Открывая музыку Джона Тавенера
У каждого слушателя бывают периоды в жизни, когда целые виды музыкальной культуры уходят в прошлое и многолетние ориентиры, казавшиеся незыблемыми, блекнут. Новый этап слушательской биографии обязательно начнётся чуть позже, но сейчас человек словно бы начинает свой слушательский опыт с чистого листа.
Как раз в такой день я перебирал фонотеку, и внимание моё привлекла запись музыки композитора Джона Тавенера (1944–2013), отложенная когда-то до лучших времён.
Я не буду рассказывать о биографии Тавенера и перечислять его главные произведения – мне музыка всегда казалась интересней обстоятельств жизни её создателей. Приведу лишь две сокращенные цитаты из сэра Джона.
“Я назвал бы себя сосудом, сквозь который проходит музыка. Я бы сравнил свой метод сочинения с методом иконописца, пишущего икону. Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя. С появлением музыки я чувствую, как что-то проходит сквозь меня. Трудно сказать, что это такое и откуда это исходит.”
Как неожиданно… Не была готова к хоровому пению… и внутреннему замиранию в тишине… перед этим светом… Даже не верится, что это создано нашим современником… Ощущение присутствия в храме, внимания всем телом чему-то Невыразимому с большой буквы… и словно бы это духовная Музыка времен Средневековья…
Миша, это прекрасно, если именно такие драгоценности льнут к чистому листу… Бережно напитывают своей нетленной Красотой. Настоящая музыкальная сокровищница… Очень рада к ней прикоснуться. Ещё одно открытие. Спасибо.
Цитата о сосуде напомнила мне другую, из письма Германа Гессе молодому коллеге из Японии.
“Писатель, которому Вы обязаны познанием и пробуждением, не является ни светом, ни носителем света, он в лучшем случае — окно, через которое может проникнуть свет к читателю, и его заслуга не имеет ничего общего с геройством, благородными пожеланиями и идеальными программами, его заслуга может состоять лишь в том, что он, являясь окном, не препятствует свету, не закрывается для него. Если у него есть пылкое желание стать в высшей степени благородным человеком и благодетелем человечества, то очень даже возможно, что именно это желание совратит его и помешает пропускать свет. То, что им руководит и движет, не должно быть ни высокомерием, ни напряженным стремлением к смирению, но единственно любовью к свету, открытостью для действительности, способностью проникаться истинным”. (Герман Гессе. Письма по кругу)
Человек должен жить так, чтобы от него передавались эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает. Вовсе не входит в задачу простого человека становиться или пыжиться стать святым. Но задача – непременная, обязательная задача каждого – прожить своё простое, будничное сегодня так, чтобы внести в своё и чужое существование каплю мира и радости.
Напоследок – коротенькая Alleluia:
Аудиоплеер
Михаил, спасибо большое за знакомство с этой композицией и ее создателем.
Когда зазвучали первые ноты, сразу же возникло ощущение присутствия в просторном светлом храме на торжественной литургии… Внутри все замерло в благоговении …
А когда читала цитаты сэра Джона, мне вспомнилась история еще одной европейки с русской душой, принявшей православие, о которой как-то писал Алексей.
Миша, спасибо большое за музыкальную композицию. Слушала ее, замирая. Очень красивая.
И правда, есть ощущение что, стоишь на службе в храме и слушаешь завораживающую молитву…
Есть желание замереть, закрыть глаза и слушать…
Послушала и некоторые другие его произведения – очень светлые и торжественные…