Цитаты Н.К. Рериха с выставки в Новой Третьяковке
В продолжение поста Маши о выставке Рериха в Новой Третьяковке… Осенью 2023-го мне тоже довелось там побывать и насладиться необыкновенным творчеством художника Кстати, это случилось на мой день рожденья и день этот однозначно удался! Полотна Николая Константиновича возносят ввысь, к далям неизведанным, таинственным и желанным Его картины всякий раз заряжают вдохновением и радостью на дни и недели вперёд
Структуру выставки и свои впечатления Маша уже описала, я же хотела бы поделиться цитатами художника из его книг, ведь Николай Константинович был ещё и писателем, путешественником, археологом, а также основателем религиозно-философского учения “Живая этика” или “Агни-йога” Цитаты были размещены на огромной стене одного из залов экспозиции и надо сказать, было их там предостаточно, более сорока штук. Вчитываться на месте во все из них мне не хотелось и я воспользовалась телефоном Многие высказывание очень глубокие и поэтичные Почитаем вместе?
Есть два вида знания: одно – словами выражаемое, другое – точное, понимаемое духом, но не вложенное в слова. Даже нельзя пояснить словами, как это понимание происходит, но оно поистине прекрасно. Листы Сада Мории. Книга вторая. 1925
Кто хочет кричать, пусть кричит. Кто хочет шептать, пусть шепчет, но невозможно умертвить и заставить замолчать сердце человеческое, если оно открывается для красоты и добра. Со всею бережностью отнесемся к самым разнообразным выражениям сердец человеческих, и если своеобразный словарь добра окажется более объемистым, нежели мы думали, будем лишь радоваться этому и будем всеми силами продолжать охранять и звать к охранению истинных сокровищ Мира. Знамя. 1932// Твердыня Пламенная. (1932 или 1933)
Воспитание вкуса, конечно, принадлежит прежде всего интеллигенции, и не только принадлежит, но является ее обязанностью, не выполняя которую, интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание. Без неустанного познавания прекрасного, без неутомимого утончения сердца и сознания мы сделаем и законы земного существования и жестокими, и омертвелыми в человеконенавистничестве. Иначе говоря, будем способствовать самой низменной гибели. Познавание прекрасного. 1932// Твердыня Пламенная (1932 или 1933)
Воспитание вкуса, конечно, принадлежит прежде всего интеллигенции, и не только принадлежит, но является ее обязанностью, не выполняя которую, интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание. Без неустанного познавания прекрасного, без неутомимого утончения сердца и сознания мы сделаем и законы земного существования и жестокими, и омертвелыми в человеконенавистничестве. Иначе говоря, будем способствовать самой низменной гибели. Познавание прекрасного. 1932// Твердыня Пламенная (1932 или 1933)
Человек духовно добродетельный, желая стать твердо, разовьет твердость и в окружающих. Желая быть просвещенным, он заботится просвещением ближних, чтобы сделать другим то, что он желает себе. За Великой Стеной. 1935 // Врата в будущее. 1936
Главное – уничтожить бациллы низких мыслей, которые заразительнее всех болезней. Заботиться надо не о произнесенных словах, но о мыслях. В течение одного слова десять мыслей рождаются. Листы сада Мории. Книга вторая. 1925
Людям часто не хватает дисциплины духа и чувства меры. Листы сада Мории. Книга вторая. 1925
Благородный заботится о девяти основах. Видеть ясно. Слышать четко. Глядеть дружелюбно. Заботиться о низших. Быть сознательным в речи, быть честным в делах. В сомнении быть осторожным. В гневе думать о последствиях. При возможности успеха думать лишь об обязанности. За Великой Стеной. 1935 // Врата в будущее. 1936
Пора людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели еще отвести должное место, что заменит серые будни, весёлою, красивою жизнью. По старине. 1903 // Собрание сочинений. Книга первая. 1914
Не для слез и отчаяния, но для радости духа созданы красоты Вселенские. Но радость должна быть осознана, а без языка сердца где же раскинет радость светоносный шатер свой? Где же как не в сердце твердыня радости? Твердыня Пламенная. 1932// Твердыня Пламенная (1932 или 1933)
В разных концах мира человечество занято мыслями не о самоусовершенствовании, но об усовершенствовании механических чудовищ, которые должны заменять людей во многих работах. Роботы // Священный дозор. 1934
Путей много, но сердце знает ближайший. Листы Сада Мории. Книга первая. 1924
Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства. Адамант. 1920 // Пути благословения. 1924
Не знающий прошлого, не может думать о будущем. Подземная Русь // Собрание сочинений. Книга первая. 1914
Через Византию грезилась нам Индия: вот к ней мы и направляемся. Не надо пророчествовать, чтобы так же, как об иконах, сказать, что изучение Индии, ее искусства, науки, быта будет ближайшим устремлением… Живет в Индии красота. Заманчив великий индийский путь. Индийский путь // Собрание сочинений. Книга первая. 1914
“О Мире всего мира”. Не будет ли его моление одной из величайших утопий? Так говорит очевидность. Но сердце и действительная сущность продолжает повторять эти высокие слова как возможную действительность… Пусть благие символы, пусть самые благожелательные знамена развеваются над всем, чем жив дух человеческий. О Мире всего мира. 1934 // Врата в будущее. 1936
Искусство должно быть защищено всеми средствами. Армагеддон – в разгаре. Искусство и Знание – краеугольные камни Эволюции. Индия // Химват. 1995 (впервые издано в 1946 на английском языке)
Главное иметь внутреннее сознание Прекрасного. Не все обладают способностью внешнего выражения искусства, но каждый имеет в существе своем возможность осознания Прекрасного. Очень часто создание мысленное гораздо выше выраженных при посредстве внешних средств искусства… Часто вы замечаете очень одаренного, который носит в себе замечательные идеи, полон своеобычных понятий, которые может посылать в космос. Прекрасная победа. Гималаи // Химават. 1995 (впервые издано в 1946 на английском языке)
Что за прекрасное слово – «творчество»! На всех языках оно звучит призывно и убедительно. По-своему оно говорит о чем-то потенциально возможном, о чем-то ликующем и непреложном. Настолько мощно и прекрасно это слово – «творчество», что перед его лицом забываются все условные препятствия. Люди радуются этому слову как символу продвижения. Власть творчества покрывает все нашептывание ограниченного ума о правилах, о материалах, обо всем, что отвечает запрещающему слову «нельзя». Для творчества все возможно. Оно ведет за собой человечество. Творчество – знамя молодости. Творчество – прогресс. Творчество – господство новых возможностей. Творчество – мирная победа над застоем и хаосом. В творчестве уже заложено продвижение. Творчество есть выражение фундаментальных законов Вселенной. Иными словами, в творчестве выражена Красота. Сказано, что красота спасет мир. Над этой формулой люди улыбаются с сочувствием или с сожалением, но никто не может ее опровергнуть. Кредо // Химават. 1995 (впервые издано в 1946 на английском языке)
Живописец должен быть всеобъемлющ. О художник, твое разнообразие да будет столь же бесконечно, как явления Природы. продолжая то, что начал Бог, стремись умножать не дела рук человеческих, но вечные создания Бога. Никому никогда не подражай. Пусть будет каждое твое произведение как бы новым явлением Природы… Сколько лучших людей утверждало о молитве сердца, о молении красотою, о красоте творчества, о победах Света! Со всех земель, от всех веков все заповедует о значении творчества как ведущего начала жизни. Доспехи Света // Химават. 1995 (впервые издано в 1946 на английском языке)
Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть Сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты. Культура – почитание Света // Твердыня Пламенная. (1932 ил 1933)
В новых открытиях современности много дано человечеству. Люди полетели, растворяя условные границы. Но с какою же вестью? Люди послали свой голос через безбрежные пространства, но каков этот зов? Мы имеем право совершенствовать Прекрасные открытия лишь во имя Культуры. Мы имеем право облегченно создавать лишь во имя великой будущей Культуры. И нет такого черствого человеческого сердца, которое бы не смягчилось перед понятием Культуры. Зов о Культуре. 1930 // Держава Света. 1931
Основы Мира и Культуры поистине делают человека непобедимым и, осознавая все духовные условия, он становится терпимым и все вмещающим. Ведь каждая нетерпимость есть знак слабости. Если мы понимаем, что каждая ложь, каждое предательство будет явлено, это прежде всего значит, что лживость и глупа и непрактичная. Мир и Культура. Буддийской Ассоциации Молодежи в Коломбо. 1931 // Держава Света. 1931
Спас – радостный;
Спас – грозный;
Спас – печальный;
Спас – милостивый;
Спас – всемогущий.
И все тот же Спас – все тот же лик, спокойный чертами, бездонный красками, великий впечатлением. Записные листки художника Н.К. Рериха. Иконы // Искусство. 1905. №1
Окунулся в эти смыслы, как омылся….
Картины Николая Рериха в сочетании с цитатами из трудов Елены Рерих – очень мощно!
Соня, спасибо за пост с приведенными цитатами.
Вспомнилось моё посещение выставки Н.К. Рериха и то, какое глубокое впечатление произвели на меня эти цитаты.
Очень ярко запомнился следующий момент – сначала я погрузилась в созерцание картин художника, потом вышла в галерею с полотнами – и взгляд упал ровно на ту цитату, которую нужно было прочесть мне в тот момент, которая больше всего резонировала с моим состоянием и давала направление мысли и ответ на некоторые насущные вопросы.
А сейчас, перечитывая эти цитаты, я получила дополнительный заряд вдохновения.
Непреходящая мудрость, и йоты смысла не утратившая за прошедшую с явления миру сотню лет, очень радостно ещё разок к ней прикоснуться