О феномене Юродства
«Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное.»
Из послания Святого Апостола Павла коринфянам
Собор Василия Блаженного, что стоит в самом центре нашей столицы, знают, пожалуй, все россияне.
Причем этот храм широко известен не только в России, но и за рубежом, так как является визитной карточкой нашей родины для многих иностранных путешествующих.
А знаете ли вы, что на самом деле собор этот называется Покровским (его полное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву), а «Собор Василия Блаженного» — это народное название?
Удивительно, не правда ли?
Справедливости ради следует сказать, что один из приделов этого грандиозного собора действительно был построен в честь московского святого, юродивого Василия Блаженного в 1588 году в год его канонизации.
Это был единственный отапливаемый придел во всем храме, и Богослужения проводились в нем ежедневно, в отличие от других церквей собора. В итоге название одной церкви закрепилось за названием всего собора.
Узнав обо всем этом, у меня возник вопрос — а кем же был этот Василий Блаженный, что его слава на века закрепилась в названии одной из жемчужин русского зодчества, по которой узнают Россию по всему миру?
Василий Блаженный был известный на всю Москву и почитаемый юродивый времен царя Ивана Грозного.
Круглый год он ходил по городу практически нагой, отягчая себя веригами; с точки зрения простого обывателя бесчинствовал – мог, например, разворошить прилавок с товаром, но на самом деле таким образом он обличал нечестивого купца, торгующего некачественным товаром.
Василий Блаженный обладал даром предвидения и пророчества – он предсказывал пожары в Москве, провидел события в жизни самых разных людей, и даже сам Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Василия Блаженного, потому что только он мог открыто говорить царю правду.
Василию Блаженному приписывают также множество чудес, как при жизни, так и посмертно, в том числе и исцеление больных.
Так, по одной из легенд, однажды, приняв от царя в угощение «некое питие», Василий выплеснул две чаши, одну за другой, в окно, а разгневанному царю сказал, что тем самым потушил пожар в Великом Новгороде. Специально посланный гонец подтвердил, что, действительно в городе видели над начавшимся пожаром образ нагого человека, тушившего огонь.
Кстати, схожее чудо тушения пожара описано в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» Серафима Чичагова в главе, посвященной еще одной юродивой – Пелагее Ивановне Серебренниковой. Только свершилось это чудо несколькими столетиями позже – в конце XIX века.
«Однажды Пелагея Ивановна пила чай, – говорит он еще, – и ей налили чашку сладкого чая. Вдруг она вскочила с полу, схватила чашку и побежала с ней на улицу, и вылила эту чашку по направлению к одной деревне. На другой день приходит к ней женщина из этой деревни, бросается к ней, благодарит ее и рассказывает, что у них вчера был пожар в их деревне. «Уж начал загораться и мой амбар с хлебом, – говорила она сквозь слезы, – я упала на колени и закричала: Матушка Пелагея Ивановна, спаси! И тотчас ветер подул в другую сторону, и огонь стал потухать». По рассказу этой женщины, ветер переменился, а огонь стал утихать в ту самую минуту, когда Пелагея Ивановна вылила чашку чаю в ту сторону, где стояла эта деревня.»
Об этой святой подвижнице, юродивой, мы еще поговорим чуть ниже.
А сейчас давайте все же разберемся, кто такие юродивые, и в чем именно заключался их подвиг.
***
Во-первых, необходимо сказать, что полное название этого феномена юродивости — юродство Христа ради.
И вот юродство Христа ради представляет собой особый вид святости.
Суть его состоит в добровольном отречении от собственного ума, т.е. человек сознательно облекает себя в личину безумия перед обществом.
Славянское слово “юродивый” переводится на современный русский язык, как “глупый, безумный”.
Таким образом, суть этого феномена в том, что человек отрекается от своего ума не просто так, а именно Христа ради.
В богословско-литургическом словаре дается следующее толкование этого явления.
ЮРÓДИВЫЕ – подвижники Православной Церкви, принимавшие на себя подвиг юродства, то есть внешнего, кажущегося безумия.
Основанием для подвига юродства послужили слова Апостола Павла из первого послания к Коринфянам:
«Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для них спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1,18),
«Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1,21),
«Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3, 18).
Юродивые отказывались ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе.
Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды.
Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных социальных норм.
Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями.
Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.
Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига. Подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения. Служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.
Юродство Христа ради является необычным, редким, очень тяжёлым подвигом, который является, скорее, исключением, чем образцом для подражания.
Преподобный Серафим Саровский так говорил об этом подвиге: «На такой путь Господь и не призывает малосильных, матушка; избирает на такой подвиг мужественных и сильных и телом, и духом».
Большинство исследователей сходятся во мнении, что феномен юродства присущ только Православию, а именно — Византии и Руси (России).
Из всего сонма юродивых, прославленных всей Православной церковью, всего 6 жили в Византии, остальные – на Руси, т.е. именно в России этот подвиг получает самое широкое распространение.
Точное количество юродивых назвать сложно, т.к. разные источники выдают разные списки.
Во всяком случае, канонизированных юродивых точно более полусотни, а почитаемых в народе, но пока еще не канонизированных, и того больше.
Приведу здесь цитату из книги одного английского путешественника, описывающего юродивых, которых он видел, проходя по улицам Москвы, во время своего приезда в 1588–1589 гг.
«Даже в самые лютые морозы они ходят совершенно голыми, прикрываясь лишь клочком ткани, с длинными и взлохмаченными волосами, спадаюшими на плечи, многие из них носят металлические ошейники или цепи на груди.
Юродивые принимают на себя эти лишения как пророки и люди большой святости, позволяющей им говорить свободно все, что они считают нужным, без Малейшей оглядки, хотя бы и самому «Его Величеству».
Поэтому, если юродивый открыто обличает кого-нибудь, пусть даже самым беспощадным образом, ему никто не перечит, ибо это «по грехам».
И если юродивый, проходя мимо прилавка, берет что-либо, чтобы потом по своему усмотрению кому-нибудь отдать, то ему дозволено потому, что он считается угодником Божиим, святым человеком.»
***
Существует два мнения относительно того, кто был первым юродивым на Руси. Одни исследователи называют имя преподобного Исаакия, затворника Печерского (умер в 1090 г), другие – Прокопия Устюжского (умер в 1303 г.)
Но Исаакий Печерский взял на себя подвиг юродства лишь на время, в покаянных целях, после своего падения, а Прокопий Устюжский стал первым юродивым в полном смысле этого слова.
Тут интересен тот факт, что, согласно его житию, Прокопий был богатым купцом, «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он пленился красотой православного богослужения. Приняв Православие, он раздал бедным свое имение, «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися».
Вскоре из Новгорода он перебрался в город Великий Устюг, где днями бродил по городу, а ночами напролет молился.
Приведу здесь отрывок из его жития.
«Устюг он нашел полузырянским городом с христианскими храмами; соборная Церковь была деревянная и очень высокая. На паперти ее Прокопий стал проводить ночи в молитве, а днем ходил по городу, претерпевая насмешки, брань и побои; над ним издевались и дети, и те, которые имели духовный смысл еще менее развитой, нежели у детей, и не могли понимать поступков «духовного человека».
Прокопий молился за них молитвою Распятого: «Господи, не постави им греха сего».
Отдыхать ложился он то на навозе, то на камне или на голой земле. Одежда на нем была изорванная и в ней он переносил северные морозы, пищу он принимал от нищих и от людей богобоязненных, а от обогащавшихся неправдою не брал ничего.»
«…Раз была ночью жестокая стужа. Сильная вьюга засыпала дома, а мороз и ветер северный так были сильны, что птицы падали мертвые на землю, даже скот и люди замерзали. Можно представить, каково было нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на паперти Устюжского собора.
Терзаемый морозом, он пытался войти в хижину нищих, чтобы сколько-нибудь погреться: но одни запирали дверь, другие прогоняли его палкой.
Прогнанный страдалец нашел сарай, где в углу лежали собаки; он лег около собак, чтобы от них согреться, но и собаки ушли от него. Не тяжко ли не найти защиты от смерти у людей и даже у псов?! Раб Божий Прокопий, видя «яко не точию человецы, но и пси им гнушаются», глаголаше в себе: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», и пошел на обычный свой ночлег – паперть церковную; дрожа всеми членами и ожидая смерти, молился он: «да приимет Бог душу его».
И вот он чувствует отрадную теплоту; взглянув, видит пред собою Ангела Божия с прекрасною веткою в руке; небесный посетитель, коснувшись веткою лица Прокопия, оживил страдальца: приятная теплота разлилась по всему телу его. Это было точно то же, что испытал блаженный Андрей в подобном положении. Об этом блаженный Прокопий рассказал любимому клирику Симеону, отцу святого Стефана Пермского, под условием – не говорить о том другим до смерти юродивого…»
«…За великие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес еще на земле.»
***
В описании житий тех подвижников, кто нес подвиг юродства, можно найти следующие сходства:
- большинство юродивых ходили либо нагими, либо в очень скудных одеяниях;
- одевались в рубище, в грязную, рваную одежду;
- носили вериги;
- их манере поведения было свойственно буйство и асоциальные поступки;
- они постились, питались скудно самой простой пищей;
- изнуряли своё тело физической работой (иногда со стороны кажущейся бессмысленной);
- спали мало, на полу в неудобной позе, на улице практически в любую погоду;
- терпели стужу и жару;
- речь святых юродивых была иносказательна;
- они тайно творили милостыню;
- обладали пророческим даром и даром чудотворения;
- и непрестанно пребывали в молитве (особенно по ночам).
Т.е., как можно видеть, такие люди полностью отказывались от всего материального — от всех благ земных, от малейшего комфорта, умышленно распинали свое тело, и абсолютно пренебрегали своей личностью — притворялись потерявшими рассудок, терпели обиды и надругательства, ради спасения своей души и душ ближних.
Их безумие являлось именно мнимым, притворным, внешним, — и этот факт можно проследить в богослужебных текстах и в текстах акафистов этим Божиим угодникам.
Приведу пару примеров из Акафиста Ксении Петербургской
«Разум, от Бога ти дарованный, в безумии мнимом сокрыла еси, блаженная Ксение; в суете же града великаго, аки пустынница, пребывала еси, молитвы своя к Богу возносящи непрестанно.»
«…Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога ти данный, на рамо свое приявшая; радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывшая…»
В других богослужебных текстах эти подвижники именуются «богомудрыми»
«Блаженне, [имярек], богомудре, чистая твоя душа…”;
“Блаженная Ксение богомудрая…”;
“…блаженною Христа ради наречеся, Марфо, старице богомудрая…”;
“…молися убо ко Господу, Любовь блаженная, богомудрая” и т.п.
К слову сказать, подвиг юродства находит свое отражение не только в акафистах, но существует даже отдельная общая служба Христа ради юродивым, где в полной мере воспеваются их духовные подвиги.
Некоторые ученые – исследователи феномена юродства приходят к выводу, что подвиг юродства схож с одной стороны с монашеством по таким качествам, как аскетизм, полное отречение от мира, нестяжательство, непрерывная молитва, с другой стороны, со старчеством – все юродивые служили обществу и духовно окормляли своих соотечественников.
Кроме того, юродство приравнивают, а иногда даже поставляют выше добровольного мученичества за Христа из-за его, юродства, продолжительности.
***
Блаженная Ксения Петербургская
Среди прославленных церковью юродивых подавляющее большинство лиц мужского пола, но, пожалуй, самая известная и почитаемая ныне святая, подвизавшаяся на ниве юродства – это женщина – блаженная Ксения Петербургская.
Иконы с ее изображением очень часто можно встретить в самых разных храмах.
Зачастую изображения Ксении Петербургской соседствуют с иконами блаженной праведной Матроны Московской, да и на службах в церкви их упоминают вместе, когда перечисляют Святых, к чьему заступничеству обращаются.
Но Матрона Московская не была юродивой в строгом смысле этого слова; ее духовный подвиг был несколько иным.
Ксения Григорьевна Петрова, будущая блаженная Ксения Петербургская, в 26 лет, потеряв мужа, раздала все свое имущество, а дом подарила одной знакомой, и, назвавшись именем внезапно скончавшегося супруга – Андреем, вышла на улицы Санкт Петербурга нищенствовать и нести тяжкий подвиг юродства.
Днем она бродила по городу, юродствовала, обличала, предсказывала, исцеляла, но неявно, иногда нелепыми поступками и действиями спасала людей от грозивших им бедствий — одним словом, всячески помогала окружающим, их душам, а все ночи напролет проводила в молитве в поле под открытым небом.
Еще при жизни она стяжала такие Дары Святого Духа, как прорицание, предвидение и чудотворение.
Ко времени ее кончины почитание Ксении Петербургской стало в народе столь велико, вера в ее причастность к Богу столь крепкой, что после ее смерти народная тропа к ее могиле не зарастала, в прямом смысле этого слова.
Прославлена она была Православной церковью для общерусского почитания в 1988 г.
***
Дивеевские блаженные Пелагея, Параскева, Мария
Следует отметить, что на XIX – начало XX века в России приходится своего рода расцвет подвига юродства среди женщин. Многие из них ныне канонизированы.
Среди прославленных святых этого периода
блж. Евфросиния Колюпановская (†1855);
блж. Домна Карповна, старица Томская, Сибирская (†1872);
блж. Пелагия Дивеевская (†1884),
блж. Параскева Дивеевская (†1915),
блж. Мария Дивеевская (†1931).
Надо сказать, что с особой силой впечатлил и заинтересовал меня феномен юродства именно после того, как я побывала в Дивеево, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, познакомилась с историей монастыря и, в особенности, с жизнеописаниями Дивеевских блаженных — Пелагеи, Параскевы и Марии. Некоторые моменты в их житиях читать без слез было просто невозможно. И сила духа этих скромных женщин, запечатленная в истории их подвига, не могла оставить меня равнодушной.
Несли они свой тяжкий крест всего-то чуть более столетия назад, поэтому и данные в их житиях наиболее точные и достоверные, а сами описания максимально полные.
На их примере наиболее ярко осознаешь, что, во истину, юродство Христа ради – подвиг совершенно особый, который может быть по силе только незаурядным гигантам духа.
Очень интересно и достаточно подробно рассказано об этих трех блаженных старицах вот тут.
«Дивеево никогда не оскудеет блаженными», — говорил св.Серафим.
По благословению преподобного Серафима Саровского, после его кончины эти невероятной духовной силы жены Дивеевские оберегали насельниц монастыря своими молитвами от всякого зла.
К этим блаженным прозорливым старицам стекались также и многие люди — от простого бедняка до самой царской семьи — за пророчествами, молитвенной помощью и утешением.
Они приходили одна на смену другой на протяжении целого столетия, и тем самым напомнили мне уникальный феномен старчества в Оптиной Пустыни, где великие старцы, стяжавшие дары Духа Святого, среди которых были и дар прозорливости, и пророчества, и исцеления от недугов, тоже сменяли друг друга в течение полутора столетий, начиная с конца девятнадцатого века до первой половины века двадцатого.
Интересно, что у многих юродивых, и в частности у Дивеевских блаженных стариц, наблюдалась между собою особая духовная связь. И свою преемственность – когда именно наставала пора им сменяться, блаженные «обговаривали» между собой.
Приведу здесь цитату из Летописи Серафимо-Дивеевского монастрыря, составленную священномучеником Серафимом Чичаговым.
«Монахиня Анна Герасимовна, прожившая 45 лет вместе с Христа ради юродивой Пелагеей Ивановной Серебренниковой, рассказывала об общении ее с другими юродивыми так:
«Забегали к Пелагее Ивановне и прочие, бывавшие в обители, блаженные рабы Божий, – такие же, как и она, дурочки, как себя они величали.
Раз, например, зашла так всеми называемая блаженная Паша Саровская. Она потому и называлась Саровского, что несколько лет спасалась в Саровском лесу.
Взошла и молча села возле Пелагеи Ивановны. Долго смотрела на нее Пелагея Ивановна да и говорит: «Да! Вот тебе-то хорошо, нет заботы, как у меня: вон детей-то сколько!» Встала Паша, поклонилась ей низехонько и ушла, не сказавши ни слова в ответ.
Спустя много лет после того сестра обители нашей Ксения Кузьминична, старица прежних Серафимовских времен, однажды во время обедни осталась одна с Пелагеей Ивановной и, сидя на лавке у окна, тихонько расчесывала у ней голову, а Пелагея Ивановна спала. Вдруг Пелагея Ивановна вскочила, точно кто ее разбудил, так что старицу Ксению испугала, бросилась к окну, открыла его и, высунувшись на половину, стала глядеть в даль и на кого-то грозить. «Что такое?» – подумала старица Ксения, подошла к окну поглядеть и видит: отворяется обительская калитка, что у Казанской церкви, и в нее входит блаженная Паша Саровская с узелком за плечами, направляется прямо к Пелагее Ивановне и что-то бормочет про себя.
Подойдя ближе и заметив, что Пелагея Ивановна ей что-то таинственное говорит, Паша остановилась и спросила: «Что, матушка, или нейти?»
«Нет», – говорит Пелагея Ивановна.
«Стало быть, рано еще? Не время?»
«Да», – подтвердила Пелагея Ивановна.
Молча на это низко поклонилась ей Паша и тотчас же, не заходя в обитель, ушла в ту самую калитку. И после этого года полтора не была у нас.
Вот они, блаженные-то, как разговаривают, – говорила Анна Герасимовна. – Поди и понимай их, как хочешь…
А они, дурочки-то, все знают, лишь друг на друга только взглянут, все и понимают.
Что же, вы думаете, значили эти таинственные их разговоры? А вот что: лет за шесть до смерти Пелагеи Ивановны явилась к нам опять Паша с какою-то детской куклой, а потом еще немного погодя и со многими куклами; нянчится, бывало, с ними, ухаживает за ними, называя их детьми. И стала Паша по нескольку недель, а потом уже и по нескольку месяцев проживать у нас в обители, где день, где ночь.
За год до кончины Пелагеи Ивановны почти весь год прожила у нас. А как скончалась Пелагея Ивановна, то осталась даже и совсем в нашей обители. Была несколько раз она у меня, и я пробовала предложить ей остаться. «Нет, нельзя, – говорит, – вон маменька-то не велит», – отвечает мне, показывая на портрет Пелагеи Ивановны. «Что это, – говорю, – я не вижу!» «Да ты-то, – говорит, – не видишь, а я-то вижу, не благословляет!» Так и ушла, и поселилась у клиросных в корпусе.»
А вот еще очень хороший и добрый фильм, повествующий об этих трех Дивеевских подвижницах.
Вместо заключения…
Подвиг юродства Христа ради – особый вид святости, и простому человеческому уму не постичь этого подвига.
Но для людей, избравших для себя такой путь служения Богу — через отказ от собственного разума в глазах окружающих, через безропотное терпение обид и надругательств со стороны — это являлось прямым проявлением следования за Христом.
И еще немного мыслей вслух…
Юродство Христа ради — это один из самых тяжелых подвигов в Православии, и взявших на себя этот подвиг крайне мало на всем протяжении истории христианства.
И вот во время изучения феномена юродства у меня возникло интересное наблюдение.
Собор Василия Блаженного, юродивого, с упоминания которого начался этот пост, служит визитной карточкой, по которой узнают нашу страну во всем мире.
Так вот и подвиг юродства, на ниве которого подвизался святой, чье имя закрепилось в названии этого Собора, нигде более не получил такого широкого распространения и не расцвел в духовном смысле так ярко, как в России.
Большинство цитат взято из материалов с сайта azbyka.ru.
Комментарии
( 5 комментариев — Оставить комментарий )
( 5 комментариев — Оставить комментарий )