Каллиграфия и здоровье

22 Окт, 2017   в 19:22
Как уже много раз упоминалось на нашем форуме, здоровье человека – это комплексное, целостное понятие. Для полноценной счастливой жизни человеку необходимо развитие и оздоровление по всем линиям – физической, энергетической, психической.

Хочу поделиться интересным материалом, в котором рассказывается о занятиях каллиграфией.
По-моему, это очень холистичное занятие, способствующее развитию, а при необходимости – оздоровлению, человека по всем направлениям – и умственно, и физически, и психически, и конечно – эстетически.



В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет.

Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок.
Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии.
Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе.
В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни.

Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий.
Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги.

Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун – древнюю китайскую систему поддержания и развития внутренней энергии.

Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.

Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение.
Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию.
А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет.
Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.

Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью.

Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера.

В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.

Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье.
О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты.
В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии.

Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века.
Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса.

Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма.

У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.

Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.

Думаю, тут есть о чем задуматься, особенно тем, у кого есть дети. Ведь занятия каллиграфией можно проводить и вместе как вариант семейного развивающего досуга!



Источник

Комментарии

( 21 комментарий — )

Sofi
22 Окт, 2017 20:15
Спасибо за интересный и полезный материал! 
Действительно, это кропотливый труд, который может перерасти в медитацию, а следовательно и в целительный процесс. А какая эстетика…
Почему-то вспомнила слова из акафиста Амвросию Оптинскому: “…усердно прелагая древняя писания отцев в письмена удобовразумительная. Мы же дивящеся трудом твоим…”:)
А еще хочется развить тему на предмет взаимосвязи почерка и психического состояния человека. Ведь наверняка, выверенный, аккуратный почерк говорит об упорядоченности внутри… Хотя варианты могут быть разные:) В общем, почитаю на сей счет.
Nataly
23 Окт, 2017 21:05
Да, Соня, есть целая наука – графология, которая занимается анализом особенностей характера человека через почерк. Хотя, боюсь, с нынешним уровнем развития всяких гаджетов, скоро графологи останутся без работы :)))
Аккуратный почерк, наверное, говорит об аккуратности пишущего. Но это лишь одна черта характера. Совсем не факт, что у этого аккуратного человека всё ладно внутри :)
Karina_Galkina
22 Окт, 2017 21:51

Наташа, спасибо за очень интересный и познавательный материал!

А мне в связи с ним вспомнился наш арт-тренинг с Борей.

Nataly
23 Окт, 2017 21:12
Карина, на здоровье! :)
Да, мне тоже кажется, что занятие каллиграфией во многом перекликается с арт-тренингами.
Только арт-тренинг более спонтанное занятие и направлено, скорее, на то, чтобы выразить свое внутреннее состояние. Это больше исследование своего внутреннего мира.
А каллиграфия как бы в обратном направлении. Через внешнюю деятельность – написание символов, развитие и выстраивание каких-то внутренних структур и способностей.
Марина Михацкая
23 Окт, 2017 08:52
Спасибо за пост!  Очень интересная и актуальная для меня тема. Как раз недавно один мой знакомый спросил меня,  как я отношусь к развитию связной письма у детей,  а так же стоит ли заниматься связаны письмом с ребёнком.  Тут нужно сказать,  что я живу в Швеции,  и в школах здесь уже не учат связано писать. Только печатные буквы. А с третьего (если не с первого)  класса уже все получают свои айпады,  хромбуки и ищет с ними,  и печатают уже на клавиатуре.  Так вот,  из 48 моих учеников в восьмом классе, только  один умел связано писать прописью,  и он сильно отличался от остальных тем,  что был более собранный,  развитый,  организованый и креативный. Когда я спросила его,  как это вышло,  что он умеет калиграфически писать,  он ответил,  что его научила его датская бабушка,  сказав при этом что образованный человек должен уметь красиво писать. Я с ней полностью согласна. Моё мнение,  как педагога,  такое: связное письмо –  это навык,  который способствует развитию воображения,  концентрации,  а так же логики,  что в свою очередь влияет на математические  способности. Очень жаль,  что шведы так регрессировали. Но это план их государства: сознательно занизить уровень образования у населения. Да,  в немногих оставшихся закрытых элитных школах чистописание почему-то  есть:).  Мы пишем прописи дома:),  дополняем шведскую школу:).
Nataly
23 Окт, 2017 21:23
Да, Марина, в школах сейчас и у нас меньше внимания уделяют почерку. Хотя пока прописными учат писать. Но совсем не на том уровне, как в советской школе. Я помню, мы долго писали в прописях, прежде чем начали писать в обычных тетрадках. В прописях добивались правильной прорисовки каждой буквы и правильному соединению букв. И потом, в более старших классах иметь некрасивый почерк было как-то стыдно. И учителя, если плохо написано, заставляли переписывать. А еще, в старших классах у нас был предмет “Черчение”, и существенную его часть занимало изучение и строгое начертание разных шрифтов. Сейчас этого нет почти нигде. Но система образования наша сейчас бурлит, постоянно какие-то новшества. Надеюсь, что всё-таки прежние наработки вернутся. Я тоже уверена, что развитые навыки письма способствуют умственному и творческому развитию.
Alexander
23 Окт, 2017 18:57
Наташа, спасибо! Очень интересная тема. Помню я в детстве учился писать перьевой ручкой и мне очень нравился этот процесс, нравилось выводить буквы. Письмо перьевой ручкой отличается по ощущениям, от письма ручкой шариковой. При письме перьевой ручкой нужно улавливать более тонкие движения, такое письмо как бы по другому настраивает ум, приходится развивать оочень тонкую моторику. И я подозреваю, что это как раз и является способом тренировки для настраивания на тонкие потоки творчества.

И еще у меня было интересное наблюдение, когда я однажды увидел написание некоторых букв по-другому, иначе, чем я учился по прописям. И мне захотелось освоить написание этих букв именно в другом стиле. Это потребовало довольно ощутимого труда, поскольку навык написания букв очень хорошо внедряется в теле (или в уме). Но после некоторых усилий, мне таки удалось довести до автоматизма написание некоторых букв в новом стиле. И я заметил, что я могу легко писать и так и так. 

Потом я однажды решил изменить свою подпись. Причем я выбрал необычный для себя стиль написания. Когда я учился писать, то все буквы преимущественно писались по часовой стрелке. А в своей подписи я использовал элементы, которые нужно было писать против часовой стрелки. И это оказалось довольно непростой задачей для руки, так как рука так и норовила выполнить элемент по часовой стрелке, по привычке. Но со временем и это удалось. И вспоминая, сколько усилий стоило именно переучивание в написании отдельных элементов, я понимаю, насколько тренированным должен быть ум, чтобы человек мог владеть письмом в различных стилях.
Nataly
23 Окт, 2017 21:53
Саша, спасибо за твои наблюдения. Очень интересно.
Я тоже в детстве экспериментировала с перьями и чернилами. И даже одно время носила в школу наливную ручку – были такие с пером, а чернила внутрь заливались. А дома любила писать перьями, обмакивая в чернильницу. Были еще такие наборы съемных перьев – разных размеров и толщины. И процесс обычного письма превращался в очень увлекательное и творческое занятие. И, как минимум, воспитывал точность и аккуратность – надо было постоянно следить за силой нажима, за тем, сколько чернил на пере.
Я и сейчас, хоть моя работа связана с компьютером и на работе у меня часто несколько компьютеров под рукой, когда мне нужно что-то придумать, я беру ручку и блокнот. Когда пишу руками, как-то мозги по другому начинают работать :)))
Karina_Galkina
24 Окт, 2017 02:38

Да, Наташ, полностью соглашусь. Когда мне по работе нужно что-то придумать или выстроить логический план действий, я обязательно беру в руки карандаш / ручку и на бумаге все расписываю, хотя тоже сижу перед компьютером… Такое ощущение, что креативных идей таким образом больше возникает, лучше, четче, структурированнее думается.

ALG
24 Окт, 2017 16:39
Ооооо…Наташа…спасибо за подаренное прикосновение к детству!
Прям так ярко вспыхнуло в памяти: у меня ж тоже в детстве были такие перья, поскольку мой отец – художник. И много лет он работал и как художник-оформитель, поэтому этих перьев у нас было дома немерянно!
И я ими писал нередко – и для каких-то поздравительных задачь, и, что было чаще, просто так, поскольку это было реально увлекательно!

А ещё ж была разная тушь!

Сколько было разной туши в магазине канцтоваров, и можно было писать перьями разной тушью!
Оооооо…сижу и вот прям в волнах детства сейчас…

И уже прям репу чешу – а не восстановить ли такую практику?
Katun
25 Окт, 2017 10:17
И в моём детстве остался взмах пером чёрной тушью. Чарующая была бы практика :)
А ещё довольно медитативным занятием была работа на печатной машинке. Со снятой кареткой – чтобы было видно эти металлические загогулины, ударяющие сквозь печатную ленту по листу бумаги… Наглядная связь была в механизме – “стимул” от пальца – “реакция” на листке. И шумно при этом))) сразу видно, что человек трудится физически, скрипит мозгом на результат. И играет в писателя :)
ALG
24 Окт, 2017 18:24
Во! Нашел эти перья!:)



Оказывается, они называются “перья плакатные”!

Эххх…сейчас, конечно, Фотошоп и Иллюстратор их безнадёжно вытеснили:)
Nataly
24 Окт, 2017 21:50
Да!!! Это плакатные. Те что сверху – для крупных надписей. Типа – “Мир! Труд! Май!” на транспаранте :)))
Таким широким написать красиво – целое мастерство было!
Ольга Селезнева
23 Окт, 2017 20:21
…. Принципы поступков – это то, ради чего они совершаются..   Аристотель.
Nataly
23 Окт, 2017 21:53
Краткость – сестра таланта! :))
len-di
23 Окт, 2017 22:23
Наташа, спасибо за такую полезную и интересную информацию!
Nataly
24 Окт, 2017 21:51
На здоровье!
Serg
24 Окт, 2017 14:25
Наталья,спасибо!Действительно,застывшая музыка….
Nataly
24 Окт, 2017 21:52
Да! Если говорить о результате – то да, застывшая музыка. А если о процессе – так самая что ни на есть, живая! :))
sandal
28 Окт, 2017 12:21
А у меня ужасный почерк стал. Он всегда был не очень аккуратный, в школе за этим не очень следили – пишу грамотно и хорошо. Когда пишу ручкой, часто стала не дописывать слова, почерк неразборчивый стал, но мне хочется написать много, когда пишу какие-то свои мысли или нужно записать то, что нужно не забыть. И вот сейчас я задумалась над покупкой прописью для 1 класса. А что можно изучить для улучшения почерка? Вы можете посоветовать какую-либо литературу или ресурс?
Nataly
28 Окт, 2017 23:34
Возможно, есть такая литература и ресурсы. Можно поискать. Но я лично никогда для себя не искала. Может быть, кто-то другой посоветует из форумчан….
У меня в начальной школе были проблемы с письмом. Тогда требовали очень строго – написание букв, величина, угол наклона. Помню, с огромным трудом мне давалось правильно вписывать цифры и буквы в клеточки. Мне было очень сложно соблюсти все правила. И в итоге писала я медленно, не ровно и тратила слишком много сил. И чтобы не отставать, я просто стала много писать дома. И даже потом увлеклась, как я уже писала выше – стала писать пером и чернилами, которые в принципе требуют к процессу письма больше внимания. И постепенно и почерк мой выровнялся и писать я стала быстрее. И даже одно время писала сказки и рассказы. Сам процесс письма стал доставлять удовольствие.
Как всегда, чтобы решить какую-то проблему, надо просто побольше своего внимания на нее направить. И побольше практики. Чтобы было интереснее, можно не просто писать, а попробовать той же каллиграфией заняться, например. Думаю, что помимо исправления почерка, это занятие подарит много других радостей и полезностей :)

( 21 комментарий — )