МИСТИКА. Обзор понятия.

06 Мар, 2020   в 10:45

Если набрать в интернете запрос по слову «мистика», поисковик выдаст массу ссылок с различными определениями.

Приведу здесь то, что имеется в наиболее популярных источниках:

Википедия

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова

Новая философская энциклопедия

Соловьёв В.С. – Статья из Энциклопедического словаря


На однозначность понимания вышеприведенные определения никак не претендуют. Если попытаться всё это как-то систематизировать, то получится несколько направлений понимания термина “мистика”:

  1. Вера человека в сверхъестественные силы, в связь человека с Богом, богами, потусторонними силами и т.п.
  2. Некая сакральная религиозная практика
  3. Некий вид религиозно-философской познавательной деятельности
  4. Вообще всё загадочное, непонятное, таинственное в жизни человека.

Если не брать во внимание совсем уж обывательское понимание мистики, то обращает на себя  внимание связь понятия «мистика» с религией и философией.

Именно у разного толка философов — западных и русских — можно найти подробное описание этого термина, размышления и пространные исторические очерки о мистике и мистиках разных эпох, религий и философских течений.

И практически везде мистика рассматривается в соотношении с религией – большей частью с христианством в целом, и православием в частности.

И практически нигде не найдём мы описания, толкования понятия «мистика» от самих мистиков.
Как можно прочесть у Владимира Лосского в «Очерке мистического богословия Восточной Церкви»:

«Личный опыт великих мистиков Православной Церкви чаще всего нам неизвестен.
За редким исключением в духовной литературе православного Востока нет таких автобиографических рассказов о своей внутренней жизни, как у святой Анжелы из Фолиньо, Генриха Сузо или святой Терезы из Лизье в ее «Истории одной души».
Путь мистического соединения с Богом – почти всегда тайна между Богом и душой, которая не раскрывается перед посторонними, разве только перед духовником или некоторыми учениками.
Если что и оглашается, то лишь плоды этого соединения: мудрость, познание Божественных тайн, выраженные в богословском или нравственном учении, в советах и назиданиях братии.
Что же касается самого внутреннего и личного опыта он сокрыт от всех взоров.»

Именно у религиозных философов, изучающих и осмысляющих опыт мистиков, можно найти попытки передать в словах ответ на вопрос – что такое мистика?

Ниже приведены некоторые из таких определений, взятых из философских трудов по большей части русских философов-славянофилов, с ссылками на источники этих определений, где можно подробнее изучить философские выкладки авторов:

Рудольф Штейнер – «Рихард Вагнер и мистика»:
Рихард Вагнер и мистика

«Стоит, однако, задуматься над тем, что сегодня почитается за мистику.
Образованные и необразованные люди говорят о мистике как о смутном, туманном миропонимании по сравнению с тем, что признано научным осмыслением мира, облеченным в понятия.
Но уже гностики, великие мистики первых христианских столетий, думали о мистике иначе. И вообще все люди, что-либо понимавшие в мистике, испокон веков думали о ней иначе.
Гностики называли мистику математикой, – не потому, что мистика была математикой, а по той причине, что подлинная мистика на уровне идей и представлений о высших духовных мирах стремилась к той же самой кристальной ясности и прозрачности, какими в соответствующей сфере обладают математические представления и понятия.
Правильно понятая мистика является не туманным, эмоциональным восприятием мира, а самым прозрачным, кристально ясным изо всего, что только может существовать.»

Иван Васильевич Киреевский – «Духовные основы русской жизни»
Духовные основы русской жизни

«Под мистикой следует понимать практику и учение о богообщении, непосредственном единении души с Богом.
Понятие мистики характерно для западного богословия, в православной богословской традиции ему соответствует понятие благодатного созерцания.
Оно достигается – при содействии благодати Божией – непорочной, подвижнической жизнью, исполнением заповедей Божиих, очищением от страстей, трезвенностью ума, непрестанной умной молитвой.
Творения свтт. Афанасия Великого, Григория Нисского, прпп. Макария Великого, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита (и его учеников-исихастов), других св. отцов свидетельствуют о личном опыте богообщения.»

Владимир Сергеевич Соловьёв –  «Философские начала цельного знания»
Философские начала цельного знания

«Истинная, цельная красота может,  очевидно, находиться только в идеальном мире самом по себе, мире сверхприродном и сверхчеловеческом.
Творческое отношение человеческого чувства к этому трансцендентному миру называется мистикой






Владимир Николаевич Лосский – «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»
Очерк мистического богословия


«В известном смысле всякое богословие мистично, поскольку оно являет Божественную тайну, данную Откровением.
С другой стороны, часто мистику противополагают богословию, как область, не доступную познанию, как неизреченную тайну, сокровенную глубину, как то, что может быть скорее пережито, чем познано, то, что скорее поддается особому опыту, превосходящему наши способности суждения, чем какому-либо восприятию наших чувств или нашего разума.»

 

 

Николай Александрович Бердяев – “Дух и реальность”
Дух и реальность

«Мистика в отличие от аскетики есть то, что исходит не от человека только, что предполагает действие Божьей благодати, веяние Духа в человеке.
Пневма, как ночной ветер, входит в человека и изменяет его.
Иногда говорят, что в аскезе человек поднимается к Богу, в мистике же Бог сходит к человеку.»


«В книгах мистических раскрывается двоякий смысл мистики – она означает опыт, переживание и означает учение.
Мистика есть духовный путь и высшие достижения на этом пути.
Мистические книги описывают этот путь и эти достижения, борьбу и созерцание.»


«Подлинная мистика и есть реализм, она обращена к первореальностям, к тайне существования, в то время как ортодоксальная теология имеет дело лишь с символами, получившими социальное значение.
Мистика есть как бы «откровение откровения», раскрытие реальностей за символами.
Настоящие мистики были реалистами, различали реальности.»


«Мистика не есть только алогическая музыка души, и мистика не есть романтика.
Мистика связана с духовностью, а не с душевностью, и предполагает проникновение духовности в душевность.
Мистика есть пробуждение духовного человека, который видит реальности лучше и острее, чем человек природный, или душевный.»


Николай Александрович Бердяев – «Философия свободы. Смысл творчества.»
Философия свободы. Смысл творчества

«Мистикой же называют не учение, не философию, а саму мистическую жизнь, мистическую практику, мистический опыт. <…>
Мистическое познание есть практика, опыт и жизнь; мистическая практика, опыт и жизнь есть также и познание.»


«В мистике есть духовное дерзновение и почин внутреннего человека, глубочайших глубин духа.»

Николай Александрович Бердяев – «Мистика и религия»
Мистика и религия

«Мистика не есть учение о мире, не есть искусство, с помощью которого люди идут к свету, не есть путь, которым утверждается добро и отрицается зло.
Мистика  —  первоначальная стихия, общая у человека с мировым бытием, стихия, в которой соединяется человеческая природа с первоосновами мирозданья, прикасается к «древнему хаосу».
Это транс-психические переживания, самые первоначальные, первозданные  —  стихийный корень человеческого существа.
Мистика есть трансцендентная искренность, преодоление всех лживых условностей эмпирической жизни, обнаружение своей подлинной действительности.»


«Мистика есть пробуждение духовного человека, который видит реальности лучше и острее, чем человек природный, или душевный.
Мистика есть преодоление тварности. В этом существенное ее определение, и оно подходит ко всем мистикам.
Но выходит из тварности в божественную жизнь не природный человек, как душевно-телесное существо, а духовный человек, через духовное начало в человеке.»


Понятие мистики осмысляется философами очень давно, трактовок его существует множество. Но и по сей день нет какого-то точного, однозначного его понимания в научной философии или культурологии. По сей день ученые-философы и культурологи, проводя исторический анализ множества философских трудов разных эпох и стран, пытаются осмыслить это понятие. Нельзя сказать, что их труды вносят больше определенности в философское понимание мистики, но для исторического экскурса и понимания многообразия толкований термина, почитать полезно:

Комментарии

( 7 комментариев — )

Evgen
06 Мар, 2020 12:38
Спасибо за подробный очерк по понятию “мистика”, Наташа! 🙏 

Крайне опошленное в современном медийном пространстве слово.
Когда среднестатистический человек слышит это слово – у него сразу возникает отрицательный контекст, и отношение как к чему-то рыхлому и неструктурированному неясному, загадочно-опасному… 

А на самом деле – речь о естественном, хоть и вытесненном у большинства из личности, свойстве человека. О чём, кстати, подробно пишет Алексей в “Холистической концепции”.

Спасибо за дальнейшее раскрытие темы и структурирование взглядов на это понятие философов разных эпох 😇 
Многим людям собранный материал поможет уйти от искажённого контекста восприятия этой сферы 😊😉
Nataly
09 Мар, 2020 21:24
На здоровье!
Именно потому что мистика – естественное для человека свойство, оно так перевирается и вытесняется в современном социуме. И по тому, с каким размахом оно вытесняется, какие глупые и непривлекательные формы ему пытаются навязать, можно понять – насколько ценное это для человека свойство!
ALG
07 Мар, 2020 16:09
Спасибо за прекрасный обзор!
Очень важно понимать значение этого слова, важно знать суть того явления, которое им описывается, ибо от этого многое зависит в нашей внутренней жизни.
Правильное (то есть, конструктивное, рациональное) понимание этого явления — это ключ к эффективной психогигиене, т.е. ключ к подлинной гармонии в душе.
А без этого здоровья нервной системы не видать…
Ну, а “все болезни от нервов” — это уж мы знаем с детства:)
Nataly
09 Мар, 2020 21:30
Да, стоит лишь потрудиться вникнуть в действительное значение слова “мистика” (в наш век это очень несложно), и станет понятнее многое – и в принципах устройства социума, в котором живём, и в собственных внутренних процессах.
Это ко многим понятиям можно отнести, кстати. Очень полезно вникать в смысл привычных слов! Непосредственно для собственного здоровья полезно!
KarinaS
08 Мар, 2020 01:25

Наташа, спасибо за эту подборку.

Термин «Мистика» очень уж «непростой» в современном обществе, и даже сильным негативным флером овеян, так, что много раз подумаешь, прежде чем его употребить в своей речи во избежание недопонимания с собеседником.

А оказывается, что «мистика» очень плотно сопряжена с религией, в том числе и с христианской духовной практикой в ее самом сокровенном аспекте.

Очень интересно было это почерпнуть в приведенных цитатах философов с мировым именем.

mariya_mekh
09 Мар, 2020 19:06
Наташа, спасибо что сделала такой обзор. Сейчас слово “мистика” имеет больше негативный окрас. И ясно почему — используют это слово различные псевдоцелители, “экстрасенсы” и прочие, для манипуляции людьми. Всё что связано с такими персонажами и получает негативный окрас…
А такие материалы возвращают понимание настоящего значения слова “мистика” и самого явления🙏
vbob
14 Мар, 2020 13:39
Наташа, спасибо за очень подробный и интересный материал

( 7 комментариев — )