Матушка Иулиания (Ирина Денисова) и Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря
Могла ли я представить, что однажды буду писать о своём опыте прикосновения к Православию…
не могла… не умела… не представляла…
Всё моё, продолжающееся и по сей день, знакомство с Православием, с пространством духовной музыки и песнопений было очень камерным, тихим, даже интимным… По разным причинам. И чисто географическим, в силу большой удалённости от Святых мест, в которых мне не доводилось ещё ни разу бывать… чтобы всем своим существом ощутить благодатную атмосферу такого пространства… И житейско-бытовым, когда никак не можешь высвободить достаточного времени и защищённого, тихого места для прикосновения к подлинным источникам. Чтобы вдумчиво, негромко и столько, сколько понадобится прямо сейчас… Хотя всё это, конечно, не причины, а внешние обстоятельства. Главным, пожалуй, было именно отсутствие живого опыта и неверие… маловерие… Внутри меня был некий бунт и протест, желание «насолить» и «обличить», и в то же время я ощущала себя какой-то бесчувственной и чёрствой, закрытой. От чего-то настоящего, от света, от себя, от мира…
И моя безмерная благодарность Алексею, которую словами выразить сложно и, наверное, как-то несуразно, за то, что он – при желании человека войти в эту дверь – очень деликатно, заботливо и с уверенной решимостью знающего человека тебя туда подводит… Позволяет побыть, прислушаться, замереть… Отойти в сторону, если необходимо… Распутать спутанное и слежавшееся, затхлое и давно не нужное… У Лёши есть для такого важного и не всегда быстрого процесса (наряду с тематической подборкой книг и аудиобесед) целая коллекция собранных им Православных песнопений и записанных лично им Молитв.
И вот, начав самостоятельно слушать все эти записи, мне всё-таки словно бы чего-то не хватало… Что-то неуловимо продолжало мешать, встревать и преграждать стеной настоящее чувствование родной Веры, смутную память о котором я всё-таки хранила где-то в глубине души… но я продолжала надеяться и постепенно отогревать себя… И однажды ночью это произошло. Прошёл уже год, а я помню эти ощущения всем своим телом. Дверь, та самая Дверь (как оказалось, первая из нескольких последующих) – открылась… Стена – рухнула, пала… Это было моё первое слушание Херувимской песни знаменного распева. Вот это.
Тогда я не задавалась желанием найти и выяснить, кто это поёт, где и когда это было записано… Меня просто переполняли какой-то космос, парение, растворение и совершенное забытье самой себя и всего вокруг… Кажется, я даже не дышала, замерев… Ангелы гладили меня по голове и ограждали своими белоснежными крылами, своими неземными голосами, от всякого зла… И это была их Стена защиты, прославления – Ввысь. Мощь и поддержка! Это было Прекрасно!
Но каждый последующий раз я как будто бы разделяла свою безмолвную и невыразимую радость с теми, кто создал это произведение, это чудо на земле. Может, потому что не с кем больше было её разделить. Разве что с воздухом вокруг, впитывающим в себя эту благодать. И через обыкновенные свои провода и наушники по ночам я чувствовала, что моя тропинка к храму начинает уже проглядывать, очертания её угадываются и тихонько зовут… навстречу…
«Если бы Богу было не угодно что-то через этот хор показать, транслировать, то ничего бы… Те же ноты были спеты – никто бы ничего не почувствовал. Это Божье действие. А Бог, Он же не может сонм ангелов нам послать: мы просто не выдержим. И даже вот Апостолы, на горе Фавор побывав, пали ниц от того Света, который их поразил. Мы бы просто не выдержали… да и недостойны, чтобы ангелы к нам спускались.
Поэтому Бог действует через людей – это аксиома жизни верующего человека. Поэтому чудес много, нужно только увидеть. Открыть глаза и посмотреть.
Мы чувствуем, что это не мы поём. Мы так, рот открываем, силы приложили. Мы старались, но так, всё остальное – Господь».
Потом было много других событий и новых действий в моей жизни. Мне стало по-настоящему интересно и очень дорого, очень близко – узнавать и знакомиться… Начинать чувствовать…
А совсем недавно, совершенно случайно, я посмотрела фильм об одной женщине, нашей современнице, и её духовном пути. И там в фильме звучал хор, регентом которого эта женщина является. И я узнала эти голоса! Ведь я столько всего пережила благодаря им! Это было так удивительно. Это был такой неожиданный и дорогой подарок… Тем более, что именно в этот день у меня был первый в жизни настоящий День Ангела, день заступничества святой покровительницы… И началось всё ведь именно с песни Ангелов…
Так вот. Героиней документального фильма «Инокиня» (реж. Галина Адамович), снятого в Беларуси в 2010 году, оказался тот человек, филигранным и драгоценным талантом которого я так восхищалась всё это время. Ирина Денисова, на тот момент ещё инокиня Свято-Елисаветинского монастыря города Минск, а ныне монахиня Иуалиания. А она мне с самых первых кадров просто понравилась, по-человечески. С ней хотелось дружить, общаться, быть рядом, она вызвала моментальную и безоговорочную симпатию. Такая честная, такая живая и тёплая, с потрясающей самоиронией и обаянием. Что называется, своя в доску :)
И конечно же, я захотела побольше узнать и о том самом хоре, ставшем Вестником моей новой, другой, только начинающейся жизни… Буквально взахлёб, не отрываясь в свободное время в течение нескольких дней, я смотрела видеозаписи их выступлений, слушала интервью матушки в разных православных телепередачах (кстати, цитаты в посте взяты оттуда на слух, поэтому они такие не книжные, а настоящие). И я уже запомнила и как-то сжилась с лицами всех участников :) Прикипела к ним уже поимённо, а не абстрактно… Столько вместе с ними прожито. Выплакано, чего уж таить… С ними, благодаря им, через них… Каждому теперь на концертных записях сопереживаешь, уходишь вглубь пения, вглубь голоса и судьбы, отражающейся в глазах…
«Профессиональный хор верующих людей – это очень редкое явление. Они не ради заработка ходят, а ради чего-то такого, что дорого нам всем. Мы не сразу оказались хором монастыря. Десять лет мы пели хором Свято-Петро-Павловского собора города Минска. Там мы стали музыкальной единицей, притягательной для людей. Когда я ушла в монастырь… не ушла, а пришла, мне так хочется сказать… хор пришёл вместе за мной. Потому что мы вместе рождались.
«Хор – это соборное существо. Он один, но внутри нас много. У нас в хоре нет вокалистов. Вокалист – это индивидуальность, это соло. А хор – это соборность. Векторы другие…».
И они все действительно воспринимаются как единый организм… Единство не личного, а общего…
Хотя юмор при этом так и сквозит во всём :)
Как рассказывает матушка Иулиания: «Я музыковед по образованию и руку не поднимала на человека :) Но пришлось :)» (смайлы подразумевались интонационно
)
Матушка Иулиания – не только регент Праздничного хора Свято-Елисаветинского монастыря, она ещё и автор более 200 канонических церковных песнопений, обработок и гармонизаций, а также духовных стихов и песен. Её талант, искра Божья… воплотили в жизнь многие произведения, благодаря которым душа человека может открыться… и почувствовать живое… Где бы человек не находился при этом. Это большой дар! Это настолько бесценно и важно… Это так помогает…
«Можно петь такие песнопения, которых не заметишь вообще, пел ли хор или нет. Бывают такие песнопения, которые превращают службу в концерт. Причём, очень хорошие. Вот этого не надо допускать. Для концерта это подходит, а для храма – это страсти. Это лишнее, это эмоции. Человек отвлекается от молитвы. Молитва должна быть неэмоциональной. И так-то наша молитва какая… А тут ещё и хор будет «помогать», чтобы ты думал не о грехах, не о покаянии, не о Боге.
Петь можно по-всякому, главное – чисто и вместе. И негромко.
«Жестоковыйное» пение – не подходит для храма. Потому что это сразу слышно, отражается на молитве. Когда человек напрягает связки, у него даже напрягается шея, так что она становится жёсткой… Выя – это шея. И от такой жестоковыйности какой-то гордыней сразу за версту веет. А если петь просто, прямо… ну наверное, тогда можно приблизиться к тому, как наши предки пели».
Да, оказывается, это целый пласт интереснейших знаний – виды традиционных распевов, их значение в восприятии Православной Молитвы. Спасибо Вам, матушка Иулиания, за новый целый мир… Внутри каждого Вашего произведения.
«Нам важно подчеркнуть, что Бог входит в нашу жизнь, Он с нами, Он действует не только во время богослужений: мы пришли, отстояли службу, помолились, поставили свечу, ушли и всё… На Руси всегда было по-другому: Бог входил в каждый момент жизни человека, в быт, в его труд. Крещение, свадьбы, отпевания — это всё всегда сопровождалось пением. Людям хотелось продолжать петь о Боге и вне церкви, в своей повседневной жизни. Поэтому у нас богатейший фольклор, связанный со святыми, Богородицей, праздниками, с размышлениями русского человека о своей душе, о связи с Царством Небесным, с духовным миром. И сейчас это тоже продолжается, поэтому в нашем концерте звучат не только церковные песнопения, но и произведения на стихи русских поэтов, народные песни, созвучные Православию, произведения современных авторов на стихи православных поэтов».
Например, в репертуаре Праздничного хора есть такая, мудрая, песня.
Нить судьбы (А. Солодовников / м. Иулиания (Денисова)
Бог ткань моих коротких дней
Ткёт сообща со мной:
Я подбираю краски к ней —
Он мастер основной.
Вот нить печали вплетена.
Я, глупый, изумлён.
Но мне изнанка лишь видна —
Лицо же видит Он.
Мне вид изнанки надоел,
И ждать мне не досуг!
И я беру для добрых дел
Станок из Божьих рук.
Мой план хорош, и нить крепка,
И ладится узор,
Моя уверена рука,
И мой не дрогнет взор!
Я ткал и ткал орнамент свой,
Не ел, не пил, не спал…
И, наконец, на суд людской
Мой гордый труд предстал.
Мой дерзкий труд предстал.
Там, на жгутах страстей моих,
В смертельных узах зла
Обрывок ниточки Любви
Колышется едва…
Господь взглянул и тихо взял
Станок старинный Свой.
И вся толпа следила за
Божественной рукой.
Он ничего не исправлял,
Что было б мне в укор.
Но нить судьбы моей вплетал
В невиданный узор.
В Небесный Свой узор.
В Божественный узор.
С тех пор не тку я полотна,
Коль в этом не силен.
Ведь мне изнанка лишь видна —
Лицо же видит Он.
Для знакомства с этим замечательным хором можно посмотреть небольшой музыкальный фильм, снятый к уже двадцатилетнему его юбилею. Рассказы перемежаются записями выступлений с наиболее известными произведениями, и при возникшей симпатии – есть что поместить себе в закладки и избранное :) И слушать, слушать… Наслаждаться…
YouTube-версия.
А это более обстоятельное и прямо-таки восхитительное, да, повествование об этом коллективе – «Единым сердцем» (реж. Юлия Воскобойникова) Согревает, очень… Удивительное переплетение судеб, которое наводит на размышления о жизни…
И вот тот самый светлый и очень душевный фильм «Инокиня» о самой матушке Иулиании. Его хочется пересматривать… Внимать его смыслам… Настоящая пища для души.
YouTube-версия.
Тёплого и душевного просмотра!..
Интервью – это глава из книги “Монахи. О выборе и о свободе”, она вся очень интересная, о наших современниках. С удивлением обнаружила там рассказ нашего бывшего Митрополита Хабаровского, он всегда производил на меня впечатление неординарного человека :)
Да и вообще, завспоминала свой школьный хор :) Меня там однажды перевели вместо пения на конферанс, да так и оставили, и намёк я поняла :))
Спасибо за отклик!
Всё очень красиво и глубоко – и пение, и история хора, и люди. Где-то глубоко внутри отзывается. И очищает…
Думаю, для этого они и поют.
Проходят годы, разные жизненные этапы, многое отпадает, а эта связь людей и потребность молиться через пение – лишь крепнет.
И как здорово в наш век информационных технологий, что их молитва преодолевает пространство и время.Так она может очистить многих-многих людей… Очень благодарна их творчеству!
Наташа, спасибо, что поделилась!
Буду возвращаться к посту и к фильму. Спасибо большое ещё раз!
Это то, что соединяет сердца…
Переплетает судьбы…
Спасибо за живой рассказ, Катя! И за знакомство с творчеством и историей хора. Красота пения подстать удивительному переплетению нитей их судеб.
С удовольствием посмотрел фильмы. Без фальши сделаны, с большой заботой о том, чтобы верно передать смыслы и подобрать в рассказе достойное обрамление таланту певчих.
Как же они красиво “Всего-то навсего” исполняют… И смысл в песне такой простой и глубокий одновременно…
Катя, огромнейшая благодарность тебе за этот пост – пост, через который льется поток света, любви, веры. Пост, который в очередной раз заставляется задуматься о Тайне и Непостижимости промысла Божьего. Настоящий душ для души.
Удивительнейшее красивое пение Праздничного хора Свято-Елисаветинского монастыря очень впечатляет. Композиция «Всего-то на всего» тронула до глубины души… и так и осталась там жить.
Показанные в фильмах судьбы людские впечатляют своими переплетениями.
Фильм «Инокиня» посмотрела уже пару раз. Очень наполняющий и вдохновляющий фильм.
Спасибо еще раз!
Ещё одна пронзительная песня “Душа человеча”, покаянная, великопостная…
Здесь есть её стихи и запись исполнения.