Недавно на Холо-форуме был размещен пост об очернении Главного храма ВСРФ. А буквально накануне вечером перед выходом данного материала у меня проскользнула мысль, что неплохо было бы написать заметку про мое посещение этого удивительного места. За повесткой я особо не слежу, поэтому злые наговоры на объект, поистине выражающий величие нашей страны, стали неприятным сюрпризом. Казалось бы, ну как может повернуться рука? Но нет. Особенно горячо «любящие» Россию граждане не гнушаются ни откровенной ложью, ни своими язвительными больными фантазиями. И вот после таких новостей поделиться РЕАЛЬНОЙ позитивной информацией захотелось особенно.
О главном воинском храме я опять таки узнала лишь тогда, когда он уже был построен. Леша разместил у себя в соцсетях замечательное видео, где православное сооружение предстает во всей красе. Вот это видео. Посмотрев ролик, я очень впечатлилась и решила как можно скорее увидеть все живьем, своими глазами. Оказалось, что парк «Патриот», в котором располагается храм, находится по направлению моего проживания, в Одинцовском районе.
Адрес: Минское ш., 55 км., Кубинка, Московская область. Сайт: https://ghvs.ru
Конечно, удобнее всего добираться на автомобиле (в парке предусмотрена огромная парковка). А если своим ходом, то нужно на электричке добраться до станции Голицыно, а уже оттуда раз в час курсируют маршрутки 48П прямо до «Патриота». Будьте готовы к тому что пространства комплекса очень масштабные и если помимо храма вы планируете посетить еще и выставочные павильоны, то самокаты или что-то еще на колесах будет совсем не лишним (все-таки пять тысяч гектаров, хоть и не полностью задействованных) :) В прочем, аренда велосипедов там тоже имеется. Однако ухватить все за раз ну просто не возможно. Моя ознакомительная поездка состояла из посещения храма (без Богослужения), небольшой прогулки по прилегающей территории и осмотра масштабной экспозиции «1418 шагов».
Сразу хочу отметить, что сама идея парка «Патриот» мне очень импонирует. Огромный комплекс, нацеленный на поддержание и укрепление военно-патриотических настроений россиян. Это ведь очень важно в нынешние да и вообще во все времена прикасаться к истории своей страны, видеть и чувствовать ее мощь и потенциал, осознавать неописуемый словами жертвенный подвиг России. Радостно за ветеранов, которым таким образом отдается дань, за всех кто честно служит и действительно искренне любит свою Родину. Радостно за тех детей, которые приедут сюда на экскурсии, будут увлеченно рассматривать могучую военную технику прошлых и нынешних лет, знакомиться с тематической атрибутикой, слушать истории своих героических предков и современников, проникаться правильной атмосферой и, конечно, же вдохновляться на самое лучшее в себе во имя нашего мирного будущего.
Ну а когда ратная тематика объединяется с духовной традицией нашего отечества, то тут уж душа совершенно ликует. Вот такое восторженно-проникновенное ликование и тронуло мое сердце сразу, как только я поднялась по ступеням, ведущим в храмовый комплекс. Этот вид открылся мне тогда. Качество фото оставляет желать лучшего, но мне кажется, что красота, масштаб и торжественность проекта чувствуется даже через него.
Нашла этот же ракурс в сети:
Сойдя со ступеней я, конечно же, сразу направилась прямо к храму. Обходя вокруг это мощное, необычное и величественное здание, фасад которого построен из металла, охватывало то самое чувство, когда чуть замираешь перед чем-то эпическим, гораздо бОльшим, чем ты сам. Это смешанное переживание: пребываешь и в восхищении и в неком трепете одновременно. Кстати, интересное воспоминание по теме. Нечто подобное (но конечно в более выраженном и грубом варианте) меня охватывало, когда я случайно оказалась свидетелем репетиции парада победы. Наши мощнейшие ракеты тогда проезжали мимо меня очень близко. Был поздний вечер, вокруг практически никого и лишь подавляющий басистый гул военных махин. С одной стороны – страх, а с другой – ощущение силы, величия и торжественности. Так вот поскольку данный храм создан в разрезе военного аспекта, то этот я бы сказала экзистенциальный трепет отчасти тоже имеет место быть.
Да, когда речь идет о войне неизбежна линия ее беспощадности. Нам, привыкшим к миру и теплу порой слишком режет глаз малейшая суровость (даже просто во внешнем облике). Но без волевого фактора не было бы ничего. Даже подумалось, что в том числе и этот момент является неким триггером для тех, кто порочит Воскресенский собор. Есть за что зацепиться слабому в духе существу, с чем так не хочется соглашаться. Тем более, что исполнение храма само по себе новаторское, в нем как раз таки превалирует волевое начало нежели привычный для нас более теплый и мягкий облик церкви. И мне очень радостно, что создан православный собор, где так наглядно считывалась бы эта праведная и необходимая для мирного неба над головой суровость. Церковь, где отражены ратные подвиги нашего народа.
Интересно, что уже завершая пост я нашла это высказывание одного из авторов художественных композиций собора скульптора Даши Намдакова: “Дело в том, что магистральная концепция возводимого собора заключается в создании образа храма-воина. А эта задача реализуется за счёт основного материала, применяемого в оформлении экстерьера, – литой бронзы. Как и модульных элементов покрытия стен, составленных на основе формы воинских доспехов”.
Храм-воин! Вот оно!
А теперь немного о символике и зашифрованных числах, к которым так не равнодушны некоторые блогеры:)
- Высота Храма вместе с крестом составляет 96 метров: в 960 году родился святой равноапостольный великий князь Владимир, святитель земли Русской, в честь которого освящен Малый (нижний) храм.
- Диаметр барабана главного купола (на нем 8 окон) – 19,45 метров;
- Диаметр главного купола – 22,43 метра: 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
- Высота малого купола – 14,18 метров: 1418 дней и ночей продолжалась ВОВ.
- Купол храма спроектирован в форме шлема святого Благоверного князя Александра Невского. На вершине изображен Архангел Михаил – предводитель небесного воинства.
- Высота звонницы составляет 75 метров: в 2020 году исполняется 75 лет со дня окончания ВОВ.
И вот я поднимаюсь по паперти. Ощущения вновь необычные… под ногами чугун… Будто объединение двух начал: крепость и изящество разом. Рассматриваю искусную работу мастеров по металлу. Резные орнаменты, характерный зеленовато-оливковый цвет, все очень стильно и в теме.
Оказывается для отливки ступеней храма было использовано оружие фашистов, найденное ранее в местах боев ВОВ. По-моему, это тоже прекрасный символизм, лучшая так сказать трансформация вражеской техники:)
Подхожу к воротам и вновь замираю – мощный вход украшен утонченным солнечным образом Богородицы с младенцем. И первая мысль: «Ну ведь может же быть современное искусство светлым». Да, такое исполнение не типично для православной церкви, но ведь на дворе 21-й век и почему бы не использовать новые архитектурные приемы, там где это позволяет канон и если приемы эти возносят к радости и красоте.
Вспоминаю храм Воскресения Господня (Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь в г. Истра), все его убранство пронизано пышным барокко. Уж не знаю был ли такой декор обычным делом для Екатерининских времен (она привнесла эти элементы), но такой активной лепнины в церквях я ранее нигде не встречала и в некоторых местах мне показалось даже чересчур. Ну ведь и ничего, это тоже историческая особенность, отражение того что было популярно в архитектуре именно в те годы. И уж точно эта «кудрявость» никак не умаляет духовной силы этого тоже уникального в своем роде пространства.
Вот и здесь все абсолютно в духе времени и заложенном контексте. Никакого внутреннего диссонанса эти современные решения не привнесли, а только наоборот. Захожу внутрь… Замечательный притвор… Иду дальше и… Ну тут просто вслух вырывает восхищенное междометие:) Глазам предстает красивейшая центральная фигура Господа нашего Иисуса Христа, расположенная над алтарем. Сам образ золотой, а фон подсвечивается голубым… словно бы Он парит в космосе. Тоже новшество, но ведь как великолепно!
Взгляд устремляется ввысь и глазам предстает Спас Нерукотворный, как я узнала позже, это самый большой в мире образ Христа в куполе церкви. А вокруг играют на солнце прекрасные витражи с изображением воинских наград.
Все убранство также как и фасад четко выверено, исполнено вкуса и непостижимого труда создателей. Интерьер продуман до самых мельчайших деталей (даже подсвечники украшены золотыми пулями). Прекрасные мозаики, рельефные изображения эпизодов ВОВ, художественные росписи с ликами покровителей русского воинства и, конечно, множество образов основных столпов православной церкви, тех что особенно дороги нашему сердцу.
Главная икона храма «Спас Нерукотворный». Эта икона создана на личные средства Владимира Путина. Образ написан на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. Икона преодолела более 57 тысяч километров, побывала в 45 городах, храмах и воинских частях и вернулась в Москву, чтобы обрести свое место в Главном храме Вооруженных Сил Российской Федерации.Каждый из приделов храма посвящен святому – покровителю одного из родов войск и видов Вооруженных Сил России:
- Придел Святого Илии Пророка,покровителя Воздушно-космических Сил и Воздушно-десантных Войск России;
- Придел Святой Варвары Великомученицы, покровительницы Ракетных Войск стратегического назначения;
- Придел Святого Апостола Андрея Первозванного, покровителя Военно-Морского Флота;
- Придел Святого Александра Невского, покровителя Сухопутных войск.
Нижний храм посвящен князю Владимиру. И он тоже великолепен.
В общем, пребывала я там как завороженная… На службу, к сожалению, попасть не удалось, но уходить не хотелось. Интересно было наблюдать и за реакциями прихожан, которые так же как и я в легком шоке осматривали новое пространство и пытались запечатлеть как можно больше его красоты. Радует, что и подавляющее большинство отзывов на Яндексе положительные – люди восторгаются новым храмом и гордятся, что наши умельцы претворили в жизнь такой грандиозный проект. Претворили за рекордно короткие сроки – 19 месяцев! Лично у меня вообще не укладывается в голове как можно было умудриться это сделать. Воистину велика мощь русского человека:)
Над проектом в круглосуточном режиме трудились известные талантливейшие российские архитекторы, скульпторы, художники, дизайнеры, заслуженные мастера своего дела. Часть специалистов являются профессорами, педагогами, имеют статус член-корреспондента, различные регалии и, конечно, опыт работы с объектами православной церкви. В общем, это люди высочайшего уровня профессиональной компетенции. О каждом из них можно писать отдельную статью. А смотря и читая их интервью о данной работе, понимаешь, что они не просто выполняли поставленную задачу, а буквально жили проектом, пытались привнеси в него все самое лучшее и современное, пытались максимально широко охватить воинскую славу нашей страны во все времена. Выяснялось огромное количество мельчайших подробностей, дабы детали на представленных сюжетах не противоречили реальности. А сюжетов, к слову, великое множество. Каждый момент, в том числе и изображение Главнокомандующего Советской армией согласовывался и утверждался РПЦ.
Конечно, образ Сталина в храме… Ну как бы это так сказать… необычное явление:) НО! Если церковь посвящена ратным подвигам страны, нашей истории, тема ВОВ тут является основным лейтмотивом, то как можно умалять того кто привел народ к этой великой победе?А еще в феврале этого года я посетила выставку «Человек и война. Нерассказанная история» в Музее современной истории России на Тверской. И вот там мне впечатлила следующая информация, которая еще раз подтверждает правомерность данного изображения. Передаю дословно:
“Не смотря на попытки нацистов использовать религиозный вопрос в своей пропаганде, Русская православная церковь заняла последовательную патриотическую и антинацистскую политику. Так, Церковь активно организовывала сбор пожертвований на нужды фронта. 30 декабря 1942 года митрополит Московкий и Коломенский Сергий (Страгородский) призвал приходские общины начать сбор средств на постройку общецерковной танковой колонны “Дмитрий Донской” и первым снял бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест с груди – награды, полученные им еще в 1913 году. Всего же за время войны взносы от РПЦ в фонд обороны страны составили 300 млн. рублей. В оккупации многие пастыри, рискуя собственной жизнью, помогали партизанам, военнопленным, спасали еврейские семьи… Война изменила политический курс руководства страны в отношении религиозных конфессий. Встреча И. В. Сталина с высшими иерархами РПЦ, состоявшаяся 4 сентября 1943 года, стала точкой отсчета для новой политики, направленной на взаимодействие между государством и верующими”.
В общем, ход мыслей, реализованный в данном проекте, это удивительное и смелое решение, очень верное, на мой взгляд, в нынешнее времена.
Те, кого стоит благодарить.
- Серию барельефов на фасаде, в том числе и шестиметровые изображения святых Владимира и Ольги созданы российским скульптором Даши Намдаковым.
- Также огромную работу по украшению фасада и внутреннего интерьера проделали скульптуры художественной мастерской Салавата Щербакова и Виталия Шанова.
- Над витражами трудились преподаватели и студенты академии Сергея Андрияки.
- Мозаикой заведовал Василий Нестеренко.
- Пятиметровые бронзовые барельефы святых Александра Пересвета и Андрея Осляби создавали мастера Студии военных художников М. Б. Грекова Алексей Игнатов и Дмитрий Клавсуц.
- Роспись икон осуществлялась ярославской иконописной студией «Ковчег», 40 человек под руководством Антона и Юлии Беловых.
- Главный художник храма – Василий Нестеренко.
- Главный архитектор и автор проекта – Дмитрий Смирнов.
Конечно, это лишь основная часть команды, большинство фамилий, коих сотни, останутся за кадром, но мне кажется, даже просто быть безвестно причастным к такому грандиозному проекту, уже большая радость и честь.
Также хочу отметить вклад министерства обороны во главе с Сергеем Шойгу, ставшим инициатором строительства. По словам художников, кураторы проекта со стороны министерства, вдохновенно горели этим делом. В принципе, результатом это вполне подтверждается – без любви и вышнего провидения такие сооружения создать не возможно. Благодарность нашему президенту Владимиру Путину и Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за поддержку данной инициативы. Кстати, Святейший Патриарх Кирилл является настоятелем Воскресенского собора.
Небольшой фрагмент о том как проходила работа скульпторов.
В заключение пара слов о мультимедийной музейной галерее «Дорога памяти», которая опоясывает храмовый комплекс. Галерею я посетила спонтанно, уже насладившись пребыванием в церкви. И тоже была очень и очень впечатлена. Длина экспозиции составляет 1418 шагов, что равно количеству дней и ночей Великой отечественной войны. Широкий размах, тысячи экспонатов, современнейшие технологические приемы, погружающие в атмосферу, миллионы портретов ветеранов, сделано все с душой и чутким трепетом. Потрясающе… Слезы наворачивались на глаза… Также огромная благодарность всем кто причастен.
И еще упомяну о мемориальных установках, расположенных рядом с музеем. Там в латунных гильзах хранятся частички земли с могил солдат-красноармейцев. Необычна и центральная фигура напротив одного из входов в собор – памятник матерям победителей, где горит вечный огонь. Весь комплекс чтит подвиг тех, кто причастен к великой трагедии и напоминает нам, как важен военный и духовный потенциал народа и страны.
Резюмируя вышеописанное, хочу сказать, что Главный храм Вооруженных Сил РФ – это принципиально новый шаг в современной истории, прежде всего идеологический и смысловой. Он объединяет эпохи. Многовековая православная традиция, мощь Советского союза, освободившего мир от фашизма, и современная Россия сливаются здесь воедино. Возможно, Воскресенский собор положит начало и новым веяниям православной архитектуры, заложит новые стилистические тенденции. Честно говоря, я всегда мечтала, чтобы церковь была не просто чем-то архаичным, а соответствовала и современным реалиям, что в свою очередь привлекало бы больше молодежи.
Слова главного художника храма Василия Нестеренко: «…Чувствую, сколько всего здесь нового и интересного с точки зрения и Русской Православной Церкви, и русского человека вообще. Да даже и не православного, даже мусульманина, даже атеиста, и даже не русского, а из других стран. Тут дан такой взгляд на все столетия последней истории… Мы пересекались с Наполеоном, и со шведами, и с поляками. Все это мы – с точки зрения духовной истории».
Воскресенский собор еще молод. Конечно, в нем прослеживается некое ощущение музейности, я думаю, что для подобных великих сооружений это не удивительно, все-таки он третий в России по размеру после Исакия и Храма Христа Спасителя (в этих местах тоже нет характерной камерности, присущей маленьким церковкам). Во все времена строили и более аскетичные храмы, и более величественные, выражающие мощь державы. Оба варианта необходимы. Кроме того, не стоит умалять и обычный эффект новизны, когда внимание больше направляется во вне. При этом я уверена, что пройдет несколько лет, место станет намоленным, территория обживется, подрастет озеленение и пространство наполнится бОльшим уютом. Постоянные посетители пообвыкнутся и смогут качественнее погружаться во внутреннюю работу, а новички, конечно, будут неустанно впечатляться этим замечательным произведением искусства. В любом случае Главный храм ВСРФ – строение на века, это новая веха, которая долгие годы будет на устах у людей и очень хочется, чтобы упоминание нашего первого Храма-Воина всегда было светлым. Ведь тогда этот символ будет охранять наш мир и спокойствие.
Очень хочу побывать в этом сакральном месте еще ни один раз, теперь уж обязательно на службе. Так что с радостью и гордостью за нашу страну жду следующей незабываемой встречи с Патриаршим собором русской православной церкви во имя Воскресения Христова!
Источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Скоро тоже поедем в этот храм, воочию понаблюдать красоту и величие этого символа несгибаемой веры и силы нашего народа