Холо-система: Форум Холо-система: Форум

Татьяна Черниговская о деятельности мозга

13 Янв, 2020   в 10:48

Друзья, хочу поделиться небольшой подборкой видео с участием Татьяны Черниговской.

Татьяна Владимировна Черниговская –  советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор наук по физиологии и теории языка, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель Высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ. А ещё Татьяна Владимировна талантливый оратор, который может сложнейшие вещи объяснять простым языком. Любая лекция этой удивительной женщины не только интереснейшая информация для расширения кругозора, но и ценнейшая пища для мозга, и как говорит сама Татьяна Владимировна «мозгу, как и всему другому в организме, нужна пища». И понятно, что эта пища должна быть качественная. В интернете полно цитат Черниговской, вот несколько из них:

  • «Раз уж нам достался такой совершенный соратник, или враг, или соучастник, — я не знаю, как мозг, то давайте не будем использовать его так, как это метафорически описано в известном произведении «Принц и нищий». Помните, там принц и нищий были одинаковыми и случайно поменялись местами. И нищему, который оказался на месте принца, досталась королевская печать. Он не знал, что это такое, и колол ей орехи. Конечно, печатью можно колоть орехи, потому что она тяжелая, подходящей формы. Но она не для этого создана. Так вот, мозг нам достался для сложной, изысканной, виртуозной работы. Не стоит его использовать для того, чтобы читать дурацкие книги, общаться с дурацкими людьми и проживать свою жизнь впустую. Просто жалко. Он такой мощный, он способен учиться до глубокой старости. И это не бытовая фраза, а научная». 
  • «Пластичность — это способность мозга, нейронной сети, образовывать новые связи, то есть учиться. Раньше говорили, что пластичность свойственна только очень молодому мозгу, то есть маленьким детям, а потом она угасает. Да, конечно, она становится менее мощной, но она никогда не угасает. И она дольше держится, если наш мозг работает со сложными вещами. Если он будет заниматься всякой мурой, он очень скоро и превратиться в муру. Если хотим этого — дело каждого. А если не хотим — читаем сложное, слушаем сложное, смотрим сложное. Для нас сложное. Живем такой, непростой жизнью. Это поможет нам отодвинуть угасание нашего мозга на годы. Это чистая правда. Я сказала научный факт».
  • «Если сложить все нервные волокна в мозгу, то получится бесконечное количество миллионов километров. Можно слетать на Луну восемь раз и вернуться обратно. И это все в одной нашей бедной голове».
  • «Гены генами. Но если неудачно сложилось, то этот номер не пройдет. И нужна огромная работа».
  • «Интуиция — священный дар. Разум — покорный дар», — пишет Эйнштейн. Не стоит недооценивать такие вещи, как инсайт. Но открытия приходят подготовленному уму. Они не приходят кому угодно».
  • «Часто слышу вопрос, когда мы узнаем, как функционирует мозг? Отвечаю: никогда. Потому что нашему мозгу это не по мозгам. Это слишком сложная история».

Пищей для моего мозга вот уже несколько месяцев являются записи видео с участием Татьяны Черниговской. С большой радостью делюсь ими с вами.


Авторская программа Ночь. Интеллект.
(ведущая Татьяна Черниговская ведёт беседу со своими гостями об интеллекте, культуре, развитии человека) 

  1. Человек разумный. https://youtu.be/EsOh5AxTBRA или https://yadi.sk/i/VxFFobXisT1Mow

Беседа с заведующим кафедрой общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета Виктором Михайловичем Аллахвердовым.

Соответствует ли действительности известное каждому школьнику определение «человек разумный»? Или мы больше похожи на роботов, и все наши реакции на окружающую действительность запрограммированы? Почему мы не знаем своих подсознательных желаний?

  1. Английское образование. https://youtu.be/pVzfPDqF0hg или https://yadi.sk/i/rigNlke5cr0yHA

Беседа с профессором одного из старейших английских университетов Марианной Евгеньевной Таймановой.

Чему учат студентов в английских университетах? В чём достоинства и недостатки одной из старейших в мире систем образования? Индивидуализм и коллективная ответственность в России и на Западе.

  1. Таланты-это дар или воспитание. https://youtu.be/MFqsXDT0hU4 или https://yadi.sk/i/jmCy2TIHIfA4Mw

Беседа с профессором кафедры психологии и психофизиологии ребенка Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. Герцена Еленой Ивановной Николаевой.

Почему вундеркинды так редко оправдывают надежды? Как нужно воспитывать способных детей, чтобы не погубить их талант? И как добиться того, чтобы ребенок сам стремился развивать свои способности?

  1. Эмоции и конфликты. https://youtu.be/NlWqX0E2X2o или https://yadi.sk/i/zyKrNjD1jOdPYw

Беседа с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры теории и практики социальной работы Ольгой Викторовной Аллахвердовой.

Почему многие серьезные конфликты возникают буквально на пустом месте? Почему эмоции оказываются сильнее желания договориться? И почему для русских чувство психологической победы важнее практического результата?

  1. Брак, Секс, Супруги. https://youtu.be/pi20Vklkwis или https://yadi.sk/i/U6nGZcRnKvTBpQ

Беседа с известным психотерапевтом и сексологом Львом Моисеевичем Щегловым.

Мы живем в быстро меняющемся мире. Традиционные представления о правах и обязанностях супругов теряют смысл, и число разводов постоянно растет. Каким будет институт брака в новом веке и сохранится ли он вообще?

  1. Наука и Религия. Где правда? https://youtu.be/NE7TNxqyg_M или https://yadi.sk/i/rJWX-HFtWa1x_g

Беседа с российским религиозным деятелем, физиком и богословом, священнослужителем РПЦпротоиереем. Кириллом Владимировичем Копейкиным.

В чём причина ожесточенной идеологической борьбы между наукой и религией? Существует ли какое-то единственно правильное описание мира? И действительно противоречия между научным и религиозным сознанием настолько велики, как принято считать

  1. Управляем ли мозг. https://youtu.be/FDccBfrjGcE или https://yadi.sk/i/K1Gs6w911bWtUg

Беседа с директором Института мозга человека Российской Академии наук Святославом Всеволодовичем Медведевым.

Насколько мы способны контролировать работу своего мозга? Какие процессы происходят в мозгу, когда мы думаем? Чем мозг взрослого отличается от мозга ребенка? И насколько мы близки к созданию искусственного интеллекта?

  1. Как устроена человеческая память? https://youtu.be/XcjC96cPl7A или https://yadi.sk/i/_rUiH_cKgswjPw

Беседа с российским литературоведом, доктором филологических наук, профессором кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ, набоковедом, исследователем истории Петергофа Борисом Валентиновичем Авериным.

Каковы в действительности её возможности? Правда ли, что мы способны запоминать буквально всё, что происходит вокруг? Почему мы иногда забываем то, что происходило пять минут назад, но в деталях помним события из далёкого детства?

  1. Интеллект у животных. https://youtu.be/GXO8txjBJxI или https://yadi.sk/i/Yd7loUK_uG04JA

Беседа с российский этологом, доктор биологических наук, профессором Зоей Александровной Зориной.

Есть ли у животных интеллект, или они подчиняются только инстинктам? Чем объясняется то, что животные иногда проявляют такие умственные способности, которых мы от них не ждем? И откуда у насекомых способность создавать сложные социальные структуры?

  1. Вера и знание. https://youtu.be/8x17V2OCjmU или https://yadi.sk/i/lMj-Jkx79hMd_w

Беседа с доктором химических наук, профессором кафедры философии науки и техники философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директором Музея-архива Д. И. Менделеева СПбГУ Дмитриевым Игорем Сергеевичем.

В чём была истинная причина конфликта Галилео Галилея с церковью? Что в большей степени определило развитие этого конфликта – политическая борьба или инертность человеческого сознания? И является ли логика единственно верным способом оценки научных гипотез?

  1. Религия в школе? https://youtu.be/eFf_DvhFcGE или https://yadi.sk/i/yojKni421JzI2A

Беседа с российским религиоведом и философом религии, специалистом в области истории античной философии, доктором философских наук, профессором Марианной Михайловной Шахнович.

Преподавать историю религий или учить Закон Божий? Что целесообразнее? Что тревожит в этом вопросе интеллигенцию? Как примирить науку и религию? Возможно ли это?

  1. Интуиция. https://youtu.be/Zf_0ev2cT1Y или https://yadi.sk/i/JpCa99TS376hXA

Беседа с учёным-философом, специалистом по теории познания, методологии науки, психологии творчества, социологии элиты, доктором философских наук, профессором Анатолием Соломоновичем Карминым.

Можно ли считать интуицию особым способом мышления? Где находится источник интуитивного знания?

  1. Классическое образование. https://youtu.be/XtTwuymAGg0 или https://yadi.sk/i/xZSQc8Y8WbpEXg

Беседа с российский филологом-классиком, переводчиком и педагогом, доктором исторических наук Александром Константиновичем Гавриловым.

Зачем современные дети учат латынь и древнегреческий, хотя практической надобности в этих знаниях, казалось бы, нет? Не является ли классическое образование своего рода тренингом для подрастающего поколения? И не слишком ли жесток этот тренинг?

  1. Как устроен мозг Эрудита. https://youtu.be/7QVvsWGa8_w или https://yadi.sk/i/LNdWdjeY3WJ8Zw

Беседа с  магистром игры «Что? Где? Когда?», директором Санкт-Петербургского филиала Международной ассоциации клубов ЧГК Александром Абрамовичем Друзём.

В чём секрет популярности игры «Что? Где? Когда?» в России? Как устроен мозг эрудита? Как распределяются роли в команде знатоков? По какой схеме проходит мозговой штурм во время обсуждения вопроса? Как обратить стресс себе на пользу?

  1. Мифологическое мышление. https://youtu.be/8Yp3BLGB9vE или https://yadi.sk/i/JqJXMmrfyWZA4w

Беседа с российским филологом, фольклористом, антропологом, доктором филологических наук Светланой Борисовной Адоньевой.

Кто придумывает сказки и сочиняет анекдоты? Почему у одних сказок есть авторы, а у других – нет? Как работает коллективное сознание, которое отвечает за так называемое народное творчество? И почему сказки и мифы разных народов оказываются такими похожими?

  1. Всеобщее высшее образование. https://youtu.be/VZnhbV0urNc или https://yadi.sk/i/1b9_bhN8xuYjUw

Беседа с социологом, биологом, историком науки Даниилом Александровичем Александровым.

Чем объясняется массовый интерес россиян к высшему образованию? Как эта ситуация влияет на качество подготовки специалистов? И стоит ли перекраивать российскую систему образования по западным лекалам?

  1. Детская психика. https://youtu.be/drH9lyAPiNQ или https://yadi.sk/i/MmybRDvyHy95jA

Беседа с профессором Института психологии РАН Еленой Алексеевной Сергиенко.

Действительно ли все дети рождаются талантливыми? Что заложено природой, а что – приобретается в процессе воспитания? Почему дети с психическими отклонениями, тот же аутизм, часто бывают очень талантливыми? И нужны ли обществу индивидуальности?

  1. Язык тела. https://youtu.be/SgilUYQYhqo или https://yadi.sk/i/Eqt1qEyJwHt2Xg

Беседа с доктором филологических наук, профессором Российского государственного гуманитарного университета Григорием Ефимовичем Крейдлиным.

Нам кажется, что мы изъясняемся только словами. Вместе с тем, значительная часть информации передается невербальным образом. Насколько сложен язык жестов, и как научиться понимать его?

  1. Наука и Лженаука. https://youtu.be/qImEgyjyEUI или https://yadi.sk/i/rQrIQJ2URDas_g

Беседа с доктором философских наук, старшим научным сотрудником петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН Леонидом Яковлевичем Жмудем.

Почему у каждой лженауки есть масса последователей? Почему люди склонны верить в самые бредовые вещи? Должно ли научное сообщество бороться с шарлатанами?

  1. Способности к языку. https://youtu.be/j9Vd5c8_rsg или https://yadi.sk/i/OpvgaQWAicl_JQ

Беседа с лингвистом Марией Дмитриевной Воейковой.

Как мы учимся говорить? Мозг ребенка справляется с работой, которую не в силах выполнить лучшие лингвисты мира. Но в каждом случае это происходит по-разному.

Сознание ребенка и усвоение родного языка.

  1. Что учить в школе? https://youtu.be/aMHD-Cbg1nk или https://yadi.sk/i/CDNv3z91Lhd7Sg

Беседа с учителем Санкт-Петербургской классической гимназии Валерием Ароновичем Дымшицом.

Что должны учить школьники? Человечество всё больше узнает о мире, а школьная программа меняется медленно. Но меняется ли она к лучшему? В чём плюсы и минусы специализированных учебных заведений? Нужно ли соблюдать жесткую дисциплину в отношениях между учителями и учениками, или детям следует позволять вести себя свободно?

  1. Как понять партнера? https://youtu.be/-tKyxstpWxM или https://yadi.sk/i/nUfcducLWyWcEw

Беседа с антропологом, преподавателем Европейского университета в Петербурге Ильёй Владимировичем Утехиным.

Почему люди, которые говорят на одном языке, зачастую не понимают друг друга? Какую функцию выполняет речь в системе коммуникации? И от каких индивидуальных характеристик личности зависит то, как её воспринимают другие люди?

  1. Стадное сознание. https://youtu.be/zSfigHLFWxM или https://yadi.sk/i/uMhlNGULYCcvPg

Беседа с психологом и политологом Анатолием Михайловичем Зимичевым.

Почему современный человек, воспитанный в традициях индивидуализма, зачастую руководствуется не собственной волей, а стадным рефлексом? Какова биологическая причина этого рефлекса? И нужно ли стремиться побороть в себе стадо?

  1. Языки мира в эпоху глобализации. https://youtu.be/DA-vWbPiXmk или https://yadi.sk/i/jgCgBwvkatnMLg

Беседа с лингвистом Андреем Александровичем Кибриком.

Языковое разнообразие в эпоху глобализации. Как умирают языки и из-за чего это происходит? Можно ли спасти исчезающие языки и нужно ли это делать?

  1. Рефлексия войны. https://youtu.be/WrcrgLAHFiE или https://yadi.sk/i/Gy9RHLGqd0GXFQ

Беседа с балканистом Александром Юрьевичем Русаковым.

Балканы: прошлое и настоящее. Уходящая в глубь веков история сосуществования многих народов, которые сумели навести мосты между различными языками и культурами. О том, как люди могут понимать друг друга.

  1. Происхождение культур. https://youtu.be/w-6yEtvJ6do или https://yadi.sk/i/JgxpEfI2UY3dcQ

Беседа с профессором Ньюкаслского университета, этнологом Павлом Марковичем Долухановым.

Откуда произошли различные расы и этносы? На каких языках говорили наши предки? Каким образом данные генетики помогают историкам и антропологам? О происхождении этносов. 

А вот ещё интересные лекции и интервью.

«Наш мозг неведомое, узнать его вряд ли сможем» «То, что мы видим из реальных фактов, зависит от того какое у нас мировоззрение».

О том, как мозг обрабатывает информацию и для чего нужно самопознание.

Зачем нужны мозгу книги, как образуются новые нейронные связи и как внешняя информация влияет на мозг.

Что такое мозг и сознание? Что такое человек и его личность? Почему у людей занимающихся точными науками и искусством мозг наиболее активен? Может ли музыкант управлять временем и в чем опасность современного подхода к получению информации? Как остановить развитие болезни Альцгеймера и существует ли интуиция? Выступлении Татьяны Черниговской на регулярном мероприятии IBM THINK CLUB.

Про чрезвычайную роль наблюдателя. Про «современное искусство». Про впечатление от первого лица. Бах- это математика. У музыки есть своя семантика. Эйнштейн и Шерлок Холмс играли на скрипке, для перевода мозга в другой режим работы. У художников другой мозг. Ребенка надо учить музыке для развития и тончайшей настройки нейронной сети. Вопрос о существовании времени. Как выбрать учителя для своего ребенка. Мозг отличается от желудка, из него невозможно что-то выкинуть, слушать и смотреть хрень – это прямой вред.

Беседа с писателем Германом Садулаевым. Интересная беседа о мозге, о «научных» программах из Discovery, о Вере и учёных.

О другом типе цивилизации. О сложности нейронной сети (ок 85-100 млрд. одних только нейронов) Об интуиции. Про синдром отложенной жизни. Про конвергентное образование.

Человек растерянный и новая цифровая реальность. Мы попали в другой тип цивилизации. Обучение ребенка навыкам избавления от стресса. Формирование способности жить в цифровом мире и при этом не потерять ощущения, что мы всё-таки люди.

Что нужно знать о мозге в первую очередь, в чем разница между мозгом и компьютером? Как виртуальная реальность меняет мозг, в чем проблема «гугления» и онлайн-образования.

Раздел:

Комментарии

( 9 комментариев — )

vbob
13 Янв, 2020 11:56
Очень интересный материал! Спасибо большое!!!
Марина Михацкая
14 Янв, 2020 16:43
Какая замечательная подборка! Огромное спасибо! Буду потихоньку осваивать, о Черниговской слышала, но никогда её не слушала.
Alexander
15 Янв, 2020 17:41
Юля, спасибо за подборку!
Довольно интересные темы, запланирую посмотреть и послушать лекции.
Evgen
16 Янв, 2020 00:41
Спасибо за цитаты Т. Черниговской – очень здравые! undefinedundefined 

Теперь всегда будет под рукой большая подборка того, что можно послушать в свободное время или на прогулке! undefinedundefinedundefined

Спасибо за большую проделанную работу, Юля! undefinedundefined
KarinaS
16 Янв, 2020 18:40

Юля, спасибо большое за такую шикарную подборку.

О Т. Черниговской знаю достаточно давно, и даже кое-что смотрела/слушала, но все урывками. А ты собрала все в одном месте. Спасибо огромное за твой труд!

И отдельное спасибо за цитаты – просто кладезь мудрости. Есть над чем поразмыслить.

ALG
17 Янв, 2020 15:52
Юля, спасибо за такую масштабную подборку!
Большой труд!
И за подборку цитат отдельное спасибо!
Черниговская – очень творческий человек, горящий своим делом. Слушать её очень познавательно.

Будет что слушать за чаем и едой:)
mariya_mekh
17 Янв, 2020 22:39
Юля, спасибо! Мощная подборка! Обязательно буду смотреть в свободное время🤓
Юлия Апарина
18 Янв, 2020 01:16
Друзья, спасибо вам за отклик! И спасибо Татьяне Владимировне за её труд!
Gal-Anna
22 Янв, 2020 21:56
Юля, огромное спасибо за такой труд! 
Поделилась отличной “пищей для мозга” :))
Цитаты замечательные и очень вдохновляющие :)))

( 9 комментариев — )