Духовная мудрость Альберта Эйнштейна
Будучи самым известным учёным своего времени, Альберт Эйнштейн знал, что мы никогда не сможем полностью понять устройство мира в рамках ограничений человеческого разума. Ощущая Вселенную как гармоничное целое, он призывал к использованию интуиции для решения проблем, дивился таинствам Бога, явленным в природе, и принимал идеалы великих духовных учителей, таких как Будда и Иисус.
В поисках Космического Человека
Ниже приводится отрывок, дающий нам увлекательный взгляд на то, как Эйнштейн видел мир. Эти строки почерпнуты из его трудов, в которых он исследует область, где встречаются наука и духовность:
«Школа не оправдала моих надежд, а я провалил школу. Мне это надоело. Учителя вели себя как фельдфебели. Я хотел учиться тому, что я хотел узнать, но они хотели, чтобы я учился для экзаменов. Что я ненавидел больше всего — это система конкуренции, и особенно — в занятиях спортом. По этой причине я не имел для школы никакой ценности, и несколько раз они предлагали мне уйти.
Это была католическая школа в Мюнхене. Я чувствовал, что моя жажда знаний была задушена моими учителями, оценки были их единственным измерением. Как учитель может понять молодёжь в такой системе?
Порядок во Вселенной, Беспорядок в Человеческом Разуме
С двенадцати лет я начал сомневаться в авторитете учителей и перестал доверять им. Я учился, в основном, дома, сначала у моего дяди, а затем у студента, который приходил пообедать с нами раз в неделю. Он давал мне книги по физике и астрономии.
Чем больше я читал, тем больше озадачивал меня порядок во Вселенной и беспорядок в человеческом разуме, ученые, которые не сходились в ответах на вопросы Творения — как? когда? и почему?
Затем в один прекрасный день этот студент принес мне «Критику чистого разума» Канта. Читая Канта, я начал сомневаться во всём, чему меня учили. Я больше не верил в известного Бога Библии, а скорее верил в таинственного Бога, выраженного в природе.
Основные законы вселенной просты, но, поскольку наши чувства ограничены, мы не можем восприять их. В творении есть закономерность.
Если мы посмотрим на это дерево, корни которого ищут воду под мостовой или на цветок, который посылает свой сладкий запах опыляющим его пчелам, или даже на наши собственные «я» и внутренние силы, которые побуждают нас действовать, мы сможем увидеть, что все мы танцуем под таинственный мотив, и волынщик, который играет эту мелодию из непостижимой дали — каким бы именем мы не назвали его — Творческая сила или Бог — он избегает всех книжных знаний.
Наука никогда не достигнет завершенности, потому что человеческий разум использует лишь небольшую часть своих способностей, и изучение человеком его мира также ограничено.
Проживание Вселенной как гармоничного целого
Творение может быть духовным по происхождению, но это не значит, что всё созданное — духовное. Как я могу объяснить вам такое? Давайте примем мир как тайну. Природа не является ни исключительно материальной, ни всецело духовной.
Человек — тоже больше, чем плоть и кровь, иначе никакие религии не были бы возможны. За каждой причиной остается еще одна причина, конец или начало всех причин ещё предстоит найти.
И всё же, нужно помнить об одном: нет следствия без причины, и нет никакого произвола в Творении.
Если бы у меня не было абсолютной веры в гармонию Творения, я бы не провел тридцать лет в попытках выразить её в математической формуле. Человеческое осознание того, что он делает своим умом, поднимает его выше животных и позволяет ему осознать себя и свои отношения со Вселенной.
Я считаю, что у меня есть космические религиозные чувства. Я никогда не мог понять, как можно удовлетворить эти чувства, молясь ограниченным объектам. Дерево в природе — это жизнь, а статуя мертва. Вся природа — это жизнь, а жизнь, как я ее наблюдаю, отвергает Бога, напоминающего человека.
Человек бесконечно многомерен, он находит Бога в своем сознании. [Космическая религия] не имеет никаких догм, она лишь учит человека тому, что Вселенная рациональна и что высшее назначение человека состоит в осмыслении её и в творчестве в соответствии с её законами.
Открытие Великого Сотворения
Мне нравится проживать Вселенную как одно гармоничное целое. У каждой клетки есть жизнь. У материи тоже есть жизнь, это овеществлённая энергия. Наши тела подобны тюрьмам, и я с нетерпением жду освобождения, но я не думаю о том, что со мной случится дальше.
Я живу здесь и сейчас, и моя ответственность лежит в этом мире. Я занимаюсь законами природы. Это моя работа здесь, на земле.
Мир нуждается в новых моральных импульсах, которые, я боюсь, не придут из церквей, сильно дискредитированных, как это было на протяжении веков.
Возможно, эти импульсы должны исходить от ученых по традиции Галилея, Кеплера и Ньютона. Несмотря на неудачи и преследования, эти люди посвятили свою жизнь доказательству того, что Вселенная — это единое целое, в котором, я полагаю, человекоподобному Богу нет места.
Настоящий учёный равнодушен к похвале или упрёкам, и он не занят проповедями. Он открывает Вселенную, и люди приходят с нетерпением, не будучи подталкиваемы, чтобы увидеть новое откровение: порядок, гармонию, великолепие Творения!
И когда человек осознает колоссальные законы, которые управляют Вселенной в совершенной гармонии, он начинает понимать, насколько он мал. Он видит малость человеческого существования, с его амбициями и интригами, его кредо «Я лучше тебя».
Это начало космической религии внутри него; братство и служение человечеству становятся его моральным кодексом. Без таких моральных оснований мы безнадёжно обречены.
Улучшать мир идеалами, а не научными знаниями
Если мы хотим улучшить мир, мы сможем сделать это не научными знаниями, а идеалами. Конфуций, Будда, Иисус и Ганди сделали для человечества больше, чем наука.
Мы должны начать с сердца человека, с его совести — и ценности человеческой совести могут быть проявлены только самоотверженным служением человечеству.
Религия и наука идут вместе. Как я уже говорил, наука без религии хромает, а религия без науки слепа. Они взаимозависимы и имеют общую цель — поиск истины.
Поэтому для религии абсурдно запрещать Галилея или Дарвина или других ученых. И это так же абсурдно, когда ученые говорят, что Бога нет. Настоящий ученый верует, но это не означает, что он должен стать адептом какого-то конкретного вероучения.
Без религии нет милосердия. Душа, данная каждому из нас, движется тем же живым духом, который движет Вселенной.
Я не мистик. Попытка выяснить законы природы не имеет ничего общего с мистикой, хотя я чувствую смирение перед лицом Творения. Как будто Дух проявляет себя бесконечно выше человеческого духа. Благодаря моим исканиям в науке я познал космические религиозные чувства. Но я не хочу, чтобы меня называли мистиком.
Я считаю, что нам не нужно беспокоиться о том, что происходит после этой жизни, если мы выполняем наш долг здесь — любить и служить.
Я верую во Вселенную, потому что она рациональна. В основе каждого события лежит закон. И я верю в свою цель здесь, на земле. Я верю в свою интуицию, язык моей совести, но я не верю в измышления о Небесах и Аде. Я занят этим временем — здесь и сейчас.
Интуиция продвигает человечество
Многие люди думают, что прогресс человеческой расы основан на опыте эмпирического, критического характера, но я говорю, что истинное знание должно осуществляться только через философию обобщения. Потому что это интуиция улучшает мир, а не только следование проторенному пути мышления.
Интуиция заставляет нас смотреть на несвязанные факты, а затем думать о них до тех пор, пока они не смогут быть приведены к одному закону. Поиск взаимосвязи между фактами означает — придерживаться фактов, имеющихся в наличии, а не искать новые факты.
Интуиция является отцом новых знаний, тогда как эмпиризм — это не что иное, как накопление старых знаний. Интуиция, а не интеллект, является «открытым сезамом» себя самого.
Действительно, это не интеллект, а интуиция продвигает человечество. Интуиция говорит человеку о его цели в этой жизни.
Мне не нужно обещания вечности, чтобы быть счастливым. Моя вечность — сейчас. Я заинтересован в одном — осуществить своё назначение здесь, где я есть.
Это назначение не дано мне моими родителями или моим окружением. Оно вызвано какими-то неизвестными факторами. И эти факторы делают меня частью вечности».
~ Альберт Эйнштейн
Источник текста: Эйнштейн и Поэт: в поисках Космического Человека (1983). Из серии встреч Уильяма Германнса с Эйнштейном в 1930, 1943, 1948 и 1954 годах.
https://upliftconnect.com/spiritual-wisdom-of-albert-einstein/
В поисках Космического Человека
Ниже приводится отрывок, дающий нам увлекательный взгляд на то, как Эйнштейн видел мир. Эти строки почерпнуты из его трудов, в которых он исследует область, где встречаются наука и духовность:
«Школа не оправдала моих надежд, а я провалил школу. Мне это надоело. Учителя вели себя как фельдфебели. Я хотел учиться тому, что я хотел узнать, но они хотели, чтобы я учился для экзаменов. Что я ненавидел больше всего — это система конкуренции, и особенно — в занятиях спортом. По этой причине я не имел для школы никакой ценности, и несколько раз они предлагали мне уйти.
Это была католическая школа в Мюнхене. Я чувствовал, что моя жажда знаний была задушена моими учителями, оценки были их единственным измерением. Как учитель может понять молодёжь в такой системе?
Порядок во Вселенной, Беспорядок в Человеческом Разуме
С двенадцати лет я начал сомневаться в авторитете учителей и перестал доверять им. Я учился, в основном, дома, сначала у моего дяди, а затем у студента, который приходил пообедать с нами раз в неделю. Он давал мне книги по физике и астрономии.
Чем больше я читал, тем больше озадачивал меня порядок во Вселенной и беспорядок в человеческом разуме, ученые, которые не сходились в ответах на вопросы Творения — как? когда? и почему?
Затем в один прекрасный день этот студент принес мне «Критику чистого разума» Канта. Читая Канта, я начал сомневаться во всём, чему меня учили. Я больше не верил в известного Бога Библии, а скорее верил в таинственного Бога, выраженного в природе.
Основные законы вселенной просты, но, поскольку наши чувства ограничены, мы не можем восприять их. В творении есть закономерность.
Если мы посмотрим на это дерево, корни которого ищут воду под мостовой или на цветок, который посылает свой сладкий запах опыляющим его пчелам, или даже на наши собственные «я» и внутренние силы, которые побуждают нас действовать, мы сможем увидеть, что все мы танцуем под таинственный мотив, и волынщик, который играет эту мелодию из непостижимой дали — каким бы именем мы не назвали его — Творческая сила или Бог — он избегает всех книжных знаний.
Наука никогда не достигнет завершенности, потому что человеческий разум использует лишь небольшую часть своих способностей, и изучение человеком его мира также ограничено.
Проживание Вселенной как гармоничного целого
Творение может быть духовным по происхождению, но это не значит, что всё созданное — духовное. Как я могу объяснить вам такое? Давайте примем мир как тайну. Природа не является ни исключительно материальной, ни всецело духовной.
Человек — тоже больше, чем плоть и кровь, иначе никакие религии не были бы возможны. За каждой причиной остается еще одна причина, конец или начало всех причин ещё предстоит найти.
И всё же, нужно помнить об одном: нет следствия без причины, и нет никакого произвола в Творении.
Если бы у меня не было абсолютной веры в гармонию Творения, я бы не провел тридцать лет в попытках выразить её в математической формуле. Человеческое осознание того, что он делает своим умом, поднимает его выше животных и позволяет ему осознать себя и свои отношения со Вселенной.
Я считаю, что у меня есть космические религиозные чувства. Я никогда не мог понять, как можно удовлетворить эти чувства, молясь ограниченным объектам. Дерево в природе — это жизнь, а статуя мертва. Вся природа — это жизнь, а жизнь, как я ее наблюдаю, отвергает Бога, напоминающего человека.
Человек бесконечно многомерен, он находит Бога в своем сознании. [Космическая религия] не имеет никаких догм, она лишь учит человека тому, что Вселенная рациональна и что высшее назначение человека состоит в осмыслении её и в творчестве в соответствии с её законами.
Открытие Великого Сотворения
Мне нравится проживать Вселенную как одно гармоничное целое. У каждой клетки есть жизнь. У материи тоже есть жизнь, это овеществлённая энергия. Наши тела подобны тюрьмам, и я с нетерпением жду освобождения, но я не думаю о том, что со мной случится дальше.
Я живу здесь и сейчас, и моя ответственность лежит в этом мире. Я занимаюсь законами природы. Это моя работа здесь, на земле.
Мир нуждается в новых моральных импульсах, которые, я боюсь, не придут из церквей, сильно дискредитированных, как это было на протяжении веков.
Возможно, эти импульсы должны исходить от ученых по традиции Галилея, Кеплера и Ньютона. Несмотря на неудачи и преследования, эти люди посвятили свою жизнь доказательству того, что Вселенная — это единое целое, в котором, я полагаю, человекоподобному Богу нет места.
Настоящий учёный равнодушен к похвале или упрёкам, и он не занят проповедями. Он открывает Вселенную, и люди приходят с нетерпением, не будучи подталкиваемы, чтобы увидеть новое откровение: порядок, гармонию, великолепие Творения!
И когда человек осознает колоссальные законы, которые управляют Вселенной в совершенной гармонии, он начинает понимать, насколько он мал. Он видит малость человеческого существования, с его амбициями и интригами, его кредо «Я лучше тебя».
Это начало космической религии внутри него; братство и служение человечеству становятся его моральным кодексом. Без таких моральных оснований мы безнадёжно обречены.
Улучшать мир идеалами, а не научными знаниями
Если мы хотим улучшить мир, мы сможем сделать это не научными знаниями, а идеалами. Конфуций, Будда, Иисус и Ганди сделали для человечества больше, чем наука.
Мы должны начать с сердца человека, с его совести — и ценности человеческой совести могут быть проявлены только самоотверженным служением человечеству.
Религия и наука идут вместе. Как я уже говорил, наука без религии хромает, а религия без науки слепа. Они взаимозависимы и имеют общую цель — поиск истины.
Поэтому для религии абсурдно запрещать Галилея или Дарвина или других ученых. И это так же абсурдно, когда ученые говорят, что Бога нет. Настоящий ученый верует, но это не означает, что он должен стать адептом какого-то конкретного вероучения.
Без религии нет милосердия. Душа, данная каждому из нас, движется тем же живым духом, который движет Вселенной.
Я не мистик. Попытка выяснить законы природы не имеет ничего общего с мистикой, хотя я чувствую смирение перед лицом Творения. Как будто Дух проявляет себя бесконечно выше человеческого духа. Благодаря моим исканиям в науке я познал космические религиозные чувства. Но я не хочу, чтобы меня называли мистиком.
Я считаю, что нам не нужно беспокоиться о том, что происходит после этой жизни, если мы выполняем наш долг здесь — любить и служить.
Я верую во Вселенную, потому что она рациональна. В основе каждого события лежит закон. И я верю в свою цель здесь, на земле. Я верю в свою интуицию, язык моей совести, но я не верю в измышления о Небесах и Аде. Я занят этим временем — здесь и сейчас.
Интуиция продвигает человечество
Многие люди думают, что прогресс человеческой расы основан на опыте эмпирического, критического характера, но я говорю, что истинное знание должно осуществляться только через философию обобщения. Потому что это интуиция улучшает мир, а не только следование проторенному пути мышления.
Интуиция заставляет нас смотреть на несвязанные факты, а затем думать о них до тех пор, пока они не смогут быть приведены к одному закону. Поиск взаимосвязи между фактами означает — придерживаться фактов, имеющихся в наличии, а не искать новые факты.
Интуиция является отцом новых знаний, тогда как эмпиризм — это не что иное, как накопление старых знаний. Интуиция, а не интеллект, является «открытым сезамом» себя самого.
Действительно, это не интеллект, а интуиция продвигает человечество. Интуиция говорит человеку о его цели в этой жизни.
Мне не нужно обещания вечности, чтобы быть счастливым. Моя вечность — сейчас. Я заинтересован в одном — осуществить своё назначение здесь, где я есть.
Это назначение не дано мне моими родителями или моим окружением. Оно вызвано какими-то неизвестными факторами. И эти факторы делают меня частью вечности».
~ Альберт Эйнштейн
Источник текста: Эйнштейн и Поэт: в поисках Космического Человека (1983). Из серии встреч Уильяма Германнса с Эйнштейном в 1930, 1943, 1948 и 1954 годах.
https://upliftconnect.com/spiritual-wisdom-of-albert-einstein/
Михаил, спасибо большое!
А. Эйнштейн – удивительнейший человек. Очень интересны приведенные здесь его рассуждения, мысли. Прочитала на одном дыхании.
В плане восприятия вселенной как Единства, как Целостности – мы с ним глубоко созвучны!
Яркий пример учёного, рационалиста, но с живой душой…
p.s.
Фотография Эйнштейна и Тагора – очень глубокая…
Аура глубокой мудрости и глубокого уважения двух великих людей друг к другу…
Даже трепетность какая-то у них друг к другу ощущается…
Нашла запомнившееся:
В грядущем, через сто лет
от наставшего ныне дня,
Кем ты будешь, Читатель стихов,
оставшихся от меня?
В грядущее, через сто лет
от наставшего ныне дня,
удастся ли им донести
частицу моих рассветов,
Кипение крови моей,
И пенье птиц, и радость весны,
И свежесть цветов, подаренных мне,
И странные сны,
И реки любви?
Сохранят ли песни меня
В грядущем, через сто лет
от наставшего ныне дня?
Не знаю, и все же, друг,
ту дверь, что выходит на юг,
Распахни; присядь у окна, а потом,
Дали завесив дымкой мечты,
Вспомни о том, что в былом,
до тебя ровно за сто лет,
Беспокойный ликующий трепет,
оставив бездну небес,
К сердцу земли приник,
приветом ее согрет.
И тогда же, освобожденный
приходом весны из пут,
Охмелевший, безумный, самый
нетерпеливый на свете
Ветер, несущий на крыльях
пыльцу и запах цветов,
Южный ветер
Налетел и заставил землю цвести.
В былом, до тебя ровно за сто лет.
День был солнечен и чудесен.
С душою, полною песен,
В мир тогда явился поэт,
Он хотел, чтоб слова, как цветы, цвели,
А любовь согревала,
как солнечный свет,
В былом, до тебя ровно за сто лет.
В грядущем, через сто лет
от наставшего ныне дня,
Поющий новые песни поэт
Принесет в твой дом привет от меня
И сегодняшней юной весны,
Чтобы песни моей весенний ручей слился, звеня,
С биением крови твоей,
с жужжаньем твоих шмелей
И с шелестом листьев, что манит меня
В грядущее, через сто лет
от наставшего ныне дня.
И ещё одно у меня волшебное в закромах было :)
По ночам под звуки флейты
бродят звёздные стада.
Ты коров своих, Незримый,
в небесах пасёшь всегда.
Светоносные коровы
озаряют сад плодовый,
Меж цветами и плодами
разбредаясь кто куда.
На рассвете убегают,
Лишь клубится пыль вдогон.
Ты их музыкой вечерней
Возвращаешь в свой загон.
Разбрестись я дал желаньям,
и мечтам, и упованьям.
О Пастух, придёт мой вечер –
соберёшь ли их тогда?
Спасибо!
Ну, и уж коли упомянуты тут стихи Рабинтраната Тагора, то невозможно не вспомнить ещё одно его вечное творение, положенное на музыку замечательным композитором, спетым замечательной певицей и вошедшей в замечательный, культовый советский фильм о Любви…
И, кстати, очень показательна реакция зала!
Люди прям со-звучат все этой песне (к вопросу о культурном и душевном уровне советских людей)
Тоже словно бы со страниц “Двух Жизней” сошёл…