Тема грядущего Аватара в различных религиях

14 Июн, 2021   в 12:59

Аватара, Аватар (санскр. अवतार, avatāra, «нисхождение») — термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения божества на землю, его воплощение в материальном мире.

В этом посте хочу кратко описать идеи мессианства — грядущего Аватара, Спасителя, Мессии, в крупнейших (на сегодняшний день) мировых религиях. Интересно наблюдать сходства и отличия идеи грядущего Аватара в различных религиозных учениях.

Чудо (явление Учителя), Н.К. Рерих


Мессианизм (Мессианство, от др.-евр. מָשִׁיחַ (машиах) — «помазанник») — религиозное учение о грядущем пришествии в мир божьего посланца — Мессии, призванного установить справедливость, мир, покой на земле.

Христианство — второе пришествие Иисуса Христа.

Второе пришествие Иисуса Христа — событие, ожидаемое во всех христианских конфессиях, предвозвещённое в Новом Завете.

Одно из догматических положений Христианской Церкви, зафиксированное в Никео-Цареградском Символе веры, в его 7-м члене:

«Верую <…> И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия <…> И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»

Теме Второго Пришествия уделено большое внимание на страницах Нового Завета — и в Евангелиях, и в Деяниях, и в Посланиях апостольских, и в Апокалипсисе.

В Новом Завете сам Иисус Христос неоднократно говорит о своём втором пришествии:

«ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.» (Мф. 16:27)

«Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходи́те; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;» (Мф. 24:26-30)

Икона “Страшный суд”

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;  но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.  Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.» (Мф. 24:36-42)

Перед вторым пришествием произойдёт воскресение умерших во Христе и изменение верных, оставшихся в живых. В некоторых христианских конфессиях (баптисты, пятидесятники и др.) считают, что в это время произойдет также и восхищение Церкви и встреча её со Христом в облаках.

«потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.» (1Фес. 4:16)

После суда наступит вечность, — блаженная в общении со Христом для одних и мучительная — для других.

Предварять Второе Пришествия Христа будет появление Антихриста. В текстах Нового Завета есть лишь единственное упоминание о неком конкретном человеке из будущего, названном «антихристом»: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист…» (1Ин. 2:18), причём более позднее традиционное понимание антихриста, выдающего себя за Христа, в Новом Завете отсутствует вовсе.

По словам св. Иоанна Дамаскина (кн. 4, гл. 26), «антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится». Он будет бороться против всех религий и «придет во имя свое» (Ин.5:43). Апостол  Павел говорит, что антихрист есть «…превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею…» (2Фес.2:4), т. е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования.

Антихрист и дьявол (фреска Луки Синьорелли)

Антихриста будет узнать нелегко, потому что, как полагали св. Кирилл Иерусалимский (Сatech. XV 12) и прб. Ефрем Сирин (Sermo IX 7), вначале он явится как человек смиренный, кроткий, человеколюбивый, благообразный и только после того, как привлечет к себе многих и упрочит свою власть, он обнаружит свою злобу во всей силе.

Свое псевдобожественное достоинство Антихрист будет стремиться доказать ложными чудесами и знамениями, как бы пытаясь повторить чудеса Христа. Христос говорит о слугах Антихрист – лжепророках его: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне»,- не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах»,- не верьте» (Mф 24. 24-26). По словам ап. Павла, пришествие Антихриста «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес 2. 9-10).

Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: «…Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес.2:8). В Апокалипсисе сказано: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,… оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр.19:20-21).             

Ислам — пришествие имама Махди.


У мусульман-суннитов Махди – это человек, который должен явиться в конце времён и вместе с Пророком Исой уничтожить Даджаля (Антихриста), а затем установить на планете процветание и порядок. Суннитские богословы, в отличие от шиитских, не указывают на конкретную личность, которая могла бы стать Мессией в будущем. Однако в хадисах содержится некоторая информация об этом человеке:

Он будет мусульманином. Подтверждением тому служат слова Посланника Аллаха: «Махди – один из нас» (Ибн Маджа, Ахмад).

Он будет потомком Пророка Мухаммада. Об этом свидетельствует хадис, приводимый Тирмизи и Абу Даудом.

Он будет тёзкой Божьего Посланника, а точнее – носить одно из его имён. «Если у этого мира остались всего лишь сутки, то Всевышний продлил бы их для того, чтобы отправить людям моего потомка, чьё имя будет таким же, как моё, а имя его отца будет таким же, как имя моего отца» (Тирмизи, Абу Дауд).

Он будет править на протяжении 7-8 лет. Именно такой период упоминается в Пречистой сунне (в хадисе, приводимом Хакимом и Альбани).

Примечательная внешность. Пророк Мухаммад также смог описать своего великого потомка: «У него будет нос как у орла, а лоб его будет выступать» (Тирмизи).

Он придёт со стороны Ирана. Также известно, что Махди явится со стороны провинции Хорасан, расположенной на территории современного Ирана. Пророк наставлял сахабов: «Когда вы увидите чёрные полотнища, идущие со стороны Хорасана, идите им на встречу, так как Махди будет среди них» (Ибн Маджа, Ахмад).

Он появится до пришествия пророка Исы и появления Даджаля, что ознаменует совсем скорое окончание времён. Такой вывод богословы сделали из хадиса, который приводит Муслим: «Явится Иса, сын Марьям, и подойдёт к нему их повелитель (Махди) и скажет: «Стань нашим предводителем».

Когда должен явиться Махди?

Некоторые мусульманские богословы пытались назвать конкретные сроки прихода Махди. Многие сошлись на том, что это произойдёт во втором тысячелетии после смерти Пророка Мухаммада. Как известно, он перешёл в мир иной в 632 году по григорианскому летоисчислению. Это значит, что Махди, при пересчёте более короткого мусульманского лунного года на астрономический, должен появиться примерно в промежутке между 1605 и 2578 годами.  

Шиитская концепция относительно Махди более конкретна, так как в ней называется конкретный человек, который и должен стать Мессией. Но у каждого течения шиизма собственное мнение на данный счёт. Согласно крупнейшему учению – джафаритскому, Мессией должен стать Мухаммад аль-Махди – потомок Заключительного Божьего посланника, почитаемый шиитами как двенадцатый праведный имам.

Мухаммад аль-Махди родился в 869 году (Милади) в семье Хасана аль-Аскари – одиннадцатого праведного имама. Согласно шиитской доктрине, Мухаммад с юных лет жил в изоляции от остального общества под покровительством своего отца. После того, как тот умер, он общался с верующими исключительно через своих посредников. Этот период его жизни именуется «малым сокрытием». Так продолжалось до 941 года, когда аль-Махди бесследно исчез. Джафариты убеждены, что именно тогда он ушёл в «большое сокрытие», в котором будет пребывать вплоть до своего второго пришествия. Уход в сокрытие, как считают шииты, необходим был для того, чтобы избежать гибели имама. Предыдущие одиннадцать праведных имамов были убиты различными способами. Для того чтобы не прервался род имама Али, Всевышний удалил последнего имама в сокрытие.

При этом шииты уверены, что после второго пришествия пророк Иса будет находиться в подчинении у имама Махди. Согласно шиитской доктрине, все праведные имамы выше, чем пророки, за исключением Пророка Мухаммада.

При этом шиитские богословы выступают категорически против попыток высчитать сроки явления Махди. Верующие должны с покорностью ожидать его прихода, которое состоится в нужное время.

Как мы видим, в представлениях суннитов и шиитов имеются как схожие моменты, так и различия. Они едины в том, что Махди будет потомком Пророка Мухаммада. Кроме того, большинство мусульман уверены, что его имя – Мухаммад. А различия обусловлены особенностями во взглядах с позиции того или иного течения в исламе.

Если сравнивать представление о Махди у суннитов и шиитов, то заметно много различий:

  • если у суннитов он должен наполнить землю справедливостью, то у шиитов он должен убить арабов,
  • если мессия суннитов пройдет естественный путь рождения и жизни, то Махди у шиитов должен будет прийти путем неестественным,
  • если суннитский мессия должен защитить Каабу в Мекке, то шиитский – уничтожить его,
  • у шиитов речь идет о том, что он принесет новый Коран, а у суннитов нет об этом никакого упоминания,
  • у суннитов Махди может ошибаться, а у шиитов Махди – «масум», то есть безгрешный,
  • если суннитский последний имам Ислама должен следовать Корану, который был послан Мухаммаду, то у шиитов он сам принесет новый Коран и новый шариат,
  • по суннитской версии, будущий мессия вырастет в своем собственном доме, а по шиитской – он свое детство проведет в подвале,
  • если суннитский Махди соответствует одному человеку, то у шиитов он соответствует свидетельству двух людей,
  • у суннитов не обещается никакой награды тем, кто ждет последнего имама Ислама, а у шиитов тем, кто ждет его, обещана большая награда,
  • по шиитскому представлению, ангел Джибриль будет первым, кто даст присягу последнему имаму Ислама, а у суннитов никакого упоминания о том, что ангел Джибриль даст мессии присягу, нет,
  • сунниты называют мать Махди, ее личность известна, но у шиитов мать мессии неизвестна, и если зачатие и рождение его с точки зрения суннитов будет происходить как у обычных людей в нормальные сроки, то у шиитов он будет зачат, выношен и рожден в один и тот же день, причем зачат будет не во чреве, как у суннитов, а в боку,
  • шиитская религия упоминает, что уже на седьмой день после своего рождения Махди прочтёт свитки Пророков Исы, Мусы, Дауда, Худа, Салиха, Идриса, Нуха и Ибрахима, а также Коран, но ничего подобного в представлениях суннитов нет.

Махди не упоминается в Коране. Знания о нём почерпнуты из Сунны.

Иудаизм — Машиах.

В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «духовный лидер» и «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить избавление (геуллу) народа Израиля, включая политическое освобождение из-под власти других народов. С Мессией в иудаизме связаны представления об исправлении мира.

Критерии прихода Мессии в Танахе (Ветхом Завете)

Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

С точки зрения иудаизма, в Танахе (Ветхом Завете) главным критерием прихода Мессии является пророчество Исайи, который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:

«И перекуют все народы мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.» (Ис. 2:4)

Памятник царю Давиду в Иерусалиме

Тем самым, согласно библейским пророчествам, во времена Машиаха прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.

В иудейской традиции Машиахом (Мессией) считается царь, потомок царя Давида, который будет послан Богом для избавления народа Израиля и спасения человечества.

В Мидраше (раздел Устной Торы) можно увидеть параллель между Моисеем как «первым Избавителем» и Мессией как «последним Избавителем», поэтому можно предположить, что образ Моисея явился зародышем мессианской идеи. Однако подлинными историческими мессиями (и прототипом эсхатологического Мессии) стали Давид — царь, пророк и псалмопевец, и его сын Соломон.

Согласно представлениям иудаизма, при Машиахе весь еврейский народ будет жить согласно законам Торы. Сплав духовных ценностей, справедливости, цельности и любви создаст идеальное общество, которое будет служить примером для подражания всему человечеству. Когда это будет достигнуто, Машиах сможет перейти к завершающей стадии мессианского процесса, то есть привлечь все народы мира к выполнению духовных задач, стоящих перед человечеством.

 «И тогда изменю Я язык народов [и сделаю его] чистым, чтобы все призывали Имя Господа, чтобы служили Ему единодушно» (Соф. 3:9)

Пророк Иеремия говорит о Мессии, потомке Давида, так:

«Вот, наступят дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеуда будет спасён, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: Господь — справедливость наша.» (Иер. 23:5)

В Талмуде

Образ Мессии в Талмуде, особенно в Агаде, неоднозначен. В некоторых местах он изображён нагруженным страданиями как мельничными жерновами или даже в виде прокажённого нищего, который сидит в воротах Рима, ожидая своего часа. Мессия должен прибыть на осле или на облаке, в зависимости от поведения народа. Время прихода также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный. Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись. Хотя Мессия и должен быть из рода Давида, Талмуд упоминает также Мессию из рода Иосифа, который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает.

Ожидание прихода

Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно Маймониду (выдающийся еврейский философ и богослов-талмудист, раввин), этот принцип занимает 12-е место среди «13 принципов иудаизма»:

«Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его.»

Макет разрушенного иерусалимского храма времён Христа

Приход Машиаха не будет сопровождаться чудесами, всё будет происходить естественным путём. Лишь дальнейшее развитие событий покажет, можно ли быть уверенным, что это Машиах. Когда этот человек продемонстрирует Божественный источник своей власти и, как предсказано пророками, соберёт всех изгнанников в Израиль и восстановит Храм — лишь тогда все сомнения отпадут, и он без всяких оговорок будет признан Машиахом.

Иисус (Йешуа), который не раз демонстрировал, что он пришёл как Мессия, по мнению иудеев не выполнил задачи Машиаха. Иудеи считают, что если бы Иисус Христос действительно был Машиахом, то он исполнил бы мессианские пророчества, приведённые в Танахе. Например, Машиах принесёт всеобщий мир и спокойствие: «И перекуют свои мечи на орала и свои копья на серпы; не поднимет народ на народ меча и не будет больше учиться войне» (Иешая 2:4). Машиах принесёт всеобщее почитание Бога и поведёт всех людей Его путями: «Ибо наполнится Земля знанием Бога, как вода наполняет море» (Иешая 11:9). Он соберёт еврейских изгнанников: «Тогда остатки его братьев вернутся к сынам Израиля» (Миха 5:2), и восстановит Святой Храм: «В тот день Я восставлю павший шатер Давида» (Амос 9:11). Он также излечит всех больных: «Тогда откроются глаза слепого, и уши глухого услышат. Тогда хромой поскачет, как олень, а язык немого запоёт» (Иешая 35:5—6). Более того, все это Машиах совершит при жизни. «Его свет не померкнет, и он не преткнется, пока не установит на земле справедливость» (Иешая 42:4).

Поскольку библейские пророчества до сих пор не были реализованы, иудаизм считает, что Мессия ещё не пришёл.

Индуизм — Калки аватар.

Калки (санскр. कल्कि, kalki) — мессия в индуизме — аватара Вишну, его десятое воплощение.

Традиционное изображение Вишну


Бог Вишну (санскр. विष्णु — ‘всепроникающий’, ‘всеобъемлющий’), согласно ведической традиции, представляет собой один из аспектов триединого божества — Тримурти, объединяющего в себе три силы мироздания.

Вишну — проявляющая сила. Мир был создан благодаря переходу из абстрактного состояния в конкретное, божественная изначальная мысль породила проявленный материальный мир, постигаемый органами чувств.

Согласно «Вишну-пуране», наша земля, кормилица мира, именуемая Притхиви, родилась от подошвы ноги Вишну. Он является хранителем Вселенной.

С санскрита слово «аватара» (अवतार) переводится как «нисхождение», соответственно, обозначает инкарнацию (воплощение) божественной сути в явном мире, проявленную в определённом образе. Всякий раз, когда миру угрожают силы зла, тогда является один из аватаров Вишну в качестве защитника и оберегает мир от разрушения и хаоса.

В «Бхагавата-пуране» описываются аватары, как бесчисленные: «Воплощения Вишну, океана благости, бесчисленны, как ручьи, проистекающие из неисчерпаемого источника».

Основными аватарами Вишну, или маха-аватарами, считаются десять его воплощений — дашаватара (санскр. दशावतार — ‘десять аватаров’).

Маха-аватары бога Вишну в порядке воплощений


В «Агни-пуране» даётся описание всех десяти основных воплощений Вишну. Первые четыре воплощения бога Вишну произошли в светлую эпоху чистоты и сияния истины, в Сатья-югу — Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (вепрь) и Нарасимха (человеко-лев);
в последующую Трета-югу Вишну явился в образах Ваманы (карлик), Парашурамы (воин) и Рамы (царь);
в образе восьмой аватары Кришны (принц-пастух) Вишну пришёл в этот мир в Двапара-югу;
в образе Будды бог Вишну явился в начале нынешней эпохи Кали-юги, в конце которой грядёт его десятое воплощение — Калки.

Калки аватар


Вишну в этой аватаре изображается белым на чёрном коне или наоборот — чёрным на белом коне. У него в руке пылающий меч, которым он истребляет врагов, уничтожает мир и восстанавливает дхарму, подготавливая тем самым будущее возрождение уничтожаемого мира. Это единственная «будущая», мессианская аватара Вишну, и произойдёт она по индуистской хронологии в конце Кали-юги, то есть нынешнего исторического периода.

«Час пробьет, и появится дваждырожденный по имени Калки Вишнуяшас, наделенный великою силой, умом и могуществом. Явится он на свет в достойной брахманской семье в деревне Самбхала и силою духа возродит оружие и всевозможные средства передвижения, воинское облачение, доспехи и панцири. Этот царь, побеждающий дхармой, примет верховную власть и внесет покой в мятущийся мир. Сверкающий брахман, высокий помыслами, явившись (миру), положит конец разрушению. Так всеобщая гибель станет началом (новой) юги.» (Махабхарата, книга третья Араньякапарва (Лесная книга), глава 188, «Сказания о беседах Маркандеи»).

Вишну Пураны говорят о конце Кали-юги, когда варвары будут владеть берегами Инда:

И будут временные монархи на земле, цари сварливые, жестокого нрава, прилежащие ко лжи и ко злу. Они будут убивать женщин и детей… Они отнимут собственность подданных. Жизнь их будет коротка и вожделения ненасытны. Люди разных стран соединяются с ними… Богатство будет уменьшаться, пока не истощится весь мир.

Имущество станет единым мерилом. Богатство будет причиною поклонения. Страсть будет единственным союзом между полами. Ложь будет средством успеха на суде. Женщины станут лишь предметом вожделения. Богатый будет считаться чистым. Роскошь одежд будет признаком достоинства…

Так в Кали-юге будет постоянное падение… И тогда в конце черного века явится Калки Аватар… Он восстановит справедливость на земле… Когда Солнце, и Луна, и Тишья, и Юпитер будут вместе, тогда вернется Сатиа – век белый“.

Калки Аватар, Н.К. Рерих


Агни Пураны говорят следующее:

В конце Кали-юги смешаются касты. И будут процветать разбойники без пощады. Под личиною религии будут проповедовать ересь. И злые духи под видом владык будут раздирать людей. В доспехе вооруженный Калки, сын Вишнуяши, уничтожит злых духов, восстановит порядок и достоинство и поведет народ по пути истины. Исполнив это, он оставит облик Калки и вернется в высшие сферы. После чего Критаюга установится, как ранее”.

Буддизм — Будда Майтрейя.

Майтрея (санскр. मैत्रेय, maitreya, «Тот, кто есть любовь»; пали: Меттея; также Майтрейя, Майтри, Майдари) — бодхисаттва и будда будущего, который появится в конце данной кальпы («день Брахмы», продолжающийся 4,32 миллиарда лет) с небес Тушита, где, как считается, пребывает в настоящее время.

В дальневосточном буддизме является одним из наиболее популярных бодхисаттв и связывается с будущей эпохой процветания и блаженства. Культ Майтреи больше всего развился в Корее, а также в различные периоды был значительно распространён в Китае, Мьянме и других буддийских странах. Майтрея является единственным бодхисаттвой, которого почитают все школы буддизма.

Майтрея (санскр.: «Любящий»), Аджита (санскр.: «Непобедимый»), — такие имена даны ему Буддами (Махапариниббана-сутта, гл. 5). Буддисты верят, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного просветления и будет учить чистой дхарме.

Уже в Дигха-никае (III, 26) о нём говорится как о будущем будде, преемнике Шакьямуни. В одном из разделов Лалита-вистары (V, 39) говорится, что Будда Шакьямуни, прежде чем снизойти на землю с небес Тушита, чтобы стать Буддой, указал на бодхисаттву Майтрею как на своего наследника и возложил на его голову свою диадему Бодхисаттвы.

Майтрея — грядущий учитель человечества, даёт новое учение и является выразителем учения Будды.

Культ Майтреи имеет древнюю традицию и особенно развит в Центральной Азии и Гималаях, где в его честь сооружено множество статуй, которые воздвигались уже за 350 лет до н. э.

70-метровая статуя Будды Майтрейи в Лэшане (Китай), VIII в. н.э.

Одно из самых ранних упоминаний имени Майтреи — санскритский текст «Майтреявьякарана» (санскр. मैत्रेयव्याकरण, maitreyavyākaraṇa) — «Пророчество Майтреи», утверждающее, что боги, люди и другие существа будут поклоняться Майтрее и утратят сомнения, и потоки привязанностей их иссякнут: свободные от всяческой нищеты они смогут пересечь океан становления, и, по учению Майтреи, они будут вести святую жизнь. Никогда более они не будут расценивать что-либо как принадлежащее им, ничего не будет им принадлежать, ни золото или серебро, ни дом, ни близкие! Но будут вести они святую целомудренную жизнь под водительством Майтреи. Они разорвут сеть страстей и им будет принадлежать изобилие радости и счастья за праведную жизнь их.

Бодхисаттва Майтрея на небесах Тушита

Небеса Тушита

Будда Майтрея пребывает на Небесах Тушита (санскр. तुषित, tuṣita, «Сад Радости») в ожидании, пока не настанет время, благоприятное для Спасения.

Небеса Тушита — это четвёртый снизу мир из шести Небес богов Мира Желаний (Мира Страстей, Камалока), как описано в сутрах. В мире Тушита перевоплощаются существа, соблюдавшие пять заповедей: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги, не употребляй спиртные напитки — а также взращивавшие добрыми поступками и медитацией безмерные состояния сознания: Любящее сердце, Сострадание, Сорадование (Похвалу), Равновесие Пробуждённого Ума (Беспристрастность) — другими словами, те качества, которые составляют сущность пробуждённого ума.
В этом мире перерождаются бодхисаттвы. Согласно сутрам махаяны, Будда Шакьямуни перед тем, как переродиться на Земле две с половиной тысячи лет назад, воплотился на этих Небесах.

Явление Майтреи

Явление Майтреи совпадёт со становлением новой школы, превосходящей учение Будды Гаутамы. Предсказано, что Майтрея достигнет просветления за семь дней (минимальный срок) благодаря подготовке в течение многих его жизней (по аналогии с тем, что рассказывается в повествованиях Джатака о Будде Шакьямуни).

Приход Майтреи характеризуется следующим природным явлением: океаны уменьшатся в размерах, чтобы Майтрея мог их без труда пересекать. Кроме того, людям откроется истинная дхарма, чтобы можно было создать новый мир.

Среди явлений, должных предвещать появление последнего Будды, перечисляются также: прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.

Зороастризм — Саошьянт.

Саошьянт (также Саошиант, Сосиош, авест., причастие будущего времени от глагола «спасать») — эсхатологический спаситель в зороастрийской / маздеистской / маздаяснийской религии, который придёт на Землю для окончательной победы добра над злом.

В иранской традиции устойчиво представление о нескольких Саошьянтах, которым предначертано в конце веков вершить страшный суд, истребить носителей зла, воскресить праведников и ради их бессмертия закончить мировую историю последней искупительной жертвой быка Хатайоша, с использованием жира которого и белого хома будет изготовлен напиток бессмертия, который дадут всем людям.

В результате битвы с силами Аримана, («злой дух» — олицетворение зла в маздаизме и зороастризме; бог тьмы и олицетворение всего дурного, первоисточник зла) все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые — праведники и грешники, воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Заратуштра

Авеста (собрание священных текстов зороастрийцев) разъясняет: «(он называется) Саошьянт потому, что ему предстоит воскресить весь телесный мир». Если в зороастрийской священной истории Гайомарт выступал предтечей и прообразом её центрального действующего лица, Заратуштры, то Саошьянт является преемником и завершителем миссии пророка. Согласно пехлевийскому сочинению «Датастан-и-Деник», «трое суть наилучших тех, что пребывают в начале, середине и конце творения».

Последователи Заратуштры верили, что Саошьянт родится от семени пророка, чудесным образом сохраняющегося в глубине вод одного озера (отождествляемого с озером Кансаойа, то есть с озером Хамун на юго-востоке Ирана). Когда приблизится конец времен, в нём искупается девушка и зачнёт от пророка.

В эпоху Ахеменидов, вера в спасителя мира — Саошьянта развилась в ожидании трёх спасителей, каждый из которых будет рожден девственницей от семени пророка. Такое уточнение кажется связанным с вновь разработанной схемой мировой истории, согласно которой «ограниченное время» (то есть три периода — Творение, Смешение и Разделение) рассматривалось как огромный «мировой год», разделенный на отрезки в тысячу лет каждый.

Первый спаситель по имени Ухшьят-Эрэта («Растящий праведность») обновит проповедь Заратуштры. Затем история повторится, и его брат по имени Ухшьят-Нэма («Растящий почитание») появится в 5000 году. Наконец, к концу последнего тысячелетия появится величайший из Саошьянтов, сам Астват-Эрэта, который возвестит Фрашо-керети (эсхатологическое чудодейственное преображение бытия).

Астват-Эрэта (букв. «воплотивший истину») — так зовут последнего из трёх грядущих спасителей, явление которого предсказывается в конце «Гимна Хварно». Известно, что в будущей битве сил истины и лжи саошьянт Астват-Эрэта будет носить оружие Траэтаоны (герой иранской мифологии), которым тот убил Змея.

Комментарии

( 12 комментариев — )

Sofi
15 Июн, 2021 15:04
Наташа, спасибо за интересный и достаточно насущный материал!:)
Nataly
19 Июн, 2021 17:35
Да, познавательно, мне тоже было интересно в процессе написания! Так вот, не задавшись специально целью, такую специфическую информацию вряд ли где встретишь.
Evgen
16 Июн, 2021 08:05
Очень интересный пост, Наташа, большое спасибо! 
Очередное яркое доказательство того, что все религии – об одном и даны из единого источника. 
И наша задача, как людей XXI века, – научиться видеть общее и связующее все религии в удивительный, многомерный синтез всего духовного опыта человечества 🙏💙💜
Nataly
19 Июн, 2021 17:40
Это первое, что бросается в глаза – такие разные религии, культуры, эпохи… а всё об одном и том же по сути! Некий единый глобальный процесс прослеживается, если не отвлекаться сильно на “обёртку”
vbob
16 Июн, 2021 15:28
Наташа, спасибо очень интересный пост, много нового узнал.
На Алтае есть похожая традиция, по их представлениям в конце времен должен появиться Белый Бурхан и он должен принести на землю Гармонию и Мир.
По проявлением это больше всего напоминает приход Майтреи. 
А появиться Белый Бурхан должен на вершине горы Колбан, в долине реки Акчан.
Леша там недалеко от вершины проходил, когда преодолевал перевал “Суровый”, по его ходу, это левый склон горы.

Гора Колбан, с перевала Куйгук


А здесь виден и перевал Суровый, на фото справа над верхним озером Акчан

ALG
16 Июн, 2021 16:41
Боря, спасибо за интересное дополнение!
Я хорошо помню свой проход перевала “Суровый”. Очень мне тогда повезло на перевале.
А вот когда с него спустился в долину Акчан, то в верхней части нижнего озера – как раз под горой Колбан – помню, накрыла меня лихая непогода:)
Из-за этого я там, под Колбаном задержался на пару дней:)
Медитировал там под дождём в палатке:)
Ну, теперь буду знать в каком интересном месте я стоял:)
p.s.
Сейчас вот ещё вспомнилось, что я там эти дни в палатке писал.
Был хороший творческий поток, и я исписал всю имевшуюся в наличии бумагу – тетрадь и отдельные листы:)
Какие-то из тех записей позже вошли и в книгу:)
Интересно как…
Nataly
19 Июн, 2021 17:46
Интересно, Боря, спасибо! Ещё один мазок в общей картине грядущего Аватара. Везде его ждут по-своему :)

Фото – волшебные! Суровая красота
mariya_mekh
16 Июн, 2021 20:44
Наташа, спасибо за материал! Очень интересно было узнать, как в разных религиях описывают пришествие грядущего Мессии 🤓
ALG
16 Июн, 2021 21:33
Наташа, большое спасибо за этот обзор.
Отличное дополнение к седьмой главе книги!
Просто великолепное дополнение.

Прочитав этот обзор, становится ещё более ясно, насколько человечество (в лице своих религий) закрыто от реального Аватара, от реального Мессии, реального Спасителя… Религиозные идеологи буквально “обложили” Его…обложили со всех сторон своими установками, своими условиями…
А фактически даже – требованиями!
Читаешь всё это и даже какое-то сочувствие возникает к бедному Сыну Божьему…скольких же важных дядей надо удовлетворить🤦🏼‍♂️🤦🏼‍♂️🤦🏼‍♂️
Причём, вот ведь засада: удовлетворив требованиям одной группы важных религиозных дядей, автоматически не удовлетворишь другие группы (а они – многомиллионные, на минуточку…)
И это мы ещё не упоминаем о том, что Аватар вообще не будет стремиться удовлетворять кого бы то ни было, какие бы то ни было группы, кланы и прочие структуры.

Т.е. полный тупик: как бы ни старался Аватар удовлетворить важных религиозных дядей, он их не удовлетворит. И соответственно, будет объявлен этими неудовлетворёнными группами самозванцем и антихристом🤦🏼‍♂️🤦🏼‍♂️🤦🏼‍♂️
Ну, а чтó важные религиозные дяди делают с самозванцами, мы хорошо знаем: преследуют и по возможности уничтожают…

Вобщем, по факту человечество на идеологическом уровне наглухо закрыто от реального Спасителя Мира…
А противоречий в подсознании человечества за прошедшие две тысячи лет накопилось уже очень много…система сбоит…сервер общечеловеческого подсознани глючит с каждым годом всё больше…
Спаситель абсолютно необходим…
Либо Он, либо…либо мало человечеству не покажется…
Karina_Galkina
19 Июн, 2021 11:50
Наташа, спасибо! Тема аватара заиграла новыми красками. Много нового почерпнула. Интересно было также через описания второго пришествия Мессии познакомиться с другими религиями и их представлениями о мире.

( 12 комментариев — )