Открывая музыку Джона Тавенера

05 Апр, 2018   в 12:59

У каждого слушателя бывают периоды в жизни, когда целые виды музыкальной культуры уходят в прошлое и многолетние ориентиры, казавшиеся незыблемыми, блекнут. Новый этап слушательской биографии обязательно начнётся чуть позже, но сейчас человек словно бы начинает свой слушательский опыт с чистого листа.

Как раз в такой день я перебирал фонотеку, и внимание моё привлекла запись музыки композитора Джона Тавенера (1944–2013), отложенная когда-то до лучших времён.

Я не буду рассказывать о биографии Тавенера и перечислять его главные произведения – мне музыка всегда казалась интересней обстоятельств жизни её создателей. Приведу лишь две сокращенные цитаты из сэра Джона.

“С детства я ощущал метафизический, духовный смысл реальности. Но так и не присоединился ни к одной из западных разновидностей христианства. Однажды я зашел в одну из русских православных церквей в Лондоне и почувствовал себя там как дома. Все было необычайно просто: я оказался в своем доме, и я остался в нем.
Самое удивительное для меня в этом моем поступке было то, что в нем не было ничего рационального, обдуманного. Возможно, что тот факт, что я принял православие, необычайно важен, как и то, что моя музыка вдохновлена православием.”

“Я назвал бы себя сосудом, сквозь который проходит музыка. Я бы сравнил свой метод сочинения с методом иконописца, пишущего икону. Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя. С появлением музыки я чувствую, как что-то проходит сквозь меня. Трудно сказать, что это такое и откуда это исходит.”


Композиция, которую я предлагаю вам послушать, так и называется – «Икона Рождества». Любовь Матери, радость, ликование, благоговение, предвидение Жертвы…

Комментарии

( 10 комментариев — )

Katun
06 Апр, 2018 08:10

Как неожиданно… Не была готова к хоровому пению… и внутреннему замиранию в тишине… перед этим светом… Даже не верится, что это создано нашим современником… Ощущение присутствия в храме, внимания всем телом чему-то Невыразимому с большой буквы… и словно бы это духовная Музыка времен Средневековья…

Миша, это прекрасно, если именно такие драгоценности льнут к чистому листу… Бережно напитывают своей нетленной Красотой. Настоящая музыкальная сокровищница… Очень рада к ней прикоснуться. Ещё одно открытие. Спасибо. 

Цитата о сосуде напомнила мне другую, из письма Германа Гессе молодому коллеге из Японии.

“Писатель,
 которому Вы обязаны познанием и пробуждением, не является ни светом, ни носителем света, он в лучшем случае — окно, через которое может проникнуть свет к читателю, и его заслуга не имеет ничего общего с геройством, благородными пожеланиями и идеальными программами, его заслуга может состоять лишь в том, что он, являясь окном, не препятствует свету, не закрывается для него. Если у него есть пылкое желание стать в высшей степени благородным человеком и благодетелем человечества, то очень даже возможно, что именно это желание совратит его и помешает пропускать свет. То, что им руководит и движет, не должно быть ни высокомерием, ни напряженным стремлением к смирению, но единственно любовью к свету, открытостью для действительности, способностью проникаться истинным”. (Герман Гессе. Письма по кругу)

Mikhail
10 Апр, 2018 07:40
Катя, спасибо за такой хороший комментарий и за очень уместную цитату из Гессе. Мне по ассоциации вспомнились эти строки из “Двух жизней” – не совсем о том же, на первый взгляд, но фундментально – тоже о свете, идущем через человека другим людям, но не в искусстве, а в повседневной жизни:

Человек должен жить так, чтобы от него передавались эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает. Вовсе не входит в задачу простого человека становиться или пыжиться стать святым. Но задача – непременная, обязательная задача каждого – прожить своё простое, будничное сегодня так, чтобы внести в своё и чужое существование каплю мира и радости.

Напоследок – коротенькая Alleluia:
Аудиоплеер
Karina_Galkina
06 Апр, 2018 17:43

Михаил, спасибо большое за знакомство с этой композицией и ее создателем.

Когда зазвучали первые ноты, сразу же возникло ощущение присутствия в просторном светлом храме на торжественной литургии… Внутри все замерло в благоговении …

А когда читала цитаты сэра Джона, мне вспомнилась история еще одной европейки с русской душой, принявшей православие, о которой как-то писал Алексей.

Mikhail
10 Апр, 2018 07:58
Карина, спасибо большое за комментарий и за ссылку на пост Алексея.  Возвращаясь к Тавенеру, я хочу ещё сказать, что православие для него не было поверхностным атрибутом инаковости в его обществе.  Из интервью с Тавенером я знаю, например, что он был вдохновлён текстами Симеона Нового Богослова, известного нам благодаря молитве “Прииди, Свет Истинный”.  А название композиции “Икона Рождества”, возможно, связано с иконой, автором которой считают святого Андрея Рублёва (это моя догадка).  Он “шёл в глубину”.  Так что ощущение присутствия в храме неслучайно.

Mikhail
28 Авг, 2018 07:23
В день праздника Успения Пресвятой Богородицы – одноимённая композиция “The Dormition of The Mother Of God”.  Начинающаяся pianissimo, в завершающей части она переходит к ликующему звону церковных колоколов. 
Karina_Galkina
28 Авг, 2018 10:45

Миша, спасибо большое за музыкальную композицию. Слушала ее, замирая. Очень красивая.

mariya_mekh
14 Апр, 2018 11:41
Миша, спасибо за это открытие! 
И правда, есть ощущение что, стоишь на службе в храме и слушаешь завораживающую молитву…
Есть желание замереть, закрыть глаза и слушать…
Послушала и некоторые другие его произведения – очень светлые и торжественные…
Sofi
14 Апр, 2018 14:21
Миша, Катя, спасибо за замечательные цитаты! Из Двух жизней вообще нужно прилепить куда-нибудь на видное место и обязательно перечитывать перед каждой встречей с кем бы то ни было:) Музыка волшебная, и радость такая от того, что люди находят свой Путь.
Oleg
17 Апр, 2018 21:09
Возвышающая музыка… Спасибо, Михаил!
vbob
18 Апр, 2018 14:21
Здорово!!! Спасибо!!!

( 10 комментариев — )