженность, увидев героическую гибель русского командира на их земле, за их народ, эти солдаты буквально переродились и стали настоящими воинами.



Но самое-​то главное послание этого фильма прозвучало в заключительном тексте, который появился на экране в конце.

Из текста следовало, что власти Мозамбика не стали продлять контракт с русскими военными, в результате чего боевики снова активизировались и напали на Мозамбик с новой силой, а все те местные военные, которые были так вдохновлены русскими — погибли в тех боях при новом нашествии боевиков.
 
Вот он ключевой посыл: если вы, уважаемые африканские элиты, не желаете заключать договор на постоянное пребывание русских военных в вашей стране, то после их ухода, все эти кровожадные дикари, терзающие ваш народ — вернутся.

Вернутся, поскольку ими рулят американцы, а американцам выгоден хаос, выгоден страх. 

Американцы именно на этом и зарабатывают: они запугивают правителей страны боевиками, которые бесчинствуют в тех районах, где имеются полезные ископаемые, и пока правители не заключат договора, выгодные американцам (и крайне невыгодные самой этой стране), боевики вообще не дадут добывать эти полезные ископаемые.

Т.е. боевики — это инструмент американцев по принуждению африканских элит к фактическому рабству.
 
Русские же действуют совершенно иначе: они реально бьются с боевиками, уничтожают их, и заключают с местными элитами взаимовыгодные контракты (а кроме того, насаждают культуру, щедро делятся схемами государственного строительства, схемами социального обустройства и т.д.)
Результаты такого подхода хорошо видны по ЦАР и ярко отражены в фильме “Турист”.
 
Соответственно, если кто не хочет, как в ЦАР, то будет иметь то, что произошло в Мозамбике и отражено в фильме “Гранит”.
 
Вот главный смысл фильма “Гранит”.
И в сочетании с фильмом “Турист” он на африканскую аудиторию работает ПРОСТО ВЕЛИКОЛЕПНО.

Теперь о художественной (кинематографической) стороне.
Могу сказать совершенно однозначно, что для африканской аудитории — отлично всё снято. Зайдёт на ура.
 
Ну, а для нас тут в России, для весьма разборчивых киноманов, ещё недавно впечатлённых “Солнцепёком” и “Туристом”, увы, не заходит.
Слабоват. 
Но об этих слабых сторонах фильма “Гранит”, честно признаться, говорить в лом:)
Не вижу в этом особого смысла.
Напомню о том, о чём сказал выше: наши киношники точно знали, что аудитория для этого фильма гарантированно есть, что в Африке он отлично прозвучит, что для африканского среднестатистического большинства фильм вполне зайдёт, ну и явно не стали особо напрягаться.
Явно они мальца…как бы это помягше сказать…не то, что схалтурили, но чутка меньше вложились, чем могли бы.
А то, что могут снимать, так фильм “Турист” тому вполне явное подтверждение.

Надеюсь, что Д.Нейманду — режиссёру фильма — более не будут доверять такую работу (хоть он тоже питерский, и явно тоже из пригожинской команды…но вот нишмагла она, нишмагла…)

Итак, сообщаю уважаемым подписчикам, что фильм “Гранит” если смотреть, то надо смотреть не с позиции получения удовольствия от классного фильма, а с позиции интереса к тому, как работает наша российская информационная поддержка на африканском театре геополитического противостояния мировых держав.
 
Слово “пропаганда” — грубоватое для данного случая. Это примерно как называть наших разведчиков “шпионами”. 
Мы ж все прекрасно знаем, что шпионы — это у них, у врагов. А у нас — разведчики;)
Так же и с пропагандой: она у них, у врагов. А у нас — информационное сопровождение.
В данном случае — информационное сопровождение работы России в Африке.
 
И если смотреть фильм “Гранит” с такой позиции, то удовлетворение от его просмотра — будет.
Будет, даже несмотря на то, что из данного поста вы уже знаете практически весь сюжет.

Тем, же, кто хотел бы получить такие же эмоции и такое же удовольствие, как от фильма “Турист”, увы, я вынужден сообщить, что здесь этого не будет.
Лично я, как только встал на вышеописанную позицию, сразу поймал то удовлетворение от фильма, о каком и написал тут.
Чего и вам, друзья, желаю, коли решите посмотреть данный фильм.

Раздел:

Метки:

Комментарии

( 3 комментария — )

Evgen
21 Янв, 2022 13:33
Отличный разбор сутевой составляющей фильма, спасибо! 

Могу сказать, что спустя пару недель после просмотра этой киноленты — все недополучившие «киноманского удовлетворения» персональности благополучно остыли и послевкусие от фильма в общем и целом осталось положительное. Продемонстрированные образы воинов-идеалистов, служащих интересам нашей Родины — радуют и вдохновляют даже несмотря на слабоватую режиссуру 😉👍
ALG
21 Янв, 2022 14:02
Всецело соглашусь.
А уж если “настроить прицел” и увидеть влияние картины на детско-юношескую аудиторию плюс широкую африканскую аудиторию — так ваще сердце радуется за фильм:)
Karina_Galkina
24 Янв, 2022 19:41

Лёша, спасибо большое за подробный разбор сутевой части фильма “Гранит”. Многое для себя прояснила.

Во время и после просмотра я ловила в себе противоречивое отношение к фильму, и не могла себе его объяснить. Но читая этот пост, можно сказать “воспряла духом” и вновь порадовалась тому, какие высокие архетипы настоящих воинов показаны в фильме, какую смысловую ценность он несет для многих людей. И не было жалко потраченного времени, так как общее впечатление осталось действительно хорошее.

( 3 комментария — )