Каллиграфия и здоровье
Хочу поделиться интересным материалом, в котором рассказывается о занятиях каллиграфией.
По-моему, это очень холистичное занятие, способствующее развитию, а при необходимости – оздоровлению, человека по всем направлениям – и умственно, и физически, и психически, и конечно – эстетически.
В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет.
Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок.
Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии.
Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе.
В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни.
Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий.
Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги.
Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун – древнюю китайскую систему поддержания и развития внутренней энергии.
Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение.
Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию.
А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет.
Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью.
Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера.
В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье.
О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты.
В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии.
Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века.
Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса.
Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма.
У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.
Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.
Думаю, тут есть о чем задуматься, особенно тем, у кого есть дети. Ведь занятия каллиграфией можно проводить и вместе как вариант семейного развивающего досуга!
Источник
Действительно, это кропотливый труд, который может перерасти в медитацию, а следовательно и в целительный процесс. А какая эстетика…
Почему-то вспомнила слова из акафиста Амвросию Оптинскому: “…усердно прелагая древняя писания отцев в письмена удобовразумительная. Мы же дивящеся трудом твоим…”:)
А еще хочется развить тему на предмет взаимосвязи почерка и психического состояния человека. Ведь наверняка, выверенный, аккуратный почерк говорит об упорядоченности внутри… Хотя варианты могут быть разные:) В общем, почитаю на сей счет.
Аккуратный почерк, наверное, говорит об аккуратности пишущего. Но это лишь одна черта характера. Совсем не факт, что у этого аккуратного человека всё ладно внутри :)
Наташа, спасибо за очень интересный и познавательный материал!
А мне в связи с ним вспомнился наш арт-тренинг с Борей.
Да, мне тоже кажется, что занятие каллиграфией во многом перекликается с арт-тренингами.
Только арт-тренинг более спонтанное занятие и направлено, скорее, на то, чтобы выразить свое внутреннее состояние. Это больше исследование своего внутреннего мира.
А каллиграфия как бы в обратном направлении. Через внешнюю деятельность – написание символов, развитие и выстраивание каких-то внутренних структур и способностей.
И еще у меня было интересное наблюдение, когда я однажды увидел написание некоторых букв по-другому, иначе, чем я учился по прописям. И мне захотелось освоить написание этих букв именно в другом стиле. Это потребовало довольно ощутимого труда, поскольку навык написания букв очень хорошо внедряется в теле (или в уме). Но после некоторых усилий, мне таки удалось довести до автоматизма написание некоторых букв в новом стиле. И я заметил, что я могу легко писать и так и так.
Потом я однажды решил изменить свою подпись. Причем я выбрал необычный для себя стиль написания. Когда я учился писать, то все буквы преимущественно писались по часовой стрелке. А в своей подписи я использовал элементы, которые нужно было писать против часовой стрелки. И это оказалось довольно непростой задачей для руки, так как рука так и норовила выполнить элемент по часовой стрелке, по привычке. Но со временем и это удалось. И вспоминая, сколько усилий стоило именно переучивание в написании отдельных элементов, я понимаю, насколько тренированным должен быть ум, чтобы человек мог владеть письмом в различных стилях.
Я тоже в детстве экспериментировала с перьями и чернилами. И даже одно время носила в школу наливную ручку – были такие с пером, а чернила внутрь заливались. А дома любила писать перьями, обмакивая в чернильницу. Были еще такие наборы съемных перьев – разных размеров и толщины. И процесс обычного письма превращался в очень увлекательное и творческое занятие. И, как минимум, воспитывал точность и аккуратность – надо было постоянно следить за силой нажима, за тем, сколько чернил на пере.
Я и сейчас, хоть моя работа связана с компьютером и на работе у меня часто несколько компьютеров под рукой, когда мне нужно что-то придумать, я беру ручку и блокнот. Когда пишу руками, как-то мозги по другому начинают работать :)))
Да, Наташ, полностью соглашусь. Когда мне по работе нужно что-то придумать или выстроить логический план действий, я обязательно беру в руки карандаш / ручку и на бумаге все расписываю, хотя тоже сижу перед компьютером… Такое ощущение, что креативных идей таким образом больше возникает, лучше, четче, структурированнее думается.
Прям так ярко вспыхнуло в памяти: у меня ж тоже в детстве были такие перья, поскольку мой отец – художник. И много лет он работал и как художник-оформитель, поэтому этих перьев у нас было дома немерянно!
И я ими писал нередко – и для каких-то поздравительных задачь, и, что было чаще, просто так, поскольку это было реально увлекательно!
А ещё ж была разная тушь!
Сколько было разной туши в магазине канцтоваров, и можно было писать перьями разной тушью!
Оооооо…сижу и вот прям в волнах детства сейчас…
И уже прям репу чешу – а не восстановить ли такую практику?
А ещё довольно медитативным занятием была работа на печатной машинке. Со снятой кареткой – чтобы было видно эти металлические загогулины, ударяющие сквозь печатную ленту по листу бумаги… Наглядная связь была в механизме – “стимул” от пальца – “реакция” на листке. И шумно при этом))) сразу видно, что человек трудится физически, скрипит мозгом на результат. И играет в писателя :)
Оказывается, они называются “перья плакатные”!
Эххх…сейчас, конечно, Фотошоп и Иллюстратор их безнадёжно вытеснили:)
Таким широким написать красиво – целое мастерство было!
У меня в начальной школе были проблемы с письмом. Тогда требовали очень строго – написание букв, величина, угол наклона. Помню, с огромным трудом мне давалось правильно вписывать цифры и буквы в клеточки. Мне было очень сложно соблюсти все правила. И в итоге писала я медленно, не ровно и тратила слишком много сил. И чтобы не отставать, я просто стала много писать дома. И даже потом увлеклась, как я уже писала выше – стала писать пером и чернилами, которые в принципе требуют к процессу письма больше внимания. И постепенно и почерк мой выровнялся и писать я стала быстрее. И даже одно время писала сказки и рассказы. Сам процесс письма стал доставлять удовольствие.
Как всегда, чтобы решить какую-то проблему, надо просто побольше своего внимания на нее направить. И побольше практики. Чтобы было интереснее, можно не просто писать, а попробовать той же каллиграфией заняться, например. Думаю, что помимо исправления почерка, это занятие подарит много других радостей и полезностей :)