Европейка с живой душой…

29 Сен, 2017   в 17:37
ALG
Лоранс ГийонПопался интересный материал…
Женщина, европейка, француженка – талантливая, одаренная…
И явно с живой душой, ибо очень остро видит и чувствует потерю души в Европе, глубокую духовную деградацию Европы.
И при этом, она еще нашла в себе силы выйти из сферы этой (судя по всему уже необратимой) духовной деградации Европы.
И как она вышла?
Да уехала в Россию и перешла в Православие!

Для нас, живущих в России, этот опыт особо ценен тем, что у нас на себя и нашу среду, как говориться, “глаз замылен”.
Вкупе с извечной самокритичностью русской души, мы особо ярко видим недостатки вокруг, несовершенства и изъяны. И гораздо хуже видим положительные моменты.
И тем ценнее такие вот РЕАЛЬНЫЕ истории из жизни…

Вот часть интервью, которая меня особо заинтересовала:

“…– Скажите, а чем именно Вас, католичку, так привлекло православие? 

– Я искала традицию.
В католичестве ее уже не было.
Как раз в это время, после Второго Ватиканского Собора, в Католической церкви проводились реформы, направленные на уничтожение традиции и ее духа: они считались пережитками язычества и религиозным кичем.
Это было попыткой приближения к протестантизму.
Древние скульптуры и иконы вывозились из храмов, а каждый священник проводил службу не канонически, а по своему усмотрению.
Евангелие читали как плохие актеры в провинциальном Доме культуры. 

В детстве я часто ходила в церковь, тогда у меня и возникла наивная, но чистая вера. Однако постепенно я от нее отдалялась, стала интересоваться Древней Грецией, и христианство отошло на второй план. Но после чтения «Братьев Карамазовых» мое отношение к Церкви сильно изменилось, я ясно увидела, что именно здесь, в евангельских Истинах и христианском миросозерцании, и заключен конечный пункт моих духовных поисков.  

Очень большое впечатление произвел на меня и фильм А. Тарковского «Андрей Рублев»: тогда, в 18-летнем возрасте, мысль о переходе в православие уже оформилась в созревшее решение. Несмотря на то, что фильм Тарковского погружает нас в жестокий мир Древней Руси, все там освещено идеей Преображения, милосердия и любви.
Похожее впечатление оставляли во мне и романы Достоевского, и именно этого ощущения просветленности мне недоставало во французской литературе ХIХ века.
Мрачная атмосфера какой-то безнадежности и бессмысленности существования, на мой взгляд, не находила во французских романах никакого выхода; Достоевский и Тарковский же преображали мир удивительным светом веры и наделяли его глубоким смыслом. Через них я почувствовала и глубину православия. 

Кроме того, я стала интересоваться иконами. В них я как раз и увидела живое воплощение традиции…”

Всё интервью с это женщиной – далее, под “катом”:

ЛОРАНС ГИЙОН: «Я – ЧЕЛОВЕК СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…»

Двенадцать лет в России

Журнал: №4 (16) 2006 г.
Лоранс Гийон
Лоранс Гийон – француженка, которая уже 12 лет живет в России, исповедует православие и занимается музыкальным фольклором. Она профессионально играет на средневековых инструментах – колесной лире и гуслях – и не просто обладает уникальным певческим талантом, но и часто выступает с концертами, где исполняет средневековые французские песни и произведения русского, в том числе – казачьего фольклора. Кроме того, она одаренный художник и регулярно проводит выставки своих картин. Помимо этих занятий, Лоранс уже много лет преподает во французском лицее в Москве, где работает с маленькими детьми, занимаясь их общим развитием – подготовкой к школе, постановкой речи, проводит музыкальные занятия, обучает их навыкам живописи и рисунка. 

– Лоранс, несмотря на то, что Вы родились во Франции и большую часть жизни провели в своей родной стране, уже 12 лет Вы живете в России. Скажите, с чего начался у Вас интерес к нашей стране, как Вы решились на столь кардинальную перемену в своей жизни – переезд в Россию? 

– Сначала я очень увлекалась Древней Грецией и даже пыталась ее изучать. Но потом кто-то посоветовал мне обратиться к русской литературе, и я впервые прочитала Толстого и Достоевского. Именно с этих книг и началась моя любовь к России и живой интерес к ее истории и культуре. Постепенно эта увлеченность Россией стала окрашивать и мою духовную жизнь: так созрело решение перейти в православную веру. Но о переезде в Россию тогда не возникало и мысли: это были еще советские времена, и коммунистическая идеология, естественно, меня отталкивала. Я пыталась найти себя в западном мире, на своей родине. 

– Не могли бы Вы рассказать подробнее о Вашем переходе в православие. Как Вы пришли к этому решению? 

– Это решение вызревало постепенно. Из своего маленького городка я переехала в Париж и поступила в Школу восточных языков, где начала учить русский язык. Интуитивно я чувствовала, что мой интерес к русской культуре связан и с ее духовной традицией. Я стала искать православного священника, чтобы разрешить возникающие у меня вопросы духовного характера. Вообще в Париже мне было трудно, поскольку русская эмигрантская среда – в своем большинстве – меня не приняла: было непонятно столь горячее стремление француженки и католички к другой, православной культуре. Моя преподавательница советовала мне писать диссертацию об иконах отца Григория Круга, и именно она и привела меня к православным монахам, чтобы помочь мне определиться с выбором этой темы. У нас происходили духовные беседы, в которых я находила ответы на мучившие меня вопросы. Очень помогли мне отец Варсонофий – француз, перешедший в православие, и архимандрит Сергий, уже пожилой монах, бывший русский князь. Оба они были под юрисдикцией русского Патриархата. Через них я и пришла к Церкви и приняла православие. 

– Скажите, а чем именно Вас, католичку, так привлекло православие? 

– Я искала традицию. В католичестве ее уже не было. Как раз в это время, после Второго Ватиканского Собора, в Католической церкви проводились реформы, направленные на уничтожение традиции и ее духа: они считались пережитками язычества и религиозным кичем. Это было попыткой приближения к протестантизму. Древние скульптуры и иконы вывозились из храмов, а каждый священник проводил службу не канонически, а по своему усмотрению. Евангелие читали как плохие актеры в провинциальном Доме культуры. 

В детстве я часто ходила в церковь, тогда у меня и возникла наивная, но чистая вера. Однако постепенно я от нее отдалялась, стала интересоваться Древней Грецией, и христианство отошло на второй план. Но после чтения «Братьев Карамазовых» мое отношение к Церкви сильно изменилось, я ясно увидела, что именно здесь, в евангельских Истинах и христианском миросозерцании, и заключен конечный пункт моих духовных поисков.  

Очень большое впечатление произвел на меня и фильм А. Тарковского «Андрей Рублев»: тогда, в 18-летнем возрасте, мысль о переходе в православие уже оформилась в созревшее решение. Несмотря на то, что фильм Тарковского погружает нас в жестокий мир Древней Руси, все там освещено идеей Преображения, милосердия и любви. Похожее впечатление оставляли во мне и романы Достоевского, и именно этого ощущения просветленности мне недоставало во французской литературе ХIХ века. Мрачная атмосфера какой-то безнадежности и бессмысленности существования, на мой взгляд, не находила во французских романах никакого выхода; Достоевский и Тарковский же преображали мир удивительным светом веры и наделяли его глубоким смыслом. Через них я почувствовала и глубину православия. 

Кроме того, как я уже говорила, я стала интересоваться иконами. В них я как раз и увидела живое воплощение традиции. Наверное, я обладаю какой-то архаической натурой, и по всему складу моего мировосприятия я – человек средневековья. Поэтому я все время искала какой-то осмысленный путь к старине. Меня всегда удивляло, что на такой чудесной земле, как Франция, – в стране со столь богатым духовным прошлым, с таким изобилием памятников древнейшей культуры – люди живут в абсолютной изоляции и отрыве от своих корней. Я же искала какой-то глубокой преемственности, мне не хватало ощущения нерасторжимой связи прошлого и настоящего, а эта изолированная от своих собственных традиций современность меня отпугивала и опустошала. В свое время я читала проповеди и переписку отца Всеволода Шпеллера, и меня поразила его мысль о тайне времени. Именно тайна времени так завораживала меня в моих поисках. Позже, читая католического философа Гюстава Тибона, я задумалась над поразившей меня фразой: «Tout ce qui n’ est pas de l’ eternit retrouve est du temps perdu» («Все, что не есть обретенная вечность, – лишь потерянное время»). Современному западному сознанию это чувство вечности неведомо, его я не находила и в католичестве. А в православии я, наконец, ощутила неразрывность времен, близость к общинному духу первых христиан. 

Еще до моего переезда в Россию я часто бывала в гостях у моей русской подруги. Как-то я решила провести Страстную неделю и Пасху в Москве. В Великий Четверг я пошла на Литургию в храм митрополита Филиппа на проспекте Мира. И там со мной произошло что-то необыкновенно чудесное. Я вдруг ощутила это неразрывное единство времени. Оно предстало как необъятное море, на поверхности которого я нахожусь. А глубина этого моря заключала в себе все времена одновременно! Это было удивительное переживание! Я впервые почувствовала, что такое истинная Благодать! Один такой момент стоил всех моих предыдущих мытарств и страданий на пути к Церкви. 

– Когда именно Вы решились связать свою жизнь с Россией? 

– Впервые я попала в Россию в составе организации Французской коммунистической партии: тогда это был единственный способ побывать на Русской земле. Таким же путем в Россию отправился и швейцарский православный монах, отец Василий Ролимонд. В Москве я рвалась в храм и в отчаянии искала среди множества закрытых церквей хоть одну действующую. Еще никого не зная в этом городе, я не додумалась попросить помощи у отца Василия и вообще из какой-то ложной скромности стеснялась к нему обратиться со своими проблемами. А он уже тогда был близким другом отца Валентина Асмуса, в будущем – моего духовного отца, с которым я познакомилась через много лет! Получается, оказавшись совсем рядом с моими будущими православными наставниками, я не уловила судьбоносность этой встречи и прошла мимо! 

Правда, к концу моего пребывания в Москве я все же решилась подойти к старушке на улице в поисках храма. Так я, наконец, попала в церковь Святителя Николая в Кузнецах. Кстати, эта женщина просила меня рассказать на Западе о тех преследованиях и гонениях на Церковь, которые происходят в советской России. Меня это очень взволновало. И вообще, эта первая поездка была для меня печальной: я воочию увидела, как тяжело, находясь на православной земле, не иметь возможности свободно существовать в лоне Церкви. Но, с другой стороны, мне удалось соприкоснуться с русскими людьми и почувствовать их чистоту и простоту. 

Уехав из России, я надолго потеряла с ней связь. В ту пору я еще находилась в мучительных поисках своего призвания и хотела посвятить себя живописи. Вскоре я отправилась в Америку, где для меня открывалась реальная перспектива сделать карьеру художника. Но там я столкнулась с отчуждением и поверхностным отношением друг к другу людей, дружелюбие которых оказалось лишь поведенческой маской. Опять мне не хватало глубины! Через девять месяцев я вернулась во Францию, где меня ждали очень суровые годы непрекращающихся поисков себя. Несмотря на то, что я поселилась в очаровательном селе на юге Франции, это существование не приносило мне искомой полноты и удовлетворения. Я занималась литературным творчеством и даже написала два романа об эпохе Ивана Грозного, но, столкнувшись с издательской средой, в очередной раз почувствовала человеческий цинизм, отчуждение и пустоту жизни. И в эту среду мне не удалось вписаться! Я жила в прекрасном месте и очень тосковала! 

Во время перестройки, в 1990 году, я опять попала в Россию. Здесь я столкнулась с какой-то эйфорией опьяненных от свободы, но измученных людей. И на этом контрасте еще острее почувствовалась боль от тех разрушений и надругательств, которые Россия вынесла в советское время. Именно отсюда, из России, я по-новому увидела и мнимое благополучие Запада, в котором, несмотря на жизненный комфорт, у людей полностью отсутствовало какое-то глубинное духовное измерение. Тогда же я осознала и парадоксальное родство капитализма и коммунизма, их взаимозависимость и внутреннюю связь. Они предстали передо мной как змея с двумя головами. Прежде всего их связывал всепоглощающий материализм, кстати, на Западе еще более разрушительный, чем в Советском Союзе. Западный материализм, прикрытый «либеральными ценностями», мне показался более опасным именно в силу его мнимой безобидности и привлекательности для большинства современных людей.

Поток американской «культуры» с ее «ценностями», расцвеченными «веселым» материализмом, обрушился на западный мир, и на лицах людей застыли бездушные и беззаботные улыбки вечного и пустого счастья! Какая там многовековая средневековая культура? Какая духовная жизнь? Эти понятия остались в далеком прошлом. Зато есть прогресс, развитие СМИ, экономическая благонадежность… Я вовсе не хочу сказать, что западный человек окончательно потерял совесть и превратился в какого-то примитивного паразита: скорее он просто очень сильно запутался, потерялся, заблудился в мире самодавлеющих иллюзий… 

Тогда я уже твердо решила жить в России, несмотря на то, что явственно чувствовала вмешательство в судьбу этой страны каких-то темных сил. У меня было отчетливое ощущение, что именно сейчас наступил тот момент, когда Бог собирает людей на защиту этого хрупкого мира. Я словно почувствовала какой-то внутренний призыв, похожий на мобилизацию сил во время войны. Поскольку я ощутила в себе это призвание, то выбора у меня уже не было! Как будто бы Господь меня призвал в Россию, чтобы открыть мне глаза и направить на защиту этого еще слабого, но светлого добра, находящегося у огромной разверзшейся пропасти тьмы и ее всепоглощающего зла. Но если в России этот болезненный симптом времени еще был отчетливо виден, то на Западе он уже был скрыт в тумане благополучия и достатка, где люди разучились различать добро и зло. 

Правда, сейчас, по прошествии 15 лет, в России назрели такие разрушительные проблемы, которые в Европе еще не предстают в столь вопиющей и обостренной форме. Я говорю о бандитском беспределе и беззаконии. Мне это приносит невероятную боль, я вижу необратимость этого процесса, и здесь мои прогнозы самые плачевные, если государству не удастся привести общество в порядок.  

Вообще Россия – это страна контрастов: здесь сосуществуют такие крайности, как бандитизм и бескорыстие, циничный материализм и глубина веры, анархизм и живая традиция. На Западе же мы наблюдаем всеобщую унификацию, в которой хоть и нет столь вопиющего разгула беззакония, но одновременно отсутствуют и живые человеческие стремления к вере, глубине и духовному смыслу. В России все же осталась ее последняя опора и надежда – Церковь. В русском человеке все же живет потребность в духовной пище, в самой его природе присутствует стремление к напряженному поиску Высшего смысла. И это – при всеобщем засилии пошлости, фальши и бескультурия. В том окарикатуривании жизни, которое происходит вокруг нас, я вижу знак сатаны, всегда искажающего истину в жалкой насмешке над подлинными ценностями. Именно спасаясь от этого искажения, халтуры и фальши, я и стала искать традицию, в которой растворены и подлинное искусство, и истинная духовность, и насыщенный смысл бытия. Так я пришла к фольклору. 

– Лоранс, Вы занимаетесь живописью, поете старинные песни, играете на средневековых инструментах – колесной лире и гуслях, преподаете детям во французском лицее. Все это подразумевает глубокую потребность в творчестве. А что Вы видите в этом стремлении? Что такое вдохновение? 

– Я думаю, что творчество и вдохновение – это уникальный источник радости и общения с собственной душой. Творчество – совершенно иррациональная вещь, и когда ты растворяешься в этом потоке свободно льющейся энергии, то понимаешь, что прикасаешься к чему-то Высшему и Божественному. Ведь вдохновение имеет Божественную природу, и если человек чувствует творческий импульс, то он не должен препятствовать этому проходящему сквозь него потоку. Самое интересное в творчестве – это то, что происходит подсознательно. Когда говорят о новых идеях в творчестве, то я этому не верю. У Моцарта не было никаких новых идей. Он просто слышал музыку, поддавшись какому-то наитию и вдохновению, существующему вне времени и пространства. Он интуитивно уловил тот единый источник мудрости и красоты, который питает творческие сердца во все времена. Я уверена, что это какая-то духовная сила, которая ищет выхода в мир через творчество отдельных людей. И в своем творчестве я тоже приобщаюсь к этому Вечному источнику. Для меня это священное дело, в котором самое главное – искренность и естественность. Очень важно не потерять в творчестве свое истинное «я», поддавшись соблазнам угодить современным вкусам и потребностям, вписаться в то или иное русло. Такое «творчество» теряет свою аутентичность и продиктовано сугубо рациональными соображениями. Для меня это уже не творчество. 
Вообще, я думаю, что настоящая творческая жизнь мучительна, хоть и чудесна, это какой-то крест, который художник несет, отказываясь от многих земных радостей. Творчество всегда подразумевает какую-то Высшую ответственность, это следование своему призванию и предназначению, может быть, даже служение! Это путь, на котором очень важно не свернуть в сторону. 

Еще я глубоко уверена в том, что талант – вещь объективная, и его проявления и плоды – всегда некая данность, или дар, который нельзя произвольно подстраивать под те или иные вкусовые законы. В этом смысле художник – человек подневольный, он лишь посредник между какой-то Высшей и таинственной реальностью и нашим земным миром. Поэтому задача художника необыкновенно сложна: с одной стороны, творчество – это всегда дерзновение, и в нем, безусловно, необходима твердая воля и решимость, а с другой – это смирение, в котором дерзновенное творческое «я» должно раствориться – не исчезнуть, а преобразиться во что-то более совершенное.  

Мои творческие потребности связаны с тем, о чем я уже говорила, – с идеей служения. Весь мой многотрудный жизненный опыт подсказывает мне, что именно для того мне посчастливилось быть ведомой Господом, чтобы, наконец, приехать в Россию, найти в православии единственный для меня источник жизни и увидеть в русском фольклоре духовное богатство, которое должно воскреснуть. А каким может быть иной способ благодарности, как не творчество, в котором открывается уникальная возможность – передать другим дарованное тебе богатство? Это осуществимо для меня и в музыке, и в живописи, и в работе с детьми, которая требует не меньше творческих сил, вдохновения и воображения, чем любая другая форма творческой деятельности. 

Комментарии

( 8 комментариев — )

Evgen
29 Сен, 2017 19:39

Как будто прочитал отрывок из Двух Жизней. 

Удивительно чутко и точно чувствующая правду душа. 

Особенно тронули слова:

“Я вдруг ощутила это неразрывное единство времени. Оно предстало как необъятное море, на поверхности которого я нахожусь. А глубина этого моря заключала в себе все времена одновременно! Это было удивительное переживание! Я впервые почувствовала, что такое истинная Благодать! Один такой момент стоил всех моих предыдущих мытарств и страданий на пути к Церкви.”

и

“Как будто бы Господь меня призвал в Россию, чтобы открыть мне глаза и направить на защиту этого еще слабого, но светлого добра, находящегося у огромной разверзшейся пропасти тьмы и ее всепоглощающего зла.”

10 лет минуло с публикации статьи – а актуальность того, о чём говорит Лоранс только возросла. Спасибо ей за творчество и вдохновляющий жизненный путь!

len-di
29 Сен, 2017 23:38
Как раз сегодня тоже обратила внимание на это интервью и не смогла оторваться, прочитала до конца. Очень тонко чувствующая душа…
mariya_mekh
30 Сен, 2017 21:21
Да, удивительно и неожиданно…и радостно, что есть такие примеры судеб!
Впечатлилсь!
Nataly
02 Окт, 2017 00:11
Леша, спасибо, что выложил это интервью!
Так редко можно прочитать такие слова.
Так глубоко человек понимает очень важные вещи. И при этом еще может сказать их громко, чтобы многие услышали.
У нас до сих пор как-то само собой принято принижать собственный (русский) уровень культурного, духовного развития. По сравнению с “прогрессивной” Европой. Но туда ли эта прогрессия? Надо ли нам туда, куда прогрессирует Европа? Этим вопросом не все задаются.
Взгляд со стороны, причем со стороны именно европейки, очень ценен.
vbob
03 Окт, 2017 19:11
Впечатляет…Здорово!!!
Laurence Guillon
19 Июн, 2019 13:22
А я не знала, чио издали эту статью! Спасибо Вам и спасибо тем, кот оставили такие теплые комментарии. С тех пор как вышел интервю, я вернулась во Францию и после смерти мамы, отправилась обратно по наставлению архимандрита Плакиды, бывший католический монах и основатель трех афонских подворьей во Францию. Он мне тогда сказал: Уезжайте пока есть силы, нам конец!  Я теперь живу в Переславле Залесском.
ALG
20 Июн, 2019 12:32
Очень рад, Лоренс, что откликнулись!:)
Ваш опыт – чрезвычайно ценен и полезен!
Католичество сейчас выглядит очень благообразно…замаскировало всю свою анти-христианскую сущность…
Поэтому, такой живой опыт, как Ваш и упомянутого вами архимандрита Плакиды – особо ценен.
Кстати, недавно я встретил ещё один очень компетентный взгляд на эту ситуацию – от Габриэля Бунге, немецкого богослова, который тоже перешел из католичества в Православие.
Вот его интервью, в котором читается большая духовная мудрость и подлинный опыт подвижничества:
https://pravoslavie.ru/41835.html

Кстати, Лоренс, я был бы Вам очень признателен, если бы вы подробнее рассказали нам о том, что говорил Вам архимандрит Плакида.
Это было бы многим очень ценно и полезно!
Gal-Anna
20 Фев, 2021 23:54
Действительно…будто после прочтения отрывка из книги “Две Жизни”🙏.
Сейчас прошло еще больше времени с тех пор, как выложено интервью и еще 4 года, с момента появления этого поста.

И сейчас, наблюдая события на Западе, мы видим результат того, о чем говорила Лоренс…
Крепость России возрастает, Запад же расщепляется все больше…Вся фальшь разрушается, все Подлинное продолжает стоять крепко. 

Россия по прежнему хранима и поддержана свыше…🙏 В том числе, благодаря таким людям как Лоренс и их душам😇.

Особенно тронули ее слова о Служении. Этот вопрос, который сам являет ответ: “А каким может быть иной способ благодарности, как не творчество, в котором открывается уникальная возможность – передать другим дарованное тебе богатство?”😊.

( 8 комментариев — )